Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

«Нравится быть соучастником счастья»: как тюменские волонтёры помогают трудным подросткам найти своё призвание и поверить в людей?

В преддверии старта новой волны проекта «Наставник» мы поговорили с добровольцами. О том, кто обычно становится волонтёром для работы с трудным ребёнком, какую школу проходят новобранцы, и с какими проблемами они сталкиваются, рассказывает «Наша Газета».
Уже много лет специалисты тюменского центра «Дзержинец» помогают детям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях — живущим в сложных семьях, совершившим правонарушения, словом, имеющим проблемы. Но деятельность эта неразрывно связана и с волонтёрским движением. Добровольцы рука об руку идут со специалистами ЦВР «Дзержинец», сближаясь с детьми, помогая им поверить в людей, увидеть и выбрать правильный путь для своего развития.

В феврале этого года на базе центра внешкольной работы в новом формате начал свою работу проект «Наставник», в рамках которого активные, целеустремленные, неравнодушные люди самых разных профессий и возрастов берут на себя ответственность в сопровождении сложных подростков.
1

«Если интереса больше чем страха — всё получится»

Проект «Наставник» объединяет под своим крылом десятки людей, желающих помогать детям, и самих подростков. По сути, одной из главных задач наставника является помощь в организации досуга подопечного, и, как следствие, расширению его кругозора, формированию качественно нового ближайшего окружения.
— Искать детей для участия в проекте, как правило, не приходится. Они автоматически закрепляются за центром внешкольной работы, когда попадают в банк данных. С подростками работают специалисты отдела спецпрофилактики, они много лет могут вести подростка, а мы своими волонтёрскими силами помогаем им в этом. Я вижу очень большой ресурс в нашем проекте, поскольку у каждого наставника есть свои интересы, профессия, опыт — то, чем он может поделиться с подопечным. Правда, главная проблема, вернее задача- найти таких волонтеров, которые будут готовы тратить свое личное время на встречи с подростком, справляться с трудностями, будут иметь внутренний огонёк и вместе с тем, внутренний стержень.
Светлана Артемьева
Куратор проекта «Наставник»
Основная часть наставников — это студенты, получающие образование психологов и педагогов. В своей деятельности эти ребята будут иметь дело с детьми. Считается, что, получив опыт с трудными подростками, в дальнейшем гораздо проще состояться в профессии. Есть в проекте волонтёры, которые в своей работе никак не пересекаются с детьми, — юристы, экономисты, и даже бурильщики. Желание работать с юными горожанами — это главное требование, но при отсутствии должного опыта общения с подростками немаловажную роль играет подготовка. Тут на помощь и приходят встречи в рамках «Школы наставников».

— Школа волонтёров-наставников помогает подготовить человека к работе с трудным подростком. Это зачастую снимает страх у пришедших. У многих есть интерес, но всё-таки страшно, когда на слуху маячит «трудный подросток». Один из наших психологов однажды сказала: «Вот если интереса больше чем страха, то тогда всё получится», — говорит Светлана. — На встречах присутствуют специалисты центра «Дзержинец» — люди, работающие с трудными подростками больше 10 лет, психологи, педагоги, имеющие опыт. Они рассказывают о возможных сложностях, способах установления контакта. Кроме этого, волонтёры проходят курс аттрактивного общения и всевозможные инструктажи.
Как правило, первая встреча волонтёров с детьми проходит на специальных мероприятиях в центре «Дзержинец». Но просто так «затащить» подростка в незнакомую для него обстановку бывает непросто. Поэтому обычно первыми в дело вступают соцпедагоги центра, которые долгое время работают с ребятами и имеют возможность рассказать им о волонтёрских мероприятиях.

— На самом деле знакомство и первое установления контакта — это сложный момент. На первых порах важно заинтересовать ребёнка. Когда подростки знакомятся с наставниками, они понимают, что им нравится созданная волонтёрами здоровая, позитивная и очень тёплая обстановка. В дальнейшей им хочется возвращаться к этому, — объясняет куратор.

Большинство встреч наставников и подопечных проходит в башне на улице Орджоникидзе
2
А если ты потом пропадёшь? Он подумает «Меня опять обманули, я опять никому не нужен»
Будущая профессия Евгении Ошурковой никак не связана с волонтёрской деятельностью — девушка получает экономическое образование. Однако помощь другим людям сопровождает её жизнь на регулярной основе. О новом проекте Женя узнала, как она сама признаётся, «в своих волонтёрских кругах», руководитель «Лиги добровольцев ТюмГУ» Ирина Никулина рассказала ей о проекте «Наставник» и оставила контакты куратора. Но воспользовалась ими девушка не сразу, а только после продолжительных размышлений:
— Я очень долго думала, принять участие в этом проекте или нет, — вспоминает тюменка. — Это большая ответственность, ведь тебе надо сблизиться ребёнком, а если ты потом пропадёшь? Он подумает «Меня опять обманули, я опять никому не нужен».
Евгения Ошуркова
волонтёр проекта «Наставник»
Страх был повержен под давлением желания помогать. Решившись, Евгения обратилась к Светлане Артемьевой и пришла на встречу с куратором, где ей рассказали об особенностях работы и сущности программы. Сегодня у студентки есть два подопечных — парень и девушка, общение с которыми складывается без особых проблем. Однако в самом начале всё было иначе:

— Общаться поначалу очень нелегко. Бывает, регулярно разговариваешь с ребёнком на позитивной ноте, а потом он ограничивает возможность писать ему сообщения. И ты не понимаешь, что произошло, потому что всё было нормально. Сейчас я думаю, что в этом нет ничего необычного, многие из них, вероятно, не привыкли к такому доверительному общению и осознанию того, что они кому-то важны, — говорит Евгения.
Евгения росла в многодетной семье и, взрослея, проводила с детьми много времени — даже работала вожатой. Мотивация для работы с трудными подростками у девушки весьма простая, но очень сильная: «Я просто люблю детей».
Волонтёрская жизнь девушки отличается завидной активностью — учебу тюменка совмещает с общими встречами детей и их наставников в башне «Дзержинец», занятиями рисованием с подростками, подготовкой кино- и музыкальных вечеров, разговорами со своим подопечным. При этом она признается, что находить силы для такого темпа удаётся не всегда, но и тогда находятся способы взбодриться — всё та же работа добровольца:

— В моменты, когда опускаются руки и хочется хандрить, я захожу на страницу нашего проекта, просматриваю фотографии и всё проходит, вновь появляются силы, — говорит девушка.




3

«Наставник — это друг, который безоговорочно принимает тебя таким, какой ты есть»

Студентка Тюменского государственного института культуры Анна Гавриловская начала заниматься волонтёрством с 14 лет. Всё началось с детско-юношеского центра «Фортуна», где она, будучи ещё совсем юной, приняла решение войти в отряд добровольцев. Со временем учёба и работа сумели потеснить волонтёрский быт. Но ненадолго.
— Узнала о проекте «Наставник» и мне захотелось помочь этим детям. Понимаю, как нелегко этим подросткам, потому что у меня самой было непростое детство в плане взросления, много эмоционально трудных моментов. Мне хочется, чтобы ребята тоже сумели всё преодолеть, — поясняет девушка. — У детей очень хрупкий внутренний мир. Ему надо помочь найти правильный путь. Показать, что люди бывают не только злыми, а ещё и добрыми, понимающими, заботливыми.
Анна Гавриловская
волонтёр проекта «Наставник»
Сблизиться со своим подопечным Анне помогла тяга к творчеству: девушка занимается вокалом, а парень, как она позднее выяснила, питает слабость к искусству и мечтает стать художником или дизайнером. Вот так стремление к прекрасному помогло избежать наставнику и подопечному «трудностей перевода» на первых этапах взаимодействия. Сегодня прогулки, поздравления по праздникам и обсуждения новых фильмов для ребят — явление обычное, хотя на первых этапах девушку удивляла реакция подростка на самые простые вещи:

— У него было удивление, если я покупала какую-нибудь вкусняшечку просто так, чтобы порадовать. Он поражался, спрашивал «Зачем?». На день рождения подарила ему мармелад с изображением котов, которых он обожает — он был так рад и счастлив! Я понимаю, что такие мелочи позволяют ребёнку менять отношение к людям и осознавать, что добро можно делать просто так. Ну а мне в свою очередь нравится быть соучастником этого счастья.

По словам волонтёра, секрет хороших отношений с подростком кроется в желании понять ребёнка, удаляя при этом агрессивную критику:

— Наставник — это друг, который безоговорочно принимает и поддерживает ребёнка таким, какой он есть. А не просто дяденька или тётенька, которые всё время говорят «Так нельзя», — объясняет Анна. — Даже если он думает, что весь мир чёрный, можно показать другую сторону — но мягко и не нарушая его внутренний мир.


Многие волонтёры, работающие с непростыми подростками, сходятся во мнении, что всем им необходимо внимание. И это добровольцы доказывают своей работой — капля интереса к ребёнку, помощь в начинаниях, принятие его таким, какой он есть… тогда и приходит понимание, что путь от трудного до счастливого в данном случае не так уж и тернист.