Наверх

«В детстве я не мечтал быть актёром»: интервью с директором Тюменского театра

«В детстве я не мечтал быть актёром»: интервью с директором Тюменского театра
16+
Фото: Архив Сергея Осинцева
Сергей Осинцев рассказал о работе актёров, коммерческих проектах, интересных ситуациях и новых постановках, которые ожидают тюменцев в будущем сезоне.

Новости Тюмени и Тюменской области – 08.06.2017

Пролог
 
Совсем недавно портал NG72.RU приоткрыл занавес Тюменского Большого Драматического Театра. Мы выяснили как устроена сцена изнутри, кто следит за зрителями и как разыгрывают друг друга актёры. Сегодня мы общались с директором ТБДТ Сергеем Осинцевым, который, как оказалось, вообще не мечтал быть артистом. Но в результате смог не только освоить эту профессию, но и добиться в этой стезе хороших результатов. Эта статья о нём, о жизни на сцене и артистах Тюмени.
АКТ 1:
«Человек, который не мечтал стать актёром»
 
Не мечтал, но стал не просто актёром, а добрался до должности директора Тюменского Большого Драматического Театра. Знакомьтесь, его зовут Сергей Осинцев.
 
Сергей Вениаминович не живёт на сцене, но вся его жизнь – сцена. Чтобы понять это, достаточно просто встретиться с этим человеком. Громкий поставленный голос, вымеренные шаги, даже эпитеты и сравнения которые он использует в речи – связаны с театром. За время общения с журналистом NG72.RU этот мужчина показался крайне позитивным и интересным собеседником.
 
– В 1991 году вы окончили Тюменское училище искусств. В какой момент жизни вы решили, что станете актёром? Вы мечтали об этом?
Сергей Вениаминович рассмеялся:

– Я никогда не хотел быть актёром, по крайней мере в детстве. Я хотел быть публичной личностью. Выступать на радио, на ТВ, но выступать на сцене... Никогда даже не думал об этом. В старших классах я ходил на спектакль Рижского русского театра драмы. В Тюмени они давали пьесу Сергея Розова «Кабанчик». Постановка меня очень впечатлила. После школы появилось желание стать актёром кино, а не театра.

– Вы захотели поступить во ВГИК. Как отреагировали ваши родители?

– Сказали: «Нет, в Москве ты помрёшь с голоду, становись врачом или бухгалтером». И я действительно пошёл поступать в Медицинский институт, где и провалил экзамены.

– В медицине не получилось, куда же вы пошли?

– На улице Холодильной я увидел афишу: «объявляется набор в отделение театра кукол Тюменского училища искусств» – решил попробовать поступить. В итоге в училище мне сказали, что это объявление висит с прошлого года, – Сергей Вениаминович рассмеялся. – Но был открыт набор в драму, куда я и попал.

– Как отреагировали родители в этот раз?

– Дома был небольшой скандал, но они смирились. В этом плане меня поддерживала бабушка. Ещё в детстве, благодаря её наставлениям я пел песни, учил объёмные стихи, умел выразительно читать. Можно сказать, что именно бабушка поставила мне голос – заставляла говорить громко и с выражением.

– Вы рассказывали, что вам ещё в училище преподаватели говорили: «зачем вы пришли учиться на актёров? Бегите отсюда». Почему они так говорили? Понимаете ли вы их слова теперь?

– Проблемы «отцов и детей», – улыбается Осинцев. – «На первом курсе мы все народные артисты, на втором заслуженные, на третьем обычные актёры, а на четвёртом мы никто». Многие профессии не простые, но быть актёром... Работа стрессовая, заработок не большой, не факт, что будет полная занятость, артисты постоянно не удовлетворены собой, 0,1% шанса, что вы попадёте в кино. Вам повезёт, если встретите хорошего режиссёра, который разглядит в вас талант. Поэтому ещё на начальном этапе необходимо узнать: готов ли человек идти таким трудным путём.

– Вы работали в театре Лысьвы, Великого Новгорода, а с 2011 года возглавляете ТБДТ. Если бы не состоялась карьера актёра, в какой сфере вы бы пробовали себя?

– Стал бы врачом. Мне эта профессия близка. Я много болел в детстве, больничная жизнь мне нравилась. Считаю, что врач и актёр даже похожи в чём-то. Ведь и те и другие спасают человека. А если бы сохранился Комсомол и Коммунистическая партия, то наверняка бы был партийным деятелем, ведь я активно шёл по молодёжно-комсомольско-октябрятско-пионерской лестнице.

– Ваша дочь проявляет интерес к актёрской карьере. Вы будете её отговаривать от этой затеи?

– Нет. Я не влияю на выбор своих детей. Мой сын Максим много где пробовал себя, но остановился на работе звукорежиссёром, в театре. Люди его хвалят, значит получается. А дочь, да. Она сразу заинтересовалась моей сферой деятельности. Так и сказала: «я буду артисткой», что же, решать только ей. Ещё она очень хорошо рисует, может попробует себя и в другом направлении, кто знает?

– С 1995 года вы актёр Тюменского драматического театра, а сейчас являетесь его директором. Сложно ли было переходить от творческой к управленческой сфере деятельности? Как себя ощущаете?

– Не проблема, ведь до того как я стал директором Театра, я был директором радио. Моя жилка руководителя сохранилась с Советского времени. Смотрите: если вы умеете управлять пятью кадрами, то управлять сотней людей проблем не будет, ведь нужно работать также с пятёркой людей, которые работают с остальными. Главное, чтобы была хорошая команда, которой доверяешь.

– Как я себя ощущаю? «Весь мир театр», сейчас я играю директора, но помню об ответственности за эту роль. Актёры всегда должны помнить о том, как вести себя на людях вне сцены. Должны сохранять некую тайну и держаться достойно. Ведь если ты за сценой ведёшь себя недостойно и афишируешь это, твоему образу потом не поверит зритель.

– Кстати об образах, у вас есть любимая сценическая роль?

– Год от года они разные. Сейчас это Мольер. Эта роль мне досталась, когда я стал директором театра, Мольер им тоже был. Каждая фраза написанная Михаилом Булгаковым, актуальна и сейчас. Вообще, любая роль как ребёнок, которого ты выращиваешь, причём не один.

АКТ 2:
«Зритель на сцене, артист в зале»
 
Оказавшись на сцене, вы не станете артистом театра. Вы будете тем же человеком, что и раньше. Так что же такое профессия актёра?

– Вы и актёр, и директор. Вмешиваетесь ли в работу творческой команды с точки зрения актёра? Есть ли у вас художественный руководитель в штате?

– Художественного руководителя у нас нет. Его функции выполняем мы: я, мой заместитель Кристина Тихонова, и наша команда, с которой мы постоянно работаем. Конечно, образование и театральный опыт очень помогают мне в работе с актёрами.

– В театре необходимо образование? Есть возможность оказаться в труппе без «корочек»?

– Возможность есть, но сделать это будет не просто. Люди, которые попали в труппу не имея должного образования обладают определённой харизмой, навыками, но самое главное, они уже были в театре не мало времени. Если вы работаете в театре, эта аура окружает вас так или иначе. В нашей команде: техники, звуковики, специалисты по свету, машинисты сцены, почти все творческие люди.

– А дефекты речи, например, картавость или шепелявость, могут помешать стать актёром?

– Только если дефект  ярко выражен. Всё зависит от харизмы актёра. Вы знаете народного артиста Сергея Маковецкого? Если к нему прислушаться, то вы обнаружите целую кучу дефектов речи! Но этот артист очень эмоциональный, органичный, яркий. В театре никто не замечает недостатков, когда человек так талантлив.

– Сцена сильно меняет человека?

– Сильно. Во всех смыслах. Я знал одну, уже почившую актрису, она была маленькая, неприглядная и неинтересная. Но на спектаклях её нельзя было узнать. Это был абсолютно другой человек.

– Режиссёр позволяет проявить индивидуальность артисту?

– Смотря что за режиссёр. Я знаком и с такими, которые хотят от актёров безоговорочного выполнения требований: «встал сюда, повернулся на 15°, посмотрел на верх, медленно произнёс текст, зашёл в луч слева, резко обернулся и скрылся со сцены». Его не интересует актёрская индивидуальность. Есть и другие примеры.

– Существует ли разница между актёрами старой школы и новой?

– Конечно! Разница огромна, ведь старая школа основана на полной отдаче театру. Забудь о семье и внешней жизни – всё это театр. Также, раньше больше внимания уделялось психофизическому действию. Артисты искали образы, придумывали пластику, грим. На всё это уходили месяцы! Сегодня всё быстрее. У актёров иногда за день проходит постановка, потом подработка, радио, свадебные мероприятия и т.д. Некогда погружаться, мы все живём в таком ритме.

– Сейчас если артисты повздорят, они выйдут на улицу и решат все вопросы в течение 5 минут. А раньше слагались целые легенды о том, как один артист ненавидел другого, – шутит Сергей Осинцев.

– Когда артист считается старым?

– Я помню время, когда нельзя было сыграть Джульетту в 25, только после 40 лет. Ведь считалось, что у тебя нет опыта, ты не можешь прочувствовать то, что испытывает персонаж. Сейчас всё иначе. Современник хочет видеть современника. Зритель не хотчет видеть, как 14-летнею Джульетту играет 50-летняя актриса. 

– Вообще, старше 35 лет идти учится на актёра смысла нет. В пьесах очень мало ролей, где необходим человек старшего поколения.

– В театре больше женщин или мужчин?

– Уже в училище я обратил внимание, что мальчиков берут охотнее, нежели девочек. Ведь «штаны всегда нужны театру». Изначально, профессия актёра – мужская. Так складывалось исторически, когда женщин на сцене не было вообще. Женских персонажей, животных, духов и бесов, всех играли мужчины. Сейчас ситуация несколько иная, но постановок, где много женских ролей очень мало. В театрах с женщинами всегда перебор. Ролей мало, а желающих много.

– Какая самая важная задача актёра? Большое ли отличие театра от кино?

– При съёмке фильма ты можешь ошибаться. На сцене права на ошибку нет. Выйдя на сцену актёр должен обладать силой, с помощью которой он обманет зрителя, заденет его душу, сможет играя показать нечто настоящее.

– Есть примеры наших актёров, которые дальше продвинулись? Примкнули к другой труппе, попали в кино?

– У нас очень много актёров, которые куда-то продвинулись. На сегодняшний день, для примера могу назвать Николая Аузина. Уже в четвёртом фильме снялся, лауреат актерской премии имени народного артиста Дьяконова-Дьяченкова. Он у нас очень экранный артист, режиссёры с ним с удовольствием работают. Сейчас у нас часть артистов снимаются в проекте «Тобол».

– Честно говоря, это обычно проблема для театра, ведь необходимо согласовывать графики с киностудиями.

АКТ 3:
«Тюмень, коммерция, зритель и зал»

– По вашим наблюдениям, какие спектакли больше всего любят тюменцы?

– Тюмень всегда был купеческим городом. Он таким и остался. Здесь любят яркое, дорогое, со звёздами. Большинство тюменцев рассуждают с позиции «если я решил пойти в театр, значит это должно быть нечто значимое». Поэтому и нам приходится подстраиваться: «Ромео и Джульетта» – исключительно коммерческое название. Он был создан на волне сегодняшних приёмов, был принят зрителем.

– А стоимость билетов Тюменского театра на уровне с другими городами?

– Билеты Тюменского театра стоят гораздо дешевле, чем должны быть. Нам очень повезло, что есть дотация государства. Если бы её не было: дорогие билеты, зритель не идёт, мы закрылись.

– Расскажите о коммерческих спектаклях. У нас ведь есть такие?

– Конечно, есть. Мне они не нравятся, но это вынужденная мера. Многим артистам не составит труда играть в таких проектах. Такие постановки не пустые, но нацелены на заработок, чтобы в перспективе поставить что-то более серьёзное.

– Иногда предлагают поставить какую-нибудь пошлую комедию, на которую зрители толпами приходят. Я говорю: «Нет. Уволитесь из театра – ставьте всё что пожелаете».

– Есть пример удачного коммерческого спектакля?

– «Он, она, окно, покойник». Местами в нём используются не очень приличные приёмы, но мне не стыдно за этот спектакль. Эта комедия учит зрителя.

– Есть другие пути к существованию театра?

– Я мечтаю о времени, когда театр не будет нуждаться в коммерческих проектах. Надеюсь оно настанет. Когда-нибудь допишут закон о меценатстве, бизнесу будет выгодно вкладываться в искусство, получая налоговые преференции. А искусство от этого станет только лучше.

– Почему у нас так тяжело людям творчества и искусства?

– А у нас в стране эти вещи вообще на последнем месте, особенно сейчас, во время кризиса. Поесть, одеться, накормить семью, заплатить за квартиру, а потом уже так называемые «развлечения». У нас количество зрителей падает.

– Кто ходит в театр? Студенты, богачи, просто творческие люди?

– «В театр ходят либо богатые, либо счастливые люди». А счастливые они не от того, что у них много денег, а от того, что сходить в театр для них важнее материального состояния. Если мониторить продажи, то вы обнаружите, что раскупаются, в основном, дорогие билеты. Люди у которых есть деньги, как ходили, так и ходят в театр. Мы стараемся привлекать всех. Предлагаем льготы студентам, проводим разные акции.

– А театр может работать как бродвей? Собрали команду, отыграли, деньги заработали, развалили?

– На сегодняшний день такая тенденция есть. Я бы не рубил с плеча, чтобы снизить нагрузку бюджетов для поддержания театров. Мне бы хотелось, чтобы федеральные и областные театры остались на обеспечении государства. Театр не должен зарабатывать! У него никогда это не получится. К сожалению, недальнозоркие и далёкие от искусства люди рассматривают в театре способ заработка. Производство, эксплуатация спектаклей, содержание здания всегда будет дороже сборов со зрителя. Кино записали и пустили в прокат. А у нас ежедневно работают живые люди.

– А как же столичные театры?

– В федеральных театрах достаточно большая дотация на содержание. Здания, которыми они владеют находятся в безвозмездной аренде, а ещё они имеют звёздные труппы, которые приманивают зрителя. Тем более, когда в город ежедневно приезжает миллион человек, заполнить зал театра не составит труда.

– Сколько людей ходит в театр у нас?

– 3% населения Тюмени постоянные зрители. 20% ходят к нам раз в год.

– А расскажите, как вы придумываете названия театральным сезонам?

– Как детям имена, – Сергей Осинцев улыбнулся. – Сперва нам необходимо было обозначить себя, а также дать направление нашей работе. Хотели дать театру новую жизнь, чтобы начался рассвет. Так и появился первый наш сезон «Скоро рассвет». Идея понравилась, было принято решение каждый сезон как-то называть. Некоторые старые постановки изжили себя, мы добавили комедий, появился лёгкий сезон – «Light». Был «большой юбилейный сезон», «играем классику». Был и сезон «Молодость», не «паспортной» молодости, а душевной. Сезон был удачный, все заметили эти цветные ромбики с костюма Арлекина. На следующий сезон мы продлили «молодость».

Некоторые считали, что мы работаем только на молодых. Это не так, ведь новых спектаклей появилось лишь 5, а остальные 25 остались того же репертуара, – шутит Сергей Вениаминович.

– Наша труппа уезжает в Екатеринбург. Когда ребята приедут, сезон будет уже закрыт?

– Мы закрываем сезон 25 июня. Сюда приедет труппа Свердловского драматического театра. Гастроли всегда на пользу театрам.

– Расскажите нашим читателям о планах на будущий сезон? Идеи, сюрпризы?

– Сезон мы откроем премьерами: спектакль «Мирандолина» (или «Хозяйка гостиницы», пьеса Карла Гольдони), «Господа Головлёвы», а вот и макет к нему:

– Произведение актуальное, интересное. О семье, о том как легко разрушить всю свою жизнь и семью. Спектакль будет на большой сцене со зрителями на ней. А к новому году у нас будет «Снежная королева».

эпилог
 
Театр – это не здание, не набор декораций, не спецэффекты. Театр – это люди, живущие в гастролях и ролях, находящиеся в постоянной работе над собой.

– Спектакли – это не записи, а люди, которые живут, болеют и умирают. В труппе 42 индивидуальности, а это значит, что можно смело ставить 42 спектакля, минимум.

Вступайте в НАШУ группу «ВКонтакте», узнавайте новости первыми! Там вас ждут: фото, видео, дискуссии, опросы

Вы стали очевидцем события или у вас есть похожая история? Звоните нам: 8 (982) 948-40-80. За сообщение, ставшее темой публикации, мы выплачиваем до 2000 рублей
Димитрий Юриев, 08.06.2017, 10:40
Тэги: Культура, Эксклюзив, Интервью с тюменцем
Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

Узнай больше! Вступай в группу «Нашей газеты»:

Юрий09 июня 2017, 11:33
Один из индивидуальных спектаклей уже состоялся - "Я прирастаю" Эвилини Ризеповой. Другие - на очереди?
Согласны с автором?

или авторизуйтесь

  Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> и ссылки http://youtube.com/watch?v=VIDEO
Прикрепите фотографии (jpg, gif и png)
Внимание! Совершая любые действия на сайте, вы принимаете условия «Cоглашения»

Происшествия Тюменцы Убили продавца Тобольск Санкции Мост Влюбленных Красота по-тюменски: фотоконкурс Крушение самолета в Египте Авто Конкурсы Культура Растения Новости дня Мнения и комментарии Тираж Обрушение домов в Тюмени Студенты Детоубийство Лето Изнасилование в полиции Красота Свиной грипп ЧП в Тобольске с подростками Борис Немцов Автобус СМИ ГИБДД Скорая помощь У Боинга в Тюмени отпало колесо День города Дети Недвижимость Политика Снег Социальные сети Спасатели Блогер Кунгуров Ялуторовск Женщины Итоги недели Выборы Пропал ребенок Дороги Интернет Ревизорро Мистика Теракты Листовки Эксперимент НАШЕЙ Самоубийство Слухи Карта 8 марта Пожар Биатлон Народности Тюмени Паводок Общественный транспорт Водоканал Тюменцев вербуют в ИГИЛ Антон Шипулин Дело Захара Ковригина Ребенка-аутиста выгнали из такси Мода Гороскоп Дольщики Лайфхак Еда День защиты детей Бизнес Кризис Банки Здоровье Школа Убили директора заправки Советы Расправа над таксистами Погода Суд Видео ЗАГС Пожар в Богандинском Музейная ночь Пропал человек Гибель тюменского полицейского в Дагестане бэби-бокс Майские праздники Шоу-бизнес Животные Блог Достопримечательности Драка в Европейском Секс Курган Убийство сотрудника кардиоцентра Горячее Справка Фото Эксклюзив Армия Деньги Бизнес по-тюменски: истории успеха Падение рубля Работа Ветераны Музыка ДТП у Драмтеатра Рушится дом на Геологоразведчиков Афиша Развлечения ДТП Кино Полиция Необычное Катастрофа Позитив ДТП на Одесской Пасха Туризм В Тюмени ищут педофила Криминал Пенсионеры Мужчины Жизнь в городе В Тюмени снесли конюшню Самолет Интервью с тюменцем Петиция Взрыв на Эрвье Скандалы Парковки Тесты Смерть Интервью Экономика Роскомнадзор Мультимедиа Прямая линия Опрос Новость с тестом Взятки Религия Новый год 2017 МЧС Ишим Скандал с полицией в ресторане Скандал с подростками В Тюмени упал лифт с пассажиром Взрыв Рейтинг Путин Интерьер Праздники ЖКХ Забастовки дальнобойщиков История Тюмени Строительство Облили бензином сотрудника Школа успеха Спорт Наука Великий пост
Сетевое издание NG72.RU. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67977 от 13 декабря 2016 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель: ИП Кстенин С.И.
Редакция портала NG72.ru
Адрес: Республики, 81 (4 этаж)
Телефон: 8-982-948-40-80
Прием объявлений: 8(3452) 67 17 57
Отдел распространения: 8 (919) 953 97 80
Рекламные отделы:
«Наша Газета»: 8 (982) 785 46 68
Портал NG72.ru: 8 (982) 785 46 72
При частичном или полном воспроизведении материалов новостного портала www.NG72.ru в печатных изданиях, а также теле- радиосообщениях ссылка на издание обязательна. При использовании в Интернет-изданиях прямая гиперссылка на ресурс обязательна. Использование эксклюзивных фотографий портала без разрешения редакции запрещено, в случае нарушения данных требований будут применены нормы законодательства РФ. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте NG72.ru и его субдоменах. Возрастная категория сайта 16+
Новостной портал Тюмени — NG72.ru © 2014-2016
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2015
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Закрыть окно