В прокат вышел фильм «Территория». Режиссер картины Александр Мельник побывал в Тюмени и дал интервью НАШЕЙ

Невероятной красоты кино про бескрайний Север, снятое по роману Олега Куваева, начнут показывать в тюменских кинотеатрах с 16 апреля. Как актеры выживали в Арктике - при погоде -45 градусов, в обычных палатках, без телефонной связи и бытовых удобств - режиссер рассказал в интервью НАШЕЙ

Новости Тюмени и Тюменской области - 19.04.2014

Накануне премьеры в нашем городе побывали режиссер картины Александр Мельник и актер Константин Балакирев, сыгравший роль золотодобытчика по прозвищу Кефир. Они рассказали, какие события легли в основу сюжета, где проходили съемки и как двухчасовой фильм изменил их жизнь.

Режиссер фильма

«Территория» - роман Олега Куваева, считающийся наивысшим успехом его творчества и повествующий об успешном открытии золота на Чукотке в конце 1940-х — начале 1950-х годов. На сегодняшний день существует восемь вариантов «Территории».

Фильм «Территория» описывает события, которые произошли в 1960 году на крайнем Севере. Сценарий написан по книге советского писателя Олега Куваева и описывает быт геологов середины прошлого столетия. Бурные реки, безграничные просторы, пейзажи Арктики и тщетные попытки найти золотые самородки на территории, которая дает только дешевое олово. В послевоенное время (события, по сюжету, разворачиваются в 1949-1950 годах) стране срочно нужно золото, чтобы поправить экономику, которая находится в бедственном положении.

Фильм «Территория»: «Большинство трусят жить по мечте» 

«Территория» - это история о людях, которые ради идеи и мечты готовы на все. «Большинство жить по мечте трусят», - говорит одна из героинь фильма, журналистка из Ленинграда, приехавшая на Крайний Север «отрабатывать» партийное задание - писать очерк о геологах-романтиках, которые трудятся на благо Советского союза. Только вот мечта - у каждого своя. Одни - месяцами безуспешно моют речной песок и стирают в кровь ладони, надеясь найти золотую пыль и пополнить казну СССР. Другие - ради золотого слитка и безбедной жизни расстреливают в упор своего товарища.

Кадр из фильма

Фильм действительно очень красивый. Арктика показана под таким углом, что в эти бескрайние холодные пейзажи влюбляешься - окончательно и бесповоротно. Это похлеще чопорных скандинавских пейзажей. В результате кино воспринимается как способ на два с половиной часа переместиться из мира бетонных коробок и разрывающегося от бесконечных звонков смартфона в утопию, словно сошедшую с обложки журнала national geographic.

Кадр из фильма

Как только на экране появляются титры (кстати, в контексте данной картины они воспринимаются словно фильм в фильме), невольно задумываешься: а что тебе удалось достичь за свою короткую жизнь, живешь ли ты по мечте, или трусишь?

«Территория»: переизбыток патриотизма

Кино чересчур патриотичное. В некоторых местах (особенно, где идет упор на мысль - необходимо быть полезным обществу, нужно работать-работать-и-еще-раз-работать, да и вообще следует посвятить свою жизнь на благо государства) чувствуется госзаказ. Длинный перечень фамилий в титрах, которым режиссер говорит спасибо и где перечислены все топовые чиновники страны - от президента до практически всех министров, подтверждает возникшее чувство.

Трейлер фильма:

Режиссер фильма в интервью НАШЕЙ: «Не имей сто рублей, а дружи с президентом»

Режиссер - Александр Мельник - практически неизвестен массовому зрителю. В его кинематографической копилке всего несколько фильмов - «Новая Земля», снятый в 2008 году, и нынешняя «Территория». Тюмень стала 21-ым городом, куда Мельник вместе с актером Константином Балакиревым, который исполнял в кино второстепенную роль, заглянули в рамках промо-тура. Пресс-показ фильма состоялся в кинотеатре «Киномакс». НАША поговорила с ними. Далее - со слов Александра Мельника.

Режиссер фильма

О финансировании

- На фильм собирали с миру по нитке. Если перефразировать всем известную поговорку: не имей сто рублей, а дружи с президентом, - шутит Мельник. - Когда показываешь спонсорам материал и говоришь о Куваеве, то оказывается, что очень многие знают этого автора. Кто-то сам читал, у кого-то родители его любили. Знаете, это потрясающе, когда ты приходишь к человеку, который, казалось бы, совершенно далек от того мира, о котором мы говорим, от Арктики и геологии, а он вдруг говорит: "Я помню! Его в роман-газете печатали, мама с папой берегли его".
Бюджет картины составил 14 миллионов долларов.

О зрителях

- Тюмень стала 21-ым городом, где мы побывали. Мой вывод: молодежь принимает фильм безоговорочно, она не копается в деталях. Люди, которые имеют отношение к геологии, разделились на две группы. Большинство тоже хорошо принимают картину. Но какая-то часть, 10-15 процентов, подходят после просмотра и говорят: все хорошо, только вот длина ручки у молотка другая...
В Омске обратил внимание на девочку с дедушкой. Дедушка - божий одуванчик, со значками заслуженного геолога на пиджаке и прочими регалиями. Как девочка относится к нему в повседневной жизни? Она воспринимает его просто как дедушку - дома он ходит в тапочках, шоркает ногами, ему делают теплое молочко. И тут вдруг она увидела его жизнь с другой стороны... Из зала девочка вышла заплаканной, держала деда за руку, они о чем-то беседовали. Она поняла, что если ее дед был таким, то, значит, он - герой.

Об условиях съемок

Плато Путорана (в переводе с эвенкийского - озера с крутыми берегами) - горный массив на северо-западе Среднесибирского плоскогорья. Его площадь сравнима с территорией Велокобритании. Здесь расположен заповедник, который ЮНЕСКО считает памятником всемирного наследия человечества. Ближайший к нему город - Норильск.

- Снимать было реально сложно. Всего мы побывали в трех экспедициях. Первая - летняя на плато Путорана, 200 километров от Норильска по прямой, на вертолетах. Вылетететь не всегда была возможность, потому что перевалы постоянно затянуты облаками. Жили в палаточном лагере на 150 человек. Кстати, еду нам готовили и дрова кололи преподаватели и аспиранты университетов Омска и Новосибирска. Как они там оказались? Во-первых, они любят роман Олега Куваева. Во-вторых, они очень хотели попасть на плато Путорана, куда просто так не попадешь. Когда я узнал, кто нам готовит еду, то попросил съемочную группу с вниманием относиться к людям, которые подают нам миску с едой и забирают грязную посуду.

В горах очень тяжело было тащить на тележке 300 килограммов аппаратуры. Когда вы видите на экране хороший операторский кадр, но необходимо понимать, что за ним стоит человек двадцать, которые прут две тонны оборудования в гору и ругают операторов, режиссеров и, наверное, даже Олега Куваева.

Потом была зимняя экспедиция. Тоже жили в палатках, надувных модулях. Девять дней к нам никто не мог долететь, мы уже начали покушаться на запас бензина, который оставляли для вертолетных съемок. Но а результате нам повезло, до нас добрались, и мы все-таки приступили к работе и сняли все, что планировали.

Самая сложная, с точки зрения температурного режима, была экспедиция на Чукотку. Минус 35-40 градусов, сильный ветер. Все, что зритель видит ближе к финалу, было снято там. Никто из актеров зимой не заходил в палатки греться - вся декорация формировалась естественным путем. Никому не давали расслабиться. Все было по-настоящему.

Про Куваева

- Я прочитал этот роман Олега Куваева в 1978 году, во время экспедиции под Нефтеюганском (по специальности Мельник - инженер-гидролог). Тогда город только начинали строить - повсюду бетонные плиты, болото.

Это вторая экранизация романа «Территория». Первый фильм был снят в 1978 году. Режиссёр - Александр Сурин. 

Помню, нас привезли туда. Я - старший группы, со мной несколько студентов, девчонки. Нам нужно было найти улицу, где располагался дом для ночевки. Мы кружили, кружили по городу, спрашивали у прохожих - как найти такую-то улицу, но люди пожимали плечами. Так, кругами, мы находили километров десять.

По пути увидели здание милиции. Зашли внутрь. Видим - сидит пьяный капитан, один на один со стаканом, и смотрит на нас. Я ему: так и так, товарищ капитан, мы - студенты, нас должны в экспедицию забрать, но только завтра, поэтому сегодня надо где-то переночевать.

Капитан предлагает: у меня тут КПЗ, там еще никто не ночевал, только открыли. Ну, мы и остались на ночевку в милиции. Утром просыпаемся, а дверь закрыта. Я подхожу к решетке и вижу, что около входа сидит уже другой капитан, но состояние примерно одинаковое. Рядом - большой портрет. Оказывается, у них погиб друг, накануне его похоронили, и у всех в отделении милиции было соответствующее настроение.

Я ему: так и так, мы - студенты, остались тут переночевать. Он: знаю я вас, студентов. Сидеть!

Продолжаю убеждать: позвоните тому, кто вчера был, он подтвердит.

Капитан непреклонен: ему уже не дозвонишься.

Мы долго его убеждали, просили. В итоге он открыл дверь и сказал: "Ну все, идите, помните Нефтеюганск". Так вот. В эту экспедицию я прочитал Куваева и просто заболел им.

Про жизнь

- Как за время съемок изменилась моя жизнь? Дочка, которая работала вторым режиссером, родила сына и сейчас вот ждет второго ребенка. Получается, мы так долго снимали это кино, что у меня появился один внук и уже следующий на подходе (смеется). Также у меня появилось много друзей, я проехал всю страну вдоль и поперек. Мне поступило много предложений, которые, надеюсь, будем осуществлять.

Константин Балакирев, сыгравший второстепенную роль в фильме "Территория", во время визита в Тюмень:

Актер Константин Балакирев, сыгравший роль Кефира в фильме

Актер Константин Балакирев, сыгравший роль Кефира в фильме

Актер Константин Балакирев, сыгравший роль Кефира в фильме

Режиссер фильма

Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх