Кто живет в старинных домах Тюмени: история культовых зданий в воспоминаниях людей

Пока одни заселяются в новостройки, другие - живут в домах со столетней историей прямо в центре Тюмени. Почему эти люди не переезжают из ветхих деревянных жилищ и как им живется в объекте культурного наследия - узнал журналист NG72.ru

В Тюмени около 250 объектов культурного наследия, из них более 50 являются жилыми домами или домами из состава усадеб. Большинство из них заброшены, ремонтируются или реставрируются. Однако в некоторых до сих пор живут люди. Как это - жить в объекте культурного наследия, кто и когда первым заселился в этот дом, и хочется ли им сменить старинное жилье с богатой историей на квартиру в обычной пятиэтажке - журналист NG72.ru поговорил с тюменцами, которые живут в памятниках архитектуры, и посмотрел на условия их проживания.
 
 
На фото: здание по адресу: Челюскинцев, 13.
 
 
Если искать старинные дома, в которых до сих пор живут люди, в общем перечне объектов культурного наследия Тюмени, то там множество объектов обозначено как «жилой дом», но по факту в здании может быть расположена фирма, или жильцов уже давно расселили. Почему такая путаница и как произошла эта неразбериха - рассказывает руководитель пресс-службы администрации города Гульнара Сидоркина.
 
Сидоркина Гульнара Фаридовна

Гульнара Сидоркина,

руководитель пресс-службы администрации Тюмени      

– В списке объектов отсутствует информация о семьях, там нет деления - жилой дом или нет. А дело в том, что в какой-то период времени жители этих домов приватизировали квартиры. Затем ряд людей, чтобы использовать помещение в центре города, выкупили квартиры у этих хозяев и стали собственниками, но при этом они используют дом как нежилое помещение, например, под офисы или студии, – объясняет Гульнара Сидоркина.

Дом торговца Петра Трофимова 

Деревянный двухэтажный дом торговца рыбными товарами П. А. Трофимова, который построили в 1917 году, находится на улице Осипенко. Общая площадь здания - 285 квадратных метров. 
 
 
Высокие окна обрамлены фигурными наличниками. Дом представляет ценность как один из немногих сохранившихся архитектурных ансамблей – усадеб. 
 
 
Решением Тюменского облисполкома, в 1990 году дом поставлен на охрану как памятник регионального значения. До настоящего времени здание является жилым.
 
 
Но, как выяснилось на деле, практически всех жителей уже расселили, осталась лишь одна бабушка – 81-летняя Галина Баглушина. 

– Я живу в этом доме уже 22-ой год, переехала в 1995 году. Сейчас в этом доме я совсем одна осталась, – рассказывает пенсионерка.

 
Состояние дома, который признан памятником регионального значения, не самое лучшее. По словам Галины Константиновны, три года назад здесь произошел серьезный пожар - загорелась проводка. Так как жильцы пользовались привозным газом, то угроза была серьезной. Дом не взорвался, но одна комната выгорела полностью, а комната №7 пострадала частично. 
 

– Мы тут вдвоем с соседкой жили, я из шестой квартиры, она из седьмой. Соседка из погоревшей комнаты №7, бабушка - Галина Ивановна, она тут больше сорока лет прожила. После пожара у нее отнялись ноги, поэтому она переехала к дочери. Сейчас живет с ней и двумя внуками в общежитии.

Всем остальным жителям уже давно дали однокомнатные квартиры в обычных домах. Сейчас Галина Константиновна живет в старом покосившемся двухэтажном доме совершенно одна. Ждет, когда ее переселят. Условия жизни для пожилой женщины - тяжелые. Здание разваливается, воды нет.
– С моим переездом все тянут, уже три года прошло. То, говорят, что обои клеят, то двери вставляют, то ремонт у них какой-то. А я работала в Советском Союзе, являюсь ветераном и отличником труда! Всех отселили, я одна осталась. Вы видели, какая у нас тут проводка? Ужас. В доме нет воды уже 25 лет, все трубы сгнили. И колонок поблизости нет, ближайшая - на 25 лет октября была, да и ту закрыли. 
«Белая башня»

Угловой дом, находится по адресу: улица Осипенко, 35 и улица Свердлова, 4. Вы удивитесь, но здесь также живут люди.

 
Сегодня это старое здание является украшением города, но около столетия назад, когда в Тюмени большинство домов было деревянными, люди смотрели на эту башню с надеждой и восхищением. Здание представляет ценность как уникальный образец промышленной архитектуры с единственно сохранившейся в городе пожарной каланчой.
 
Архивная фотооткрытка тюменской каланчи («Тюменский курьер»):
 
 
К 1917 году город был разделен на 6 околотков. В каждом из них была каланча – пожарная вышка, одна из которых дожила до наших дней. На смотровой площадке круглосуточно дежурил пожарный, осматривал окрестности города в поисках задымления. При тревожной ситуации – били в набат и на специальном месте вывешивали кожаные сигнальные шары, обозначавшие, в какой части города пожар. Всегда наготове стояли запряженные лошади. Так работала пожарная система в 1900-х годах.
 
Высота пожарной каланчи примерно 12 метров (на уровне современного четвертого этажа). Ранее ее использовали как смотровую площадку, а в 2005 году причислили к объектам культурного наследия. Сегодня планируется реставрация здания (использование каланчи в качестве смотровой площадки). Удивительно, но ветхое административное здание является жилым домом.
 
 
 
Одним из жителей этого дома является Ратибор Гужва, ему 22 года, он прожил в этом доме всю жизнь.
 

– Этот дом построен в начале 20 века. Раньше Тюмень была деревянной, поэтому с пожарной каланчи было видно половину города. Вот тут находился гараж-мастерская, где ремонтировали и хранили пожарную технику: 

- Наверху, в этом здании, были комнаты отдыха: 

- А на втором этаже этого здания сидели начальники: 

- В башне и на первом этаже вон того здания сидели телефонистки: 

– Сам я из третьего поколения пожарных, а вообще, все жители этого дома так или иначе являются потомками старых пожарных, которые работали в советское время. На первом этаже сдает квартиру начальник пожарной службы. Дом ведомственный.

Пока Ратибор рассказывал о каланче, из дома вышла женщина и присоединилась к нашему разговору. Жительница дома отказалась называть свое имя и фотографироваться, но рассказала о пожарной части, которая находилась в этом здании.

– Я родилась в Тюмени, но в этот дом переехала где-то в 1988-89 годах. Раньше здесь жила наша бабушка