Начало этого года многим из нас запомнится повсеместным обсуждением «девятка» яиц, которые стала выпускать удмуртская птицефабрика. Многие сошлись во мнении, что таким образом российские производители просто экономят на людях в условиях нового повышения ставки НДС с 18 до 20%, ведь цена у девяти яиц от десяти ничем практически не отличается. И это появилось не сейчас. Просто пресловутые девять яйц заставили людей почаще обращать внимания на упаковки. И вдруг оказалось, что у многих марок сливочное масло весит уже не 250 граммов, а 180. Молоко не литр, а 900 миллилитров. Гречка 900 граммов вместо килограмма. И продолжать этот список можно долго. Корреспондент «Нашей Газеты» прошёлся по магазинам Тюмени в поисках «похудевших» товаров и выяснил, зачем и почему производители прибегают к подобным мерам.
Пора смириться с тем фактом, что понятие «стандартная упаковка» исчезло. Для этого достаточно зайти в продуктовый магазин и внимательно вглядеться в упаковки, стоящие на прилавках. Некоторые упаковки сливочного масло больше не весят 250 граммов, вместо этого — 180-185 граммов. По схожему сценарию пустеют пакеты молока, йогуртов, сметаны, майонеза, крупы… Не докатились до нашего города разве что яйца по девять штук в упаковке.
Миру давно известна подобная практика. Для явления даже придуман термин «шринкфляция», происходящий от английского слова «shrink» (сжимать — от англ.). В конце 70-х годов некоторые зарубежные пекарни изготавливали булки и батоны хлеба меньшего размера, пытаясь компенсировать рост цен на сырьё. Сегодня, как и тогда, причины для «похудения» товаров могут быть и другими: и высокая стоимость рабочих сил, и повышение налогов, и снижение спроса.
Сложно сказать, когда российские производители начали прибегать к подобным методам, однако сегодня в Тюмени можно без труда можно найти фруктовый сок объёмом не 0,5 литра, а 0,485. Или, к примеру, сметану с непривычным весом 315 граммов. И хоть многие сошлись во мнении, что компания, объявив выпуск девятиштучной упаковки, скорее руководствовалась маркетинговым ходом, чем экономией, многие эксперты видят в «сжимании» других продуктов вовсе не маркетинговые порывы.
Продукты, за которыми замечено «похудение» в последние несколько лет:
Фруктовый сок с 0,5 до 0,485 литра, с 1 литра до 0,97 — 0,93 л.
Рис с 1 кг. до 800-900 гр
Коровье молоко с 1 до 0,95 литра
Сметана с 350 до 315 граммов
Баночное пиво с 0,5 до 0,45 литра
Газировка с 1 литра до 900 гр.
Есть и объективные данные, свидетельствующие о подорожания продуктов. Ощутимый рост стоимости в нашей стране уже был зафиксирован. Первыми подорожали самые ходовые продукты — это молоко, сахар, яйца.
По данным Росстата, цены на сахар-песок в стране за прошлый год выросли на 28,3%. За этот же период куриные яйца увеличились в цене на 25,9%, а мясо и птица — на 9,7%. Подорожание продолжилось и в 2019 году. В первые девять дней января стоимость яиц по стране увеличилась ещё на 1,7%. Кроме того, теперь дороже необходимо платить за покупку овощей и круп.
«Помидоры стали дороже на 17,2%, капуста белокочанная – на 14,1%, огурцы – на 13,4%, виноград – на 12,1%, картофель, лук репчатый и морковь – на 6,4-7,5%. В то же время апельсины подешевели на 2,5%, лимоны – на 0,4%. Среди круп наиболее заметно подорожало пшено – на 3,9%, крупа манная – на 2,2%, овсяная и перловая – на 1,7%, гречневая – на 1,5%», — говорится в отчете статистического ведомства.
Кстати, платить больше теперь приходится не только за продукты питания, но и за некоторые лекарства. Всё тот же Росстат на днях опубликовал отчёт, в котором зафиксировано подорожание, что очень символично, валидола на 10,5%.
Точная причина данного явления неизвестна. Если увеличение цены на овощи можно считать сезонными, то сказать того же о крупе, яйцах и сахаре уже не получится. Многие эксперты сходятся во мнении, что причиной для роста цен стало увеличение с 1 января этого года ставки НДС с 18% до 20. На фоне этого «подтянулась» и инфляция, предательским образом «подогревшая» цены на продукты.
Тюменские фабрики уже выпускали упаковки яйц по девять штук. К примеру, птицефабрика «Пышминская» использовала такую фасовку в 2015-2016 годах. Это были небольшие партии продукции, отклика у покупателей подобный формат не получил, поэтому данная позиция из ассортимента была исключена. Впрочем, экстраординарные упаковки в компании есть и сегодня.
«Сегодня наше предприятие производит яйцо в нестандартной упаковке по 6 шт, это специально отобранная продукция, «Супервеликан». Также имеется упаковка на 7 штук яиц. Такие виды продукции ориентированы в первую очередь на потребности покупателей, которые используют в своем рационе незначительное количество куриных яиц», — говорит Айна Байгиреева, маркетолог птицефабрики.
Специалисты фабрики отмечают, что, по их мнению, ажиотаж по поводу фасовки яйц по 9 штук создан искусственно, возможно в рекламных целях, так как общего тренда на массовый переход на подобную упаковку нет. Последние исследования показали, что наиболее востребованным форматом по-прежнему остается упаковка по десять штук.
Прямого обмана в уменьшении содержимого привычных упаковок нет, поскольку на всех тарах обязательно указывается вес. Но неприятное чувство всё равно есть. Ведь таким образом производители продуктов играют с доверием покупателей, которые по привычке берут любимую марку молока, яиц, сока и едва ли обращают внимание на этикетку. Тем не менее, с новыми ценовыми реалиями считаться приходится, так что проголосовать в пользу честности можно лишь рублём.