Меньше товара в той же упаковке: как экономят на нас производители?

«Наша Газета» разбиралась в истории, которая началась с девяти яиц, а привела к размышлениям об уловках маркетологов и подорожании продуктов

Начало этого года многим из нас запомнится повсеместным обсуждением «девятка» яиц, которые стала выпускать удмуртская птицефабрика. Многие сошлись во мнении, что таким образом российские производители просто экономят на людях в условиях нового повышения ставки НДС с 18 до 20%, ведь цена у девяти яиц от десяти ничем практически не отличается. И это появилось не сейчас. Просто пресловутые девять яйц заставили людей почаще обращать внимания на упаковки. И вдруг оказалось, что у многих марок сливочное масло весит уже не 250 граммов, а 180. Молоко не литр, а 900 миллилитров. Гречка 900 граммов вместо килограмма. И продолжать этот список можно долго. Корреспондент «Нашей Газеты» прошёлся по магазинам Тюмени в поисках «похудевших» товаров и выяснил, зачем и почему производители прибегают к подобным мерам.

ШРИНКФЛЯЦИЯ

Пора смириться с тем фактом, что понятие «стандартная упаковка» исчезло. Для этого достаточно зайти в продуктовый магазин и внимательно вглядеться в упаковки, стоящие на прилавках. Некоторые упаковки сливочного масло больше не весят 250 граммов, вместо этого — 180-185 граммов. По схожему сценарию пустеют пакеты молока, йогуртов, сметаны, майонеза, крупы… Не докатились до нашего города разве что яйца по девять штук в упаковке.

Миру давно известна подобная практика. Для явления даже придуман термин «шринкфляция», происходящий от английского слова «shrink» (сжимать — от англ.). В конце 70-х годов некоторые зарубежные пекарни изготавливали булки и батоны хлеба меньшего размера, пытаясь компенсировать рост цен на сырьё. Сегодня, как и тогда, причины для «похудения» товаров могут быть и другими: и высокая стоимость рабочих сил, и повышение налогов, и снижение спроса.

Сложно сказать, когда российские производители начали прибегать к подобным методам, однако сегодня в Тюмени можно без труда можно найти фруктовый сок объёмом не 0,5 литра, а 0,485. Или, к примеру, сметану с непривычным весом 315 граммов. И хоть многие сошлись во мнении, что компания, объявив выпуск девятиштучной упаковки, скорее руководствовалась маркетинговым ходом, чем экономией, многие эксперты видят в «сжимании» других продуктов вовсе не маркетинговые порывы.

Продукты, за которыми замечено «похудение» в последние несколько лет:

Фруктовый сок с 0,5 до 0,485 литра, с 1 литра до 0,97 — 0,93 л.
Рис с 1 кг. до 800-900 гр
Коровье молоко с 1 до 0,95 литра
Сметана с 350 до 315 граммов
Баночное пиво с 0,5 до 0,45 литра
Газировка с 1 литра до 900 гр.

В ЧЁМ ЖЕ ТОГДА ДЕЛО?

Есть и объективные данные, свидетельствующие о подорожания продуктов. Ощутимый рост стоимости в нашей стране уже был зафиксирован. Первыми подорожали самые ходовые продукты — это молоко, сахар, яйца.

По данным Росстата, цены на сахар-песок в стране за прошлый год выросли на 28,3%. За этот же период куриные яйца увеличились в цене на 25,9%, а мясо и птица — на 9,7%. Подорожание продолжилось и в 2019 году. В первые девять дней января стоимость яиц по стране увеличилась ещё на 1,7%. Кроме того, теперь дороже необходимо платить за покупку овощей и круп.

«Помидоры стали дороже на 17,2%, капуста белокочанная – на 14,1%, огурцы – на 13,4%, виноград – на 12,1%, картофель, лук репчатый и морковь – на 6,4-7,5%. В то же время апельсины подешевели на 2,5%, лимоны – на 0,4%. Среди круп наиболее заметно подорожало пшено – на 3,9%, крупа манная – на 2,2%, овсяная и перловая – на 1,7%, гречневая – на 1,5%», — говорится в отчете статистического ведомства.

Кстати, платить больше теперь приходится не только за продукты питания, но и за некоторые лекарства. Всё тот же Росстат на днях опубликовал отчёт, в котором зафиксировано подорожание, что очень символично,  валидола на 10,5%.

Точная причина данного явления неизвестна. Если увеличение цены на овощи можно считать сезонными, то сказать того же о крупе, яйцах и сахаре уже не получится. Многие эксперты сходятся во мнении, что причиной для роста цен стало увеличение с 1 января этого года ставки НДС с 18% до 20. На фоне этого «подтянулась» и инфляция, предательским образом «подогревшая» цены на продукты.

А ВЫ ЗНАЛИ ЧТО? (ОПЯТЬ О ЯЙЦАХ)

Тюменские фабрики уже выпускали упаковки яйц по девять штук. К примеру, птицефабрика «Пышминская» использовала такую фасовку в 2015-2016 годах. Это были небольшие партии продукции, отклика у покупателей подобный формат не получил, поэтому данная позиция из ассортимента была исключена. Впрочем, экстраординарные упаковки в компании есть и сегодня.

«Сегодня наше предприятие производит яйцо в нестандартной упаковке по 6 шт, это специально отобранная продукция, «Супервеликан». Также имеется упаковка на 7 штук яиц. Такие виды продукции ориентированы в первую очередь на потребности покупателей, которые используют в своем рационе незначительное количество куриных яиц», — говорит Айна Байгиреева, маркетолог птицефабрики.

Специалисты фабрики отмечают, что, по их мнению, ажиотаж по поводу фасовки яйц по 9 штук создан искусственно, возможно в рекламных целях, так как общего тренда на массовый переход на подобную упаковку нет. Последние исследования показали, что наиболее востребованным форматом по-прежнему остается упаковка по десять штук.

Прямого обмана в уменьшении содержимого привычных упаковок нет, поскольку на всех тарах обязательно указывается вес. Но неприятное чувство всё равно есть. Ведь таким образом производители продуктов играют с доверием покупателей, которые по привычке берут любимую марку молока, яиц, сока и едва ли обращают внимание на этикетку. Тем не менее, с новыми ценовыми реалиями считаться приходится, так что проголосовать в пользу честности можно лишь рублём.

Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх