История тюменца, переехавшего во Францию: сколько стоит жилье, есть ли проблемы с работой, какие там зарплаты

Чем жизнь в европейском городе отличается от жизни в Тюмени, какие продукты там в дефиците, сколько стоит килограмм мяса, как европейцы реагируют на рассказы про серые зарплаты в некоторых российских компаниях - рассказывает наш земляк Павел Савинцев, который сейчас живет на родине Жюль Верна – во французском городе Нант

Павлу Савинцеву - 26 лет. С 2014 года он живет во французском городе Нант, население которого чуть больше двухсот тысяч, и учится на магистратуре в местном ВУЗе. Как устроена жизнь в Европе, что ему нравится, а что - не очень – тюменец рассказал журналисту NG72.RU.

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК

- С Францией я познакомился достаточно давно, когда еще учился в ТюмГУ. Одним летом я работал волонтером в Региональном Институте Международного Сотрудничества, куда для изучения русского языка приезжали иностранцы. Среди них было много французов. В тот же год я и сам поехал на каникулы во Францию, и с тех пор там бывал уже несколько раз.

И, несмотря на то, что мне было во многом знакомо, как устроена французская жизнь, культурный шок был и до сих пор есть – к некоторым особенностям и французского духа, и организации быта мне никак не удается привыкнуть.

Французы помешаны на кухне – это всем известно. Нужно есть вкусно и «правильно». У нас такой страсти по кухне особо не наблюдается, в связи с чем не раз возникали ужасные диссонансы за столом: то я ем рис, то не пользуюсь ножом – что за беззаконие! То я по утрам ем жареные яйца – как меня земля до сих пор носит? То я недостаточно тонко оценил вкус этого бретонского сидра – учиться и учиться мне еще. То я в восемь вечера пытаюсь найти кофе на вынос – нет, ну никто в такое время кофе уже не пьет!

Половина разговора за столом с французами – о том, каково происхождение тех или иных продуктов. А вот есть отдельно от всех за компьютером запрещено. Вторая половина разговора за столом – о политике. Французы очень политически ангажированы. При знакомстве разговор практически сразу плавно перетекает в политическую дискуссию, редко на личные тематики. Не разбираться в партиях и не уметь критиковать власть – грех. Пришлось и этому научиться, и новости на эту тему постоянно читать.

СЛОЖНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕЕЗДА

- Когда переезжал, то взял с собой минимум вещей. Поэтому по приезду встал вопрос, где взять посуду, подушку с одеялом и так далее. Здесь мне сильно помогла семья моего французского друга, которая направила мне «гуманитарную» помощь. Вообще, мне, по сравнению с моими иностранными одногруппниками, во многом повезло: я не отправлялся в полную неизвестность, поскольку и до этого бывал во Франции, и там меня встретили знакомые.

И все же, чего мне не удалось избежать, так это административных проблем: все, что касается визовых вопросов, открытия банковского счета, оформления проездного, покупки сим-карты, оформления страховки –  пусть все это и упрощено для студентов, но все равно составляет большую проблему. Во Франции любят административные проблемы и, складывается ощущение, их специально создают на пустом месте.

Не зря говорят, что «французы придумали бюрократию, а русские ее улучшили». По-моему, все наоборот! Скорость решения административных вопросов чрезвычайно мала. Количество бумаг, которые необходимо заполнить, превышает все допустимые нормы. Получить студенческий билет на пятый месяц обучения оказалось нормальным, причем его же и необходимо было предоставить, чтобы получить вид на жительство и медицинскую страховку. Сейчас, когда мне приходят электронные письма, у меня всегда паническая атака – неужели опять куда-то копию чего-нибудь нужно отправить?

ЖИЛЬЕ, ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ, КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

- Изначально я жил в студенческом общежитии, но со временем переехал на съемную квартиру, которую делил со своим знакомым. Очень многие французские студенты совместно снимают большие квартиры в историческом центре города – у них это очень распространено и является своего рода символом студенческой жизни (об этом снят неплохой фильм «Испанка»). Так выходит значительно дешевле и интереснее, да и жизнь в центре города для молодежи – там, где кипит ночная жизнь, слишком шумная для семейных и пожилых людей – идеальный вариант. Благодаря этому я выучил язык, да и вообще узнал, из чего состоит ежедневная жизнь французов.

