Аренда офиса в Бизнес-центре: как удержать клиентов во время карантина

Аренда офиса в Бизнес-центре: как удержать клиентов во время карантина

Эпидемия коронавируса негативно сказалась на собственниках коммерческой недвижимости. Как и в любой кризис, арендодатели несут убытки. Многие не в состоянии платить арендную ставку и просят о скидке или «каникулах». Как изменится ситуация в ближайшем будущем, сможет ли коммерческая недвижимость сохранить свою ценность? Об этом рассказал Кирилл Кашин, совладелец агентств недвижимости.

Кризис кризису рознь

Подавляющее большинство арендаторов – представители малого и среднего бизнеса. Сейчас, в кризисный период, многие из них не могут оплатить аренду. В ритейле малоприбыльные объекты также стали невыгодны владельцам и находятся на грани закрытия.

В отличие от экономического кризиса, когда часть компаний закрывается, а другие адаптируются и занимают место своих менее удачливых коллег, сегодняшний кризис другой. Падает спрос на аренду офисов в БЦ Москвы и Санкт-Петербурга, большинство владельцев коммерческой недвижимости снижают ставки. Особняком стоят объекты с высоким трафиком и хорошим местоположением – они всё ещё привлекательны для арендаторов.

На фоне карантинных мер закрываются офисы из-за того, что работники уходят на удаленку, движение граждан и проведение массовых мероприятий ограничивается. Теряет привлекательность и сама коммерческая недвижимость. Исчезает её основная функция – генерация потока потенциальных покупателей, производство товаров и размещение сотрудников компании.

Остается надеяться только на то, что карантин рано или поздно закончится, а экономика начнет восстанавливаться. Коснётся это и рынка аренды офисов в БЦ. Но изменения неизбежны.

Разоряются работодатели, соответственно, население быстрыми темпами теряет работу. Это может затронуть до нескольких миллионов россиян. Под угрозой находятся многие сферы – развлекательные, общепит, туризм. Даже те бизнесы, которые крепко стоят на ногах, сокращают штат, а часть сотрудников переводят на удаленную работу. И в прежних количествах офисов уже не нуждаются.

Как удержать арендатора

Сегодня многие предприниматели не в состоянии оплатить аренду – нет выручки, нет финансовой подушки. Конечно, это не касается сферы доставки, аптек и продуктовых магазинов.

Для сохранения бизнеса многие арендаторы обращаются к владельцам коммерческой недвижимости с просьбой о снижении арендной ставки или «каникулах» на время простоя. Многим это помогает остаться на плаву.

Как правило, обсуждая скидки, речь идет о 6–12% общего годового бюджета аренды офиса в БЦ, и для арендодателя это тоже немалая сумма. И перед ним встает вопрос – отказать арендатору или пойти на уступки, сохранив тем самым клиента?

По прогнозам, даже на фоне государственной поддержки бизнеса далеко не всем удастся не закрыться. Несколько месяцев простоя отбросят экономику назад, многие деловые комплексы потеряют арендаторов. Даже по самым оптимистичным прогнозам рынок коммерческой недвижимости будет восстанавливаться несколько лет после окончания пандемии.

Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх