Интервью с тюменским киномехаником: «Плохо, когда фильмы скачивают в интернете, смотрят дома и не ходят в кинотеатры»

Профессия — киномеханик: что он делает на работе, как следит за фильмами из маленького окошка в конце кинозала, сколько зарабатывает и какие фильмы предпочитает смотреть

На этой неделе, 27 августа, в нашей стране традиционно отмечается День российского кино. В преддверии профессионального праздника журналист NG72.ru пообщался с самым настоящим киномехаником. Этот человек постоянно находится за кулисами. Посетители кинотеатров, вглядываясь в экран, даже не подозревают о его существовании.

Как он таскал кинопленку весом в 50 килограммов, что думает по поводу торрентов, общается ли со звездами, которые приезжают в Тюмень на премьеры фильмов — об этом и многом другом Алексей Ушаков, киномеханик «Киномакса», рассказал в интервью NG72.ru

Алексей Ушаков, 30 лет

По профессии — системный администратор, работает киномехаником. Женат, двое маленьких сыновей.

- Алексей, расскажите о себе — сколько вам лет, как давно работаете киномехаником...

- Мне 30 лет, киномехаником работаю уже давно, но в «Киномаксе» - с 2013 года.

- Вы где-то специально учились на эту профессию?

- Специального образования у меня нет. По профессии я — системный администратор, закончил ВУЗ в 2008 году, но судьба сложилась таким образом, что теперь я здесь — в кинотеатре, делаю все, чтобы тюменцам было комфортно смотреть фильмы. Знаю, что раньше в Тюмени, вроде в 30 училище, учили на киномеханика. Но сейчас это 30 колледж.

- Сисадмин, который работает киномехаником... Интересно, а как и при каких обстоятельствах вы стали работником кинотеатра?

- Когда был студентом, то искал подработку. В какой-то газете увидел, что требуется киномеханик. График показался удобным — можно было легко совмещать с учебой. В кинотеатре мне сразу понравилось, тем более там можно было смотреть премьеры со зрителями! После окончания учебы я некоторое время попробовал работать по специальности, но потом вернулся назад и снова стал киномехаником.

-  А чем еще вас «зацепила» эта работа?

- Я человек, который не любит работать в большом коллективе. Мне проще трудиться одному. Платят неплохо, на жизнь хватает... В общем, работа замечательная и всем устраивает! Раньше друзья и знакомые, когда слышали, что я работаю киномехаником, постоянно удивлялись, многие задавали один и тот же вопрос: «Какие фильмы сейчас показывают?». Честно говоря, меня эти вопросы доставали — каждый день, да еще и по нескольку раз!

- Как начинается и проходит ваш рабочий день?

- Я работаю день через два. Прихожу на смену к 9.30, а ухожу в час-два ночи. Иногда, по субботам, когда в кинотеатре идут фильмы нон-стоп, мы остаемся на работе до 6 утра. За это нам, разумеется, доплачивают.
Рабочий день начинается с составления расписания фильмов. На каждый зал планируется плейлист: во сколько и какой фильм. Расписание на всю неделю нам присылают из Москвы. По четвергам оно полностью меняется. Иногда, со среды на четверг, расписание корректируется. После этих процедур я запускаю в залах проекторы и включаю щитки.
В течение дня слежу за оборудованием и запуском сеансов, а также за чистотой кинооборудования: звук и картинка — основные параметры. При внештатной ситуации, например, при отключении электричества, я переключаю все оборудование на вторую резервную линию.

- Как-то все слишком гладко и спокойно. Расскажите, для равновесия, о какой-нибудь внештатной ситуации.

- В 2014 году был случай: у энергетиков случилась большая авария, из-за которой сгорел трансформатор. Свет тогда отключили на шесть часов. Удивило то, что некоторые посетители кинотеатра терпеливо ждали, когда включат электричество — уж очень сильно им хотелось посмотреть фильм.
Еще заметил, что какие-то странные мистические поломки обычно происходят по пятницам, 13 числа. В такие дни обычно показывают ужастики, и у меня, как на зло, что-то ломается! Зрители, которые находятся в зале, этого не замечают — я быстро исправляю внештатную ситуацию. Каждый раз думаю: мистика какая-то, хотя сам в такое не верю. Может, и вправду, просто совпадение?

- Какие фильмы лично вы любите смотреть?

- Когда был студентом, то смотрел все фильмы подряд. Сейчас выбираю только самые интересные. Вообще, у меня много любимых фильмов. Особенно нравятся кинокартины 90-х годов, например, «Брат 1» и «Брат 2». Из голливудских кинокартин люблю пересматривать «Скалу» и «День независимости». Очень нравится фантастика — «Звездные войны». Сериалы не смотрю — они затягивают, и на них уходит очень много времени.

- Если судить по количеству посетителей в зале, то какие фильмы сейчас находятся на пике популярности?

- В последние дни тюменцы активно идут на молодежный фильм «Парни со стволами», а семейные люди приходят на «Тайную жизнь домашних животных».

- Некоторые люди приходят в кинотеатр на премьеру фильма и записывают «экранку» (тайком снимают кино на свою камеру, а потом выкладывают эту запись в Интернет). А может ли киномеханик быть одновременно кинопиратом? Раздолье ведь — у тебя есть доступ к записям, снимай да выкладывай в соцсети...

- Вы что, за такое могут посадить на шесть лет! А вообще, подобное невозможно. Во-первых, работает специальная система безопасности и защиты. Все фильмы закачиваются в зашифрованном виде с ключом. Во-вторых, снять фильм из небольшого окошка, через которое я наблюдаю за залом, нельзя: за нами тоже ведь следят. Знаете, это стереотип, что киномеханики самыми первыми смотрят премьеры. Если только со зрителями, через это маленькое окошко.

- Как вы относитесь к борьбе с торрентами в России? Сами качаете фильмы с торрентов?

- Если честно, то да, скачиваю фильмы из Интернета и смотрю их дома. Нужно ли запрещать торренты? Это просто технически невозможно, потому что нельзя контролировать всю сеть. Поддерживаю ли я борьбу с пиратством? Да, несмотря на то, что сам скачиваю фильмы с торрентов. Потому что это, в первую очередь, незаконно. Да и с человеческой точки зрения — неправильно. Люди потратили огромные деньги на съемку того или иного фильма, хотят получить прибыль или элементарно окупить затраты, а торренты не позволяют им это сделать.

На фото киномеханик Алексей Ушаков около окошко, через которое видно, что закончился очередной фильм в прокате

- Часто ходите в кино?

- Удивитесь, но очень редко — раз в год, да и то, потому что нам дают бесплатный билет на день рождения. Иногда, бывает, ходим с женой на премьеру какого-нибудь хорошего фильма, но это бывает нечасто.

- Принято считать, что последние ряды в кинотеатре — места для поцелуев. Это правда  или очередной стереотип?

- Это истинная правда! Задние места не только для поцелуев.

- А для чего еще?

После этого вопроса Алексей смеется и говорит, что ему через маленькое окошко «ничего не видно».

- Если серьезно, то за тем, что происходит в зале во время просмотра фильма, следят контролеры и охранники. Мне через окно действительно ничего не видно — в зале полумрак, а через стекло видно, по большей части, только экран.

- В «Киномакс» иногда приезжают звезды — актеры, режиссеры... Встречались с ними лично? Может, фотографировались, брали автографы?

- Нет, ни разу. Я стараюсь не выходить во время работы из киноаппаратной. За происходящим наблюдаю через небольшое окно. Хотя другие ребята ходят, общаются, даже автографы берут. В последний раз я наблюдал за звездами через свое окошко, когда к нам приезжали актеры и спонсоры фильма «Территория».

- На каких фильмах обычно плачут зрители? Помните, когда в последний раз слышали всхлипы в зале?

- В аппаратной не слышно звуков и почти не видно людей. У нас здесь полная звукоизоляция.

- Вы знаете, как в советские годы, да даже в те же девяностые, работали киномеханики? Бобины, пленка — для вас это просто набор слов? Или вы имеете представление, как был устроен мир киномехаников в советское и перестроечное время?

- Скажу больше: я сам работал с этим оборудованием. Тот период запомнился мне тяжелыми физическими нагрузками. Помню, когда работал в другом кинотеатре, там было 8 залов и во всех — кинопленки. Нам присылали по 5-6 коробок, каждая из которых весила почти 20 килограммов. Их нужно было таскать, а потом еще склеивать. Сейчас, конечно, киномеханикам работается легче. В 2008 году большинство тюменских кинотеатров перешли на «цифру». В том же году в кинотеатрах показали первый цифровой фильм «Беовульф» в  3D.

- Хотелось бы вам оказаться в середине прошлого века, годах эдак в 50-х, и попробовать пару месяцев поработать киномехаником?

- Нет! Если сейчас лампы в проекторе работают благодаря электричеству. А вот раньше пожароопасным материалом пользовались. Пленка могла в любой момент загореться.

- В архивах-закромах «Киномакса» хранятся какие-нибудь раритетные пленки? Или артефакты минувших десятилетий, связанные с кино?

- Тюменские кинотеатры отказываются от кинопленки. Во-первых, качество транслируемой картинки гораздо хуже, во-вторых, пленка дороже цифры. В последний раз мы использовали пленку в 2014 году, она стояла в трех залах. Крутили ее около полугода. С кинопленкой работалось совсем по-другому — была своя автоматика, свой плейлист. Скачивать фильмы не нужно было, приходила специальная пленка длиной около 5 километров, ее надо было склеивать... А еще поднимать и таскать пленку весом по 50 килограммов... Если бы киномеханик испортил хотя бы одну из пленок, то ему пришлось бы платить очень большой штраф — 10 тысяч долларов. Сейчас мы работаем только с современной цифрой, поэтому никаких, даже архивных, пленок у нас нет.

- В прошлом году режиссер Квентин Тарантино заявил: «Цифровой формат означает смерть кинематографа, каким я его знаю. Показы в цифровом формате превращают кино в телевидение. Если вам охота смотреть цифровой релиз, с тем же успехом можно и дома остаться». Вы согласны с этим утверждением?

- Да, соглашусь с Тарантино, потому что сейчас легко и просто можно купить цифровое оборудование домой. Тот же самый проектор, только компактный, можно приобрести за 30 тысяч, плюс к этому купить акустику — вот тебе и собственный кинотеатр дома. А вот копии фильмов на пленке дома посмотреть нельзя — это дорого и невыгодно. Считаю, что современный кинематограф нельзя назвать кинематографом, потому что сейчас везде только цифровые технологии.

Что такое киноаппаратная, как она устроена и что там есть интересного — читайте в фоторепортаже по ссылке.

Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх