Наверх

Будни водителя автобуса в Тюмени: взгляд на автобусные воины изнутри

Будни водителя автобуса в Тюмени: взгляд на автобусные воины изнутри
16+
Фото: Архивное фото Александра Димитрова
Водитель автобуса Александр Димитров рассказал о драках между водителями, блокировке автобусов на остановке и гонках за пассажирами

Новости Тюмени и Тюменской области – 06.03.2017

В последнее время водители автобусов все чаще оказываются в центре внимания. ДТП, происшествия с пассажирами и пешеходами, обсуждения повышения проезда. На самом ли деле ситуация острая или ажиотаж вызывают отдельные редкие случаи? Чтобы увидеть неофициальную сторону этой проблемы журналист NG72.ru задал острые вопросы, Александру Димитрову, который работает в сфере перевозок уже не один год. Несмотря на исчерпывающие ответы, некоторые из них мы не можем опубликовать.

— Как давно ты водишь автобус?

— Уже третий год. Начинал с ПАТП No2 (пассажирское автотранспортное предприятие), хотя сейчас работаю частником. А до это долго работал с автомобилями, от таксиста до охранника на своем авто. Были моменты, когда занимался ремонтом, а года три назад решил попробовать себя в роли водителя автобуса.

— А на каком маршруте работал?

— В основном на 54-ом, хотя был на 20-ом и 143-ем. На самом деле, человек не закреплен за маршрутом, а за автобусом закреплено около 80% водителей. Из-за этого возникают определенные проблемы: За теми автобусами, у которых нет постоянного шофера, следить проблематично, бывают ошибки или просто технике не уделяется должного внимание. Такое иногда, но бывает. За своей, конечно, люди ухаживают, а к чужому относятся соответственно.

— Почему же возникает такая ситуация?

— Ситуация связана с руководством и тому, как они относятся к работникам. Некоторые сотрудники сами виноваты в происходящем: кто-то часто болеет, другие прогуливают и руководство воспитывает их методом пересадки на старые и проблемные машины. Водитель на таком древнем автобусе проедет два круга, сломается и потеряет в зарплате. И это может длиться месяцами, до тех пор пока человек не докажет что может работать нормально. Если доказал, то его пересаживают на нормальный автобус, дают нормальный маршрут и с этого момента он начинает нормально зарабатывать.

— А от чего зависит зарплата водителя?

— Раньше зависела от плана по пассажирам, из-за чего гоняли по городу, перекрывали друг друга на остановках. Перед выездом выдавали каждому план, в котором было, сказано что деньгами нужно собрать не меньше четырех с половиной тысяч, например. Если собрал меньше, значит и премия будет меньше. Основная зарплата у тебя 20 тысяч, за то, что откатал еще 5, а за выполненный план добавляют еще 6-8 тысяч, в зависимости от успехов. И это при работе 2 через 2.

Сейчас план по сборам для водителей убрали, но ввели план по времени. Кстати, для кондукторов планы по сбору остался, и бывают случаи, когда кондуктор давит на водителя, чтобы он приехал на остановку раньше. Это тоже причина для гонок.

— Сложно ли соблюдать временной график?

— Да, сложно. Часто вся выделенная полоса забита, не важно, центр города или Широтная. Причем занята полоса легковушками, а не автобусами. Опять же, все из-за отсутствия парковочных мест. Особенно проблематично проехать у Газпрома, где одна полоса просто заставлена машинами, выехать с Дома Обороны, рядом с университетом, да и других сложных мест в Тюмени много. Это все сказывается на графике.

— Какие же требования предъявляются водителям автобуса?

— 70% от всего рейса, например, от студгородка до рощинского кольца, нужно проехать по времени, не выбиваясь из графика. Разница допускается в плюс-минус две минуты, хотя раньше было три минуты. Этим объясняется тот факт, что автобусы часто летят как сумасшедшие. Если человек попал в пробку на Мельникайте, то ему приходиться догонять свое расписание. У самого было такое не раз и не два: выворачиваю на Газпром, а по расписанию я уже должен на сквере быть. Отсюда и отношение такое, подъезжаешь на остановку, быстро выгружаешь пассажиров, берешь новую партию и шустро едешь дальше, потому что к тебе уже твой задний подходит. Интервал между 54-ми утром и вечером 5 минут, а днем 6. У 30-ых и 17-ых, кстати, это самые сложные маршруты, интервал в 3 минуты, они должны идти, в идеале, через остановку, максимум, через две.

— Разве пробки не учитываются при таком движении?

— Нет, такое впечатление, что человек из Тюменьгортранса составлял это расписание, проехав по городу ночью на легковушке. Когда я работал на 30-ом маршруте, то на круговой маршрут от Рощинского кольца до Дома Обороны дается одним кругом 9 минут, а другим 12, и если по всем правилам заезжать на остановку, то времени катастрофически не хватает.

— Как же выполнить план по времени? Рисковать на дороге или есть другие способы?

— Полно водителей, которые постоянно нарушают правила. Они едут по обочине, летят на красный свет или просто превышают скорость. В основном это частники, которые зарплату получают от проданных билетов, поэтому они заинтересованны набрать как можно больше пассажиров.

— А какой график у водителя автобуса?

— Допустим, я вчера привез 740 пассажиров за 5 кругов. Если умножить эту цифру на 4, то получится то, сколько я заработал за день, но ради этих денег мне приходится вставать в 4 утра, хотя раньше было еще хуже. В 5.30 за мной приезжает развозка, едем в парк, где все проходят медкомиссию, а после работы, вечером, очередь на колонку и мойку, это минут 40 или час, потом домой.

Хотя в ПАТП еще хуже, там развозка ходит по времени, каждые полтора часа. Если ты опоздал на нее, пока стоишь в очереди, то тебе придется ждать. В итоге ты приедешь домой около полуночи, и на сон останется, в лучшем случае, 5 часов. Из-за этого приходится приезжать в парк раньше и ждать час, хотя мог бы спать дома. Такой режим дико выматывает и серьезно бьет по здоровью.

— Если это так вредно, то как проходить утреннюю медкомиссию?

— С этим есть определенные сложности. Если давление выше 130, то проверяют алкотестером. Если выше, то сразу начинают полную проверку. Даже если у человека родное давление повышенное, то его не выпустят на маршрут. Приходится приносить справку из поликлиники, чтобы подтвердить, что это нормальное состояние. Я немного нервничаю, когда меня обследуют врачи и мне приходилось доказывать, что мое состояние никак не связано с проблемами.

— То есть, за здоровьем водителя даже у частников внимательно следят и заботятся о том, чтобы он был свежим и отдохнувшим?

— Не совсем, есть различные схемы, при которых можно работать сразу несколько смен. Это точно не помогает в плане здоровья, но, лично мне, приходиться мириться с этим. Деньги нужны. Вот и получается что берешь пару смен подряд и как-то комбинируешь рабочие дни, чтобы рейсов было больше.

— Что еще мешает работать водителю, кроме усталости?

— Установленный график, который просто нереально выполнить. Сейчас жесткие ограничения по времени и скорости, ограниченной до 60 километров в час. Недавно был случай, когда я превысил этот порог, когда кого-то обгонял, и двигался с 66 километров в час. Тогда меня остановили и оштрафовали на 500 рублей, хотя и не должны были. ПДД я не нарушил, а вот по внутренним правилам все не так. Получается, что из-за таких штрафов, которые выписываются после внутренний проверке, я работаю полдня бесплатно.

— Что еще угрожает водителям, кроме штрафа за превышения скорости?

— Можно нарваться на контроллера КРС, у нас их все бояться. У каждой организации свои контролеры, следящие за соблюдением всех правил. На этой почве было много скандалов, когда работнице КРС что-то не понравилось, она выписывает штраф, а в последнее время им выдали фотоаппараты, чтобы собирать доказательства. Поэтому водитель очень рискует, когда жует за рулем или неправильно останавливается на остановке, на этот случай у контролеров есть даже рулетка. Но если они хотят докопаться, они найдут к чему прицепиться. Хотя если с ними нормально, по-человечески общаешься, то проблем не возникает.

— А какие проблемы возникают между водителями?

— Все проблемы идут от того, что на общем участке маршрута, в одно и то же время идут несколько автобусов. Особенно это заметно на улице Республики, когда несколько автобусов, например, 30-й, 14-й и 25-й заходят на остановку одновременно. Из-за этого появляется конкуренция. Если бы составляли с умом график, чтобы на общем отрезке не было машин, идущих в одну сторону, таких бы проблем не было.

Отдельная проблема на дороге — маршрутки. Они практически никогда не проезжают в конец остановки, занимают место для погрузки и выгрузки пассажиров и просто ведут себя агрессивно. Бывает и хуже, когда маршрутка оставляет часть корпуса на дороге, не заезжая в карман. Тогда сзади идущему приходится перестраиваться, чтобы объехать препятствие, и далеко не всегда полоса для перестроения свободна, а пропускать тебя не спешат. Мне кажется, что большинство делает это специально.

— Как же проявляется такая конкуренция?

— Очень много способов насолить товарищу по дороге. Например, можно заехать на середину остановке и встать, не давая заднему полностью заехать и выгрузиться. Тогда ему приходится либо ждать, либо объезжать и как-то пристроится. Либо автобусы одного перевозчика блокируют кого-то на остановке, выбивая его из графика. Все это человеческий фактор, хотя есть много технических нюансов. Иногда, водители специально кого-то блокируют специально отстающий автобус в кармане.

— У водителей большой арсенал уловок?

— Да, но все они хорошо известны в узких кругах. Очень часто возникают конфликты, а временами, на конечных остановках начинаются разборки. Иногда доходит даже до драки, если ситуация особенно сложная.

— То есть, технически, можно где-то выиграть нужное время?

— Ну, на автобусах установлены GPS-маячки, которые отслеживают движение и положение машины. У меня были случаи, когда нужно было попасть на развозку домой, тогда я отключал маячок и проезжал там, где нельзя, чтобы успеть домой. Экономишь 20 минут, вроде не много, но при таком жестком графике и дефиците времени это очень ощутимый бонус.

Кстати, о технических моментах. Я сейчас работаю на НЕФАЗе, таком же, из которого выпали в прошлом году бабушка с дедушкой, и могу сказать, что там есть неприятные особенности. Ступеньки, датчики на дверях, которые могут открыть внезапно двери, если они фиксируют движение — из-за этого, думаю, и произошло то ЧП. Там хитрая система, что автобус останавливается, если двери открыты. Кто-то махнул рукой, двери открылись, машина дернулась и человек может упасть с этих ступенек. Ситуация вполне реальная. Хотя я своему начальству говорил об этой проблеме. Когда появилась эта система, то я не выдержал и часа, пошел и сломал эту лампу. И не я один так сделал. Опять же, не забываем, такие внезапные остановки совсем не помогают укладываться в график.

— То есть, в случае ЧП, будет виноват водитель, а не организация?

— Конечно, организация всегда прикроется, как было в случае с моим коллегой. Его, если не ошибаюсь, закрыли на 8 лет из-за этого случая.

— А вообще стоит работа такого стресса?

— Думаю, нет. Очень много случаев, которые просто не афишируются. Работа сложная, здоровье не железное, а времени на себя и семью остается очень мало. Да и такой образ жизни, вечно сидячий, на здоровье сказывается очень негативно. Первое чему я стал учиться, сев за баранку автобуса, успевать высыпаться и заниматься спортом. Это своеобразная профессиональная деформация, которая есть у большинства водителей: живот, боль в спине и перманентная усталость. При этом зарплату нельзя назвать великой. Тут стоит отметить, что одна из причин — цены на проезд. В праздничные дни водители работают в серьезный минус, не отбивая даже солярку. Поэтому все водители ждут повышения цен хотя бы до 25 рублей.

— Думаешь ли ты менять работу?

— Да, такие мысли посещают меня все чаще и чаще. Полагаю, что скоро буду искать что-то новое, так как опыт у меня солидный, почти всю жизнь провел с автомобилями. В автобусе моя жизнь не закончиться, по крайней мере, если я вовремя уйду.

Вступайте в НАШУ группу «ВКонтакте», узнавайте новости первыми! Там вас ждут: фото, видео, дискуссии, опросы

Вы стали очевидцем события или у вас есть похожая история? Звоните нам: 8 (982) 948-40-80. За сообщение, ставшее темой публикации, мы выплачиваем до 2000 рублей
Владимир Кузьмин, 06.03.2017, 19:00
Тэги: Интервью, Тюменцы, Эксклюзив
Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

Узнай больше! Вступай в группу «Нашей газеты»:

Нет комментариев к данной публикации

или авторизуйтесь

  Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> и ссылки http://youtube.com/watch?v=VIDEO
Прикрепите фотографии (jpg, gif и png)
Внимание! Совершая любые действия на сайте, вы принимаете условия «Cоглашения»

Бизнес Еда Итоги недели Парковки Спорт Лето Уголовное дело Спасатели Слухи Афиша Ревизорро Самолет Резня в Сургуте Падение рубля Строительство Мода Секс МЧС Кино Общественный транспорт Мистика Взятки День защиты детей Бизнес по-тюменски: истории успеха Красота по-тюменски: фотоконкурс Дороги Эксперимент НАШЕЙ Интервью Антон Шипулин Мультимедиа Новость с тестом Образование Интервью с тюменцем Детоубийство Политика ЖКХ Рейтинг Тобольск Пропал человек ДТП 8 марта Музыка Теракты Мост Влюбленных ГИБДД Фото Музейная ночь Тюменская дума ЗАГС Пожар Штраф Автобус Карта Советы Петиция Коррупция История Тюмени Ремонт Армия Погода Тюменцев вербуют в ИГИЛ Кризис Работа Самоубийство Животные Блогер Кунгуров Гороскоп Курган Видео Роспотребнадзор Закон Дольщики Прокуратура Здоровье Благоустройство Мужчины Роскомнадзор Санкции Судебные приставы Ялуторовск Тираж бэби-бокс Мнения и комментарии Экономика Женщины Взрыв Администрация День города Школа Пропал ребенок Мэр города Школа успеха Обрушение домов в Тюмени Паводок Достопримечательности Лайфхак Майские праздники Прямая линия Студенты Губернатор Праздники Криминал Ишим Банки Растения Интернет Интерьер Позитив Путин Депутаты Туризм Скорая помощь Опрос Скандалы Пенсионеры Рушится дом на Геологоразведчиков Свиной грипп Развлечения Следственный комитет Недвижимость СМИ Шоу-бизнес Ветераны Административное дело ХК Рубин Тесты Смерть Народности Тюмени Новости дня Аэрпорт Рощино Эксклюзив Выборы Тюменцы Культура Полиция Новый год 2017 Великий пост Суд Справка Водоканал Авто Социальные сети Красота Дети Необычное Наука Жизнь в городе Деньги Происшествия Религия Конкурсы В Тюмени снесли конюшню Блог Катастрофа
Сетевое издание NG72.RU. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67977 от 13 декабря 2016 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель: ИП Кстенин С.И.
Редакция портала NG72.ru
Тюмень, ул. Республики, 160/1, 4 этаж, офис 428
Телефон: 8-982-948-40-80
Прием объявлений: 8(3452) 67 17 57
Отдел распространения: 8 950 495 74 05
Рекламные отделы:
«Наша Газета»: 8 (904) 461 45 85
Портал NG72.ru: 8 (982) 785 46 72
При частичном или полном воспроизведении материалов новостного портала www.NG72.ru в печатных изданиях, а также теле- радиосообщениях ссылка на издание обязательна. При использовании в Интернет-изданиях прямая гиперссылка на ресурс обязательна. Использование эксклюзивных фотографий портала без разрешения редакции запрещено, в случае нарушения данных требований будут применены нормы законодательства РФ. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте NG72.ru и его субдоменах. Возрастная категория сайта 16+
Новостной портал Тюмени — NG72.ru © 2014-2016
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2015
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Закрыть окно