Сейчас я живу в отдельной квартире – снимал ее через агентство, однако найти самостоятельно, по объявлению, не составляет проблем. Аренда жилья, да и вообще всего во Франции, когда ты – студент, стоит дорого. Во Франции людям с низким доходом (а все иностранные студенты автоматически попадают в эту категорию) выплачивается финансовая помощь на жилье, у меня она составляет около 150 евро, а это практически треть от стоимости месячной платы за жилье. Таким образом, стоимость арендной платы в район 450 евро. В переводе на рубли это примерно 28 500 рублей.

Всем известно, что в Европе дорогие коммунальные услуги, и это действительно так. Спать приходится, можно сказать, в свитере и в шерстяных носках, потому что оставить отопление включенным на ночь – непозволительная роскошь.

При съеме жилья может возникнуть ряд проблем: первое – для этого нужно иметь счет в банке, но его можно открыть только тогда, когда есть постоянный адрес во Франции, подтверждаемый квитанциями об оплате за электричество, газ или интернет. Я читал на форумах, что не всем легко удается разорвать этот замкнутый круг. Студентам, опять-таки, легче – общежитие выдают и без счета. Другая проблема при съеме жилья – нужно иметь так называемого гаранта, который сможет подтвердить, что в случае, если арендатор не сможет оплатить счета, то он берет это на себя. Гарантом могут быть знакомые-граждане Франции или какая-нибудь организация – к примеру, работодатель. Но не всем приезжим удается легко найти такого гаранта. У меня есть знакомая русская семья, которые хоть и живут во Франции уже 7 лет и полноценно работают, но в последние годы все равно вынуждены жить в очень отдаленном пригороде Нанта, только потому, что никак не могут найти гаранта.

ЕДА: СКОЛЬКО СТОИТ И ЧТО НЕЛЬЗЯ НАЙТИ

- Какие-то продукты стоят не намного дороже тех, что в России, а что-то стоит уж очень дорого. Чрезвычайно сильно разнятся цены в зависимости от того, где ты их покупаешь – в супермаркете рядом с домом или в огромном маркете у последней станции трамвая могут предлагать цену на один и тот же продукт с разницей чуть ли не в два раза! В России такого сильного разброса по ценам нет.

На еду, конечно, уходит много денег. Курица целиком – 6 евро/кг, свинина – около 6 евро/кг, литр молока (не стерилизованного, оно дешевле) – 1.2 евро, самый дешевый багет – 1 евро, говяжья вырезка – 16-18 евро, яйца куриц, живущих на свежем воздухе – 1.50 евро/6 штук, живущих в клетках (также 6 штук) – 1.20, сыр – грубо говоря – от 10 евро/1 кг.

Категория продуктов «био» (также мясо, яйца и все остальное) – все в 1.5-2 раза дороже. Но качество продуктов на высоте. Только из-за этого можно согласиться жить во Франции. Как я ранее уже говорил, французы с трепетом относятся к кухне, и потому выбор продуктов всегда большой, и все всегда очень вкусное и свежее. Можно покупать продукты у фермеров, на рынках или в специализированных лавках. Там все значительно дороже, чем в сетевых огромных супермаркетах, но иногда можно побаловать себя. Вместо «увидеть Париж и умереть», я бы сказал «попробовать конте из сырной лавки напротив и умереть». Близость Нанта к океану имеет свои преимущества: 12 свежих устриц стоят всего 5 евро!

Я пытаюсь пробовать разные виды сыров, разные вина, рыбу из океана. Во Франции развита региональная кухня, поэтому в разных городах стараюсь попробовать то, что делают именно там. У нас это соленое масло, галеты (для понимания, скажем так, это блины) из гречневой муки (их можно недорого купить на вынос и дома наполнить чем-нибудь самому), морепродукты (иногда сам готовлю дома мидии).

При этом невозможно найти гречневую крупу (ее я покупаю в русском магазине), творог, кефир, свеклу, которая всегда продается только отваренной и упакованной в герметичный пакет.

ВАКАНСИИ

- Судя по моим друзьям (а они все - гуманитарии), работу найти непросто, особенно молодежи. Не зря же они в прошлом году бастовали против нового закона о труде. Уровень безработицы пугающе высокий. Тем не менее, по инженерным специальностям (я - инженер) все не так страшно: инженеры востребованы. Вакансий на сайтах тоже немало.

Конечно же, во всех вакансиях требуется опыт работы, нужно знать все и сразу. Но сейчас, по-моему, так везде. Тем не менее, люди стажируются, работая по временным контрактам, а со временем находят постоянное, стабильное место работы.

ДОХОД

- Законом гарантируется минимальная заработная плата, которая составляет 9.76 евро в час (на 1 января 2017). В пересчете на рубли по действующему курсу - 620 рублей. С официальной 35-часовой рабочей неделей минимальная зарплата составит 1480 евро в месяц (151 час в месяц), после вычета налога – 1153 евро в месяц (73 000 рублей). Это минимальная зарплата, ниже которой любой работник получать не может. Я убежден, что наемные работники во Франции во много раз лучше защищены законом, нежели в России. Мои истории о том, что у нас официально зарплата может быть 5 тысяч руб., а остальные 20 –  премия, которую могут и не выплатить, если начальнику так захотелось, вызывают у французов шок.

ОБРАЗОВАНИЕ

- Главное отличие – студенты действительно учатся. И, по большему счету, учатся самостоятельно: им выдается большое количество работ, которые необходимо выполнить в свободное от учебы время. В результате, чаще всего, студенты полный рабочий день находятся в университете, даже если занятий в расписании не предусмотрено. Простое посещение лекций и списывание прошлогодних работ или переписывание учебников не приведет к хорошему результату.

Жестко происходит и сдача экзаменов. Выучить в последнюю ночь две трети вопросов из списка – une fausse bonne idée (плохая идея - прим.автора). На экзамен, вероятнее всего, будет вынесена конкретная практическая задача, которую нужно просто решить, с описанием примененных теоретических основ. Опять-таки, зазубрить нужные параграфы учебника не получится. Не всегда, но в технических вузах чаще всего все экзамены – письменные. Профессора не знают студентов по именам. Благодаря этому, преподаватели фактически не имеют личного контакта со студентом и не знают, где чья работа. Я считаю, что это положительное отличие от нашего образования – исключается вероятность субъективной оценки преподавателя.

Французские вузы лучше оснащены. Даже если у российского вуза есть какие-то аппараты, то ими не умеют пользоваться или хранят до лучших времен, студентам не дают. Там же ими активно пользуются, проводят исследования.

Университет во Франции – это научный центр, который активно сотрудничает с национальным исследовательским центром и предприятиями, выполняя по их заказам нужные эксперименты, исследования и разработки. В России эта тенденция только намечается, некоторые вузы уже пытаются перейти на подобного рода систему.

Пример: если у нас в аспирантуру берут всех тех, кто хочет «откосить» от армии, и все три-четыре года они либо ничего не делают, либо генерируют из одних статей другие (естественно, я обобщаю), то там место аспиранта выделяется под конкретную задачу, решить которую университету заказали со стороны. С моей точки зрения, это очень правильный подход.

Но опять-таки, по своему опыту знаю, что нечто подобное пытаются осуществить и у нас. Профессора в университете – это чаще всего те самые исследователи-ученые, которые не всегда знают, как преподавать. У многих нет определенной методики, некоторые элементарно не знают, как выступать перед аудиторией. Это приводит к тому, что за четыре-пять отведенных лекций на студентов выливается огромное количество неотсортированного, иногда плохо структурированного материала, который просто физически невозможно усвоить, присутствуя на занятии. Именно поэтому заниматься всегда нужно заниматься самостоятельно. Много заниматься!

Еще один плюс – предусмотрены периоды практики, либо в течение учебы, как и у нас, либо практически всегда обязательная, чаще всего 6-месячная оплачиваемая практика по окончании учебы. Практически любое предприятие предлагает различные стажировки. Иногда количество предложений от одной компании очень велико, что говорит о желании компаний (а возможно их просто к этому принуждает государство) подключать студентов к работе, знакомить их с реальными проблемами, причем, судя по вакансиям, многие проекты достаточно высокого уровня. Распечатывать документы или сворачивать карты в течение всех 6 месяцев не придется. Мне кажется, что в России тоже университетам можно было бы активнее наладить сотрудничество с профильными предприятиями. Студентам как можно раньше нужно дать понять, куда они смогут применить полученные знания в дальнейшем.

Стажировку можно пройти и при университете. Французские студенты стараются найти стажировки за рубежом – это возможность заодно выучить язык и получить бесценный опыт на международном уровне.

Еще иногда там очень странно подходят к формированию расписания. Обычно пара длится два часа (что уже для меня достаточно долго), но если, к примеру, стоит две пары одного предмета, то, вероятнее всего, паузы между ними не будет. В некоторых университетах пары могут идти без обеденного перерыва, а экзамены могут порой длиться шесть часов. Причем прекрасно видно, что студенты перестают что-либо воспринимать по прошествии какого-либо времени, да это и очевидно, но никого это не смущает.

ПРОВИНЦИЯ

- Во Франции существует четкое культурное разделение на людей, выросших в городах, и на людей из деревни. Меня это зачастую забавляет, поскольку под деревней понимается небольшое поселение, состоящее из коттеджей, с одной церковью, одной школой, одной булочной, одной мясной лавкой и так далее. До ближайшего города обычно можно добраться на автомобиле минут за 20. То есть для меня это вовсе даже никакая и не деревня, а просто пригород.

Тем не менее, жизнь там устроена немного иначе. Это маленькое коммьюнити, в котором тебя все знают, и, приходя в булочную, твой багет тебе заворачивают, даже не спрашивая. Ежедневный быт при этом вряд ли можно называть деревенским (в нашем понимании). Естественно, это не касается фермеров, которых во Франции немало. В любом случае, самоопределение на этом уровне очень сильно. Люди из деревни противопоставляют себя людям из городов, хотя на деле различий очень мало.

И, конечно же, люди не из Парижа не любят парижан, как и у нас – москвичей. Вообще, во Франции любят подобные деления: люди с севера не хотят иметь ничего общего с жителями юга. Люди с запада противопоставляют себя людям с востока. Бретонцы не считают, что Нант - историческая столица Бретани - находится в Бретани (с 1945 года это действительно иная административная единица, регион Долины Луары). Если же в Нанте спросить, а в Бретани ли мы, то начнется ругань.

О РОССИИ И ТЮМЕНИ

- И у французов к России большой интерес, поскольку у России с Францией исторически тесные культурные связи, и у студентов других национальностей, особенно в свете последних внешнеполитических событий.

За все это время я встретил только одного человека (колумбийца), который слышал про Тюмень, поскольку до этого он работал в нефтегазовой сфере. Остальным же я просто говорю, что живу в Сибири, и после этого с вероятностью 99% возникает возглас удивления. Отправлял как-то друзьям информацию, что у нас тут нынче -35, а в Когалыме вообще -51, так у всех возникал закономерный вопрос: «Как вы там вообще выживаете?». Я никому до сих пор не могу объяснить, как в -30 в Тюмени мы дома открываем окна и ходим босиком.

По Тюмени скучаю, потому что здесь живут мои родители и близкие друзья. Я скучаю по русскому языку, по полноценному общению, по душевным разговорам с друзьями до утра. К самому городу большых симпатий я никогда не питал, но и никогда не считал, что в Тюмени ужасно жить. Здесь, на мой взгляд, молодежи легче найти работу, чем во Франции. В Тюмени есть зима! Есть снег! Летом мне безумно хотелось пойти за грибами в лес с семьей.

ОТНОШЕНИЕ К ИММИГРАНТАМ

- Если говорить о тех же сирийцах – ну, приехал один или два из них именно в Нант, но у них же на лбу не написано, что они из Сирии. Если уж на то пошло, то я и сам, можно сказать, иммигрант, что я могу иметь против других?

Острая проблема стоит с арабизацией населения, и французские власти об этом прекрасно осведомлены. В свое время их расселяли в отдельные районы, отделяли от общества. Поэтому, конечно, теперь они чувствуют себя ущемленными. Но сейчас эту проблему активно решают. Франция всегда шла по пути США, пытаясь диверсифицировать население, всегда была открыта для иммиграции, поэтому особо серьезно там эта проблема не стоит.

У меня ни с кем никаких проблем не было, я даже рад, что живу в таком обществе – терпимость возникает, когда вокруг тебя разные люди, и ты понимаешь, что они – такие же, как и ты. А у нас темнокожий студент из Мали в военном училище вызывает улыбку. Ну, еще бы, моя бабушка доселе темнокожих людей не видела и до сих пор оскорбительно их называет.

ЧТО МОЖНО ПЕРЕНЯТЬ У ФРАНЦУЗОВ

- У французов можно научиться тому, как уважать себя и окружающих, а также любить свою собственную страну. По-моему, нет ни одного француза, который бы не рассказывал с гордостью о культурных и политических достижениях своего народа. Французы умеют радоваться каждому моменту, не откладывая жизнь на потом, как это любят делать у нас.

Французы следят за своим здоровьем, занимаются спортом. Умение жить полноценно и, в первую очередь, для себя и своей семьи, независимо от возраста - меня это сильно впечатляет!

Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх