Интервью с тюменской портной, которая создала костюм для конкурса «Миссис Мира»: «Обижает, когда называют швеей»

В ателье мы в основном приходим в самый незапланированный момент: когда оторвалась пуговица либо необходимо подшить брюки. Но в небольшом помещении мастерской зачастую происходит намного больше, чем стандартная процедура по ремонту одежды: здесь царит магия ниток и тканей, а портные работают не только над созданием одежды, но и вашего образа.

Журналист NG72.RU заглянул за кулисы одного из тюменских ателье, в котором сшили костюм для тюменской модели Юлии Храмовой: в нем девушка представляла Россию на международном конкурсе «Миссис Мира». А до феерического выхода красавицы на сцену в Сеуле ателье победило в конкурсе театрального костюма, и директора мастерской даже пригласили работать во Францию. Но Анна Жижилкина предпочла остаться в Тюмени. 

Кстати, жилетка, в которой тюменка выходила на сцену конкурса красоты в Сеуле,  висит в ателье и примерять ее может каждый. Сотрудницы ателье называют ее «счастливой»: говорят, она приносит удачу. Помимо нее в ателье Анны Жижилкиной есть еще и «беременные» стул и кружка. Но их, в отличии от жилетки, примерить решаются не все. 

О том, как создавалось платье для Юлии Храмовой, почему портных обижает, когда их называют швеями, почему тюменским артистам приходится сложно при выборе сценического наряда и как шьют театральные костюмы - в интервью с портной Анной Жижилкиной.  

 

Анна, вы из династии портных. Вы решили пойти по стопам родственников? Как вообще пришли к этой профессии?

- Мне 34 года и ровно половину своей жизни мы вместе с напарницей, Татьяной, шьем одежду. Начинали работать на дому. Почти десять лет шили в квартире Тани. Тем не менее, качество от этого не страдало: к нам обращались депутаты, мы шили детские костюмы на спортивные мероприятия. На девяти «квадратах» создавались костюмы для участников детского «Евровидения» - группы «Робинзон». В это же время сшили  платье-реплику «Версаче» для Юлии Мощенко, которая в 2001 году в нем победила на конкурсе «Мисс Тюмень».
Домашние привыкли к нашей работе: Татьяна и шила, и спала в одной комнате. Спустя несколько лет такой работы мы пришли к тому, что надо работать по безналичному расчету, с организациями, предоставлять отчетную документацию.

Что касается учебы, то я училась в 16 колледже на портного. У нас были очень хорошие преподаватели. Но, к сожалению, наш колледж позже закрыли. Получается, что сейчас в Тюмени негде обучиться на портного.

Анна в кокошнике, сшитом в ее ателье 

Тем не менее, в городе можно выучиться, к примеру, на дизайнера

- Дизайнер — это полуфабрикат. Он не знает технологию, он не знает конструирование. Он что-то рисует, не понимая, можно ли это воплотить в реальность. Нам сейчас важно учить портных, чтобы хотя бы немного китайцев с рынка вытеснить. А то мы совсем забыли, что можем сами одевать людей и использовать собственные производственные ресурсы.

Чем отличается работа портного от швеи?

- Портной и швея — это абсолютно разные профессии. Швея — это узкий, потоковый специалист, производящий операционную обработку изделия. Швея, к примеру, умеет втачивать молнию. Но подрезать брюки уже не сможет. И шить она, в лучшем случае, может только постельное белье. Если ты приходишь к специалисту, чтобы тебе костюм нарисовали, подобрали комплект материалов, посмотрели постановку, все разработали по сценарию и воплотили в жизнь — то  это работа, как минимум, художника по костюмам. Поэтому даже немного оскорбляет, когда тебя называют швеей: ведь одежду людям шьют портные.

После победы на конкурсе «Поволжские сезоны» Александр Васильев пригласил вас на работу во Францию. Получается, что на этом состязании модельеров вы очень хорошо заявили о себе. Как возникла идея отправиться на конкурс?

Александр Васильев - русский и французский историк моды, коллекционер, декоратор интерьеров, театральный художник, автор книг и статей, лектор, телеведущий, почетный член Российской Академии художеств, основатель международной интерьерной премии «Лилии Александра Васильева»

- «Поволжские сезоны» - единственный в России конкурс театрального костюма. А это — именно то, чем мы занимаемся: воплощаем художественную идею в театральной постановке. Конечно, шьем и обычную одежду. И в ней многие наши клиенты видят определенную доминанту успеха. Некоторые приходят и говорят: я могу прийти в ресторан в вечернем платье, но меня никто не заметит. А могу прийти в юбке-карандаше, сшитой на заказ — и быть в центре внимания.
Вообще, такие конкурсы — это материально затратно. Поэтому участвуем в них редко.

Модели на подиуме в коллекции «Анна Каренина из России»

В платье, сшитом в вашем ателье тюменская красавица Юлия Храмова выходила на сцену международного конкурса «Миссис Мира-2016» в Сеуле. Расскажите, как создавался наряд?

- Мы познакомились с Юлией в Stock Club. Когда разговорились, она сказала, что сейчас стоит вопрос, в чем поехать на «Миссис Мира-2016». Оказалось, что спустя несколько дней необходимо вылететь в Москву, а национального костюма еще нет. И я предложила платье из коллекции «Анна Каренина из России», с которой мы ездили на конкурс «Русский силуэт». С утра Юля уже была в нашем ателье. Примерила все пять костюмов, сфотографировалась в них. И позже выбрала платье из синего фатина с жилеткой, расшитый бисером кокошник и муфту. Платье хорошо село: ушить его просто нереально.
Кстати, буквально через пару дней еще один наш костюм на конкурс взяла Юлия Девяткова, которая представляла область на «Мисс Студенчество России». Правда, ей пришлось выбирать из четырех нарядов.
Можно сказать, что девушкам повезло в этом смысле: народный костюм был готов еще до конкурса. Особенно хорошо он подошел для «Миссис Мира». Ведь образ Анны Карениной — самый узнаваемый за границей.

Юлия Храмова в костюме Анны 

Как возникла идея создания этой коллекции?

- Готовить ее начали еще год назад. Тогда мы подготовили коллекцию кокошников на фестиваль будущих мамочек. Примерно в это же время к нам обратилась девушка — она заканчивала школу в Израиле и хотела пойти на выпускной в национальном костюме. И вот мы придумали образ: с фатиновым платьем, кокошником, начали подбирать аксессуары. А затем объявляют тему конкурса: «Россия и Франция: незаконченное путешествие».
Каждый год Александр Васильев определяет тему, которая всегда является модным трендом на следующий год.

Получается, у нас были какие-то образы и мы продолжили над ними работать.
Конечно, одних костюмов для конкурса было мало: мы разрабатывали музыку (модели выходили на подиум под стук колес), подбирали стихи для выхода.

В вашей коллекции использовано очень много бабочек. С чем это связано?

- Нам очень хотелось использовать этот символ, который очень ярко отображает тему русской эмиграции начала 20 века: когда девушки из России устраивались на низкооплачиваемую работу за границей. Они были как бабочки: хрупкие, хорошо воспитаны, с отличными манерами. Но могли только вышивать, а не зарабатывать на жизнь.

Костюмы ручной работы, вышивка — это очень кропотливая работа. Насколько сложно и как долго они создаются?

- Долго создаются кокошники: одна бабочка вышивается больше трех часов. Еще примерно два часа вышивается сам кокошник. Сценические костюмы шьются по-разному. Бывали экстренные случаи, когда за ночь приходилось все делать. Сложности разные бывают. Например, с такой работой просто невозможно иметь ногти на руках.
Если говорить про купальники для художественной гимнастики, чтобы их украсить стразами, необходимо сидеть, не отрываясь, четыре дня. Опять же, многое зависит от количества страз и сложности рисунка.
Создавая сценические наряды, очень важно знать историю: как одевались в прошлом веке, какие ткани использовали…

Для кого сложнее всего сшить костюм?

- Мужчины-заказчики нас сильно ограничивают. Конечно, есть те, кто нам полностью доверяет. А есть клиенты, которые ездят вместе с нами покупать ткань, контролируют все от и до. Причем ткань мы покупаем не всегда в Тюмени: ездим в Омск, Екатеринбург,  Челябинск. Иногда заказываем в Интернете.

Каким должен быть художественный наряд?

- Если говорить про костюм ведущего, то он всегда должен отличаться от наряда гостей. Все должны понять, что зашел ведущий. Если это фокусник – должна создаваться волшебная атмосфера только от его внешнего вида.

Какие требования к таким костюмам?

- Раз мы все учились на портного, то понимаем, что одежда должна быть носильная. Нам часто говорят: главное, чтобы десять дней костюм отслужил, на время новогодних корпоративов. Но мы не можем шить «порнографию». Вносим в сценическую одежду максимум технологий от носильной: припуски и швы должны быть по ГОСТу. Если шьем мужской пиджак, в нем должно быть не менее пяти внутренних карманов: иначе это не мужской пиджак.
Если говорить о стоимости, то все зависит от пожелания клиента. Пошив художественного костюма стоит в пределах 10 тысяч рублей. Если шьем детские купальники для гимнастики, то стараемся входить в положение родителей: на сезон необходимо пять таких нарядов. Средняя их стоимость – 15-17 тысяч рублей.

Вы используете натуральные ткани: бархат, шерсть, натуральных мех. Наверняка такой костюм дорого стоит дорого?

- В коллекции «Анна Каренина из России» мы используем королевский фатин, метр стоит 500 рублей. Для одного платья необходимо 10 метров. Шкурка меха —  в среднем от 2 до 3 тысяч. Если это соболь, то дороже: примерно 10 тысяч рублей. Себестоимость такого костюма порядка 20 тысяч рублей.

Вы сдаете костюмы в аренду?

- Не практикуем эту услугу. Платья из фатина очень нежные. Бывало, что их возвращали в крайне плачевном состоянии: где-то каблуком наступили на подол, где-то зацепились. Юли Храмовой мы дали платье бесплатно. А когда костюм брала Юлия Девяткова на «Мисс студенчество», попросили ее компенсировать стоимость фатина.

Какие запросы у тюменских артистов и ведущих при выборе сценических костюмов?

- У нас специфический клиент. Если речь про ведущих и артистов, то они должны удивлять публику в ресторане. А раз у нас экономически благоприятный регион, то нашим артистам необходимо постараться, чтобы не померкнуть на фоне столицы. Тюмень ровняется на премию «Муз ТВ» и «Ру ТВ». В этом плане нашим артистам тяжело. Тем не менее, они справляются. Например, в Тюмени есть проект «Рашн Стайл» - пародия на украинскую певицу Олю Полякову: девушки поют в расшитых костюмах и экстравагантных кокошниках. И Полякова отметила наш проект, как лучший

На вы кого ровняетесь в своей работе?

- Очень нравится Валентин Юдашкин: его работы красивы, элегантны и смотрятся не вычурно. Много ручной работы — это нам близко. Платья простые по форме, но при этом роскошные: с невероятной вышивкой, которую хочется часами рассматривать. Нравится подход к работе Кристиана Диора, создавшего свою империю, в которой работало 300 портных. При этом он никогда не уходил с работы раньше и никогда не приходил позже. Он очень трепетно относился к сотрудницам, подвозил их домой, если задерживались на работе.
Импонирует мне и Эммануель Унгаро. Он к примеру, мыл пол в ателье. А у нас почему-то сложилось мнение, что если ты директор, то должен сложить ручки и руководить.

То есть и вы с коллегами можете помыть полы в ателье?

- Ну сейчас уже сами не моем. Но у нас нет понятия директора: я шью, но также взяла на себя финансовые вопросы, генерирую идеи. У других сотрудниц – свои обязанности. Мы – команда, у всех общее дело.

Возможно, в этом ваш секрет успеха?

- И в этом тоже. Помимо этого я считаю, что только полная отдача приносит успех.

Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх