Тюменские мастера по стеклу рассказали, зачем спекают этот материал и можно ли из него сделать диван

NG72.ru побывала в гостях у Евгении и Евгения Кожевниковых

KönigsGlas — мастерская по стеклу в Тюмени, семейный бизнес. Мастера по стеклу — Евгений и Евгения Кожевниковы. Их сын Глеб и дочка Вера тоже стараются помогать. Еще в мастерской есть одна неотъемлемая часть, уже практически символ, — пес Чип, джек-рассел терьер, невероятно игривый и дружелюбный, «звезда фейсбука».

Калининград

Калининград подарил им вдохновение — именно там они заразились идеей делать стеклянные вещи, но он же и потребовал «расплату»: сейчас они решили туда вернуться по велению сердца, и климат там подходяший, и море есть.

— Мы в Тюмени останемся со своими украшениями, они есть в ЦУМе, например. Мастер-классов тут не будет. Я Тюмень очень люблю и удобный, и красивый город, но климат тяжелый.

Евгения:

—  Вообще, мы тюменские. Отдыхали в Калининграде, был дождь, надо было себя и детей занять. И я случайно увидела в художественной мастерской мастера по стеклу, и с тех пор все и закрутилось. После этого мы ходили к ней и потом, когда в Тюмень приехали. Привезли полчемодана стеклянных поделок и подумали, а почему бы нам не заняться этим. В Тюмени этим никто не занимается, мастер-классы, по крайней мере, не проводят. Нашли, что обучаются этому делу в Екатеринбурге, и 25 декабря 2015 года провели первый мастер-класс.

Фьюзинг, лампворк и муранское стекло

Работа в мастерской сочетает немецкие и итальянские технологии и американское стекло. Дело, конечно, затратное и недешевое. Поэтому, когда однажды они прочитали про себя в статье, что материал для своей работы они собирают под ногами, посмеялись - было бы здорово, если такое валялось на земле.

— Название нашей мастерской связано не только с городом Кенингом (прежнее название Калининграда), а еще и подчеркивает немецкие технологии. Технология фьюзинга — высокотемпературное спекание стекла, придумана в прошлом веке. Лампворк делается по итальянской технологии: это работа на лампе с муранским стеклом. Если фьюзинг попытаться воспроизвести дома, - не получится, нужна огромная специальная печь. Лампворком, в основном, занимаются дома.

— Муранское стекло появилось в Средние века. Вообще, технология верчения бусины была в Древнем Египте, просто на острове Мурана оно получило более широкое распространение: там мастера овладели технологией, а сейчас Effetre/Moretti -просто марка стекла, которое производится на острове Мурана. Муранское стекло делают в Тюмени, Екатеринбурге. В России много мастеров, которые превзошли муранских.

— Стеклом в Тюмени занимаются много компаний. Есть витражисты. Просто не вывели это в уровень мастер-классов. Мы были первыми, кто начал заниматься именно ими.  Нам настолько это понравилось, что мы подумали, что другим людям тоже понравится, а потом мы стали делать украшения.

Мы показываем, как бусину делаем на огне. Есть понятие лампворк - выдувная бусина, а есть стеклодувы — они дуют вазы. Там трубка больше, там печь доменная огромная. Немножко уровень другой. Чтобы быть стеклодувом, нужны другие помещения, мы тоже можем дуть стекло, но лишь небольшие бусины. 

Евгения:

— На самом деле, когда ты дуешь стекло, дуть в него не надо,  оно от этого лопается, стекло очень нежный хрупкий материал. Надо с ним очень аккуратно.

Евгений:

— Все относительно, если мы говорим о небольших изделиях, с обычными нашими украшениями ничего не может случиться, они проходят через печь, закаливание. Небольшой кабашон — стеклянный камушек -  разбить очень сложно. 

- Для фьюзинга выпускается специальное стекло, если для лампворка - в трубочках, то здесь в листах. Мы режем  стекло специальными роликовыми стеклорезами, сообразно рисунку, который нам нужен.  Дальше сложили и в печь. Если нужно под форму обработать, то обрабатываем. Технология нелегкая. У нас участники мастер-классов надевают очки, фартуки. Режем мы за них. Все обязательно потачают (на машинке шлифуют).

Для украшения мы используем дихроичное стекло, многоцветное. Смешиваем с разными цветами. А есть такое стекло, которое после спекания становится другого цвета. Мы не красим ег. Если нужно, мешаем стекла. Миксуем, накладываем стекло на стекло. Получаем разные цвета.

Мы сами научились азам за три дня, работали по 8 часов в день. Хотя бы поняли примерно, какой температурный режим, как запекать, морировать, все остальное  пришло с опытом. 

Тарелка не сразу получается похожа на тарелку, сначала она напоминает блинчик, потом он складывается на специальную форму, и она просто падает туда при температуре меньшей, чем при спекании,  и получается такая круглая тарелка.

Есть специальные краски, которые высокотемпературно запекаются, они нужны, чтобы надпись сделать, подкрасить. А цветное стекло не требует дополнительного окрашивания. У него палитра больше, чем в акварельных красках.

 Спекается стекло при температуре 1000 градусов, это небыстро. Когда его спекаешь, оно дает разные оттенки, может получиться светлее, а может темнее.

Я раньше думала, что стекло холодное

— Удивительный материал. Мне сказала знакомая: "Ты знаешь, я раньше думала, что стекло холодное, но благодаря тебе поняла, что оно теплое". Очень важно, с каким настроением работаешь.  Стекло чувствует твой настрой, оно живое. Это по сути природный материал, это кварц, кварцовый песок, известь, сода. Это как матушка земля, как и глина. Только глину можно трогать, а стекло вроде режешь, но оно тоже живое. Когда долго не работаешь, прямо руки болят.

Люди приходят на мастер-класс познакомиться с технологией, попробовать что-то новое. В лампворке, когда работаешь под огнем, когда палочка превращается в бусину, народ приходмт в восторг, потому что никогда такого не видел. Стекло может быть жидким, ты можешь с ним сделать что угодно. Это не только оконное стекло.

Лампворк —  очень старинная технология, раньше работали на лампе, просто сейчас керосиновых ламп нет и работают на горелке.

Но и в любом случае получаются красивые вещи. Когда приходят первый раз, приходят в ступор. Красками ведь мы рисуем всегда, а стеклом никогда не работаем. Когда втянутся,  страх отступает, придумывают очень красивые вещи.

Работа Веры Кожевниковой, 7 лет

— Стекло должно быть одинакового коэффициента спекания, это показатель,  как стекло себя ведет в печке. А производители могут быть разными. Бутылочное — одно, оконка — другое, это третье. Если мы начнем разные стекла мешать, они треснут, потому что они не дружат.

Сейчас ручная работа очень популярна

— Был какой-то толчок - Гумилев называет это пассионарное развитие - и  все стали заниматься ручной работой. Мы познакомились с мастерами. Сейчас это очень популярно, люди рисуют, вяжут, валяют. Например, в Екатеринбурге девушка делает из кокона шелкопряда какие-то украшения.

Это тяжелый труд — сделать одни серьги. Когда мы к маркетам готовимся, то у Жени просто нет ногтей. Дети говорят: "Мы уже вас не видим".  Это надо нарезать,  это не 2-3 украшения, а полуторометровый стол. Наши клиенты привыкли, что можно выбрать все: серьги, кольца, кулоны.

Выбор зависит от кошелька девушки. У нас есть серебро,  посеребрение. Любят разное, серьги, кулоны, кольца,  очень любят синий. У нас представлены синие,  зеленые цвета, есть красные вкрапления. 

Наши покупательницы вдохновляют на создание вещей. Например, как появилась ассиметрия. У нас были две пуссеты и  две сережки. Одна клиентка говорит: Я бы хотела взять,  но хотела что-то ассиметричное и предложила другой клиентке разбить комплект. И прекрасно: надели и ушли,  с тех пор мы стали делать ассиметрию у нас ее очень любят. Тем более она в моде

Кто-то палочки,  кругляшки любит.

Работа в театре: мы вообще за любой кипиш

— У нас было прекрасное сотрудничество: мы работали с пермским ТЮЗом, художник Ольга Трофимова пригласила нас делать украшения для главных героинь пьесы «Мой друг Вениамин» Улицкой. 

Мы не театральные художники, но мы вообще за любой кипиш, это все интересно. К театральному костюму другое требование. Нужно, чтобы зритель увидел даже с последнего ряда. И на украшения возлагается смысловая нагрузка. Театр — это другой мир.

https://vk.com/kenigsglas

Из стекла можно почти сделать все

— Посуду, блюда, лампы, люстры, лампы Тиффани, украшения. Можно, если постараться, диван сделать, - вопрос только в удобстве. Стекло меня научило усидчивости,  умению ждать — я порывистая, мне нужно все сразу и сейчас, а со стеклом такого не получается. Чтобы нарезать, надо сидеть долго, резать по-быстренькому не получится, шлифовать — тоже долгий процесс. 

 

Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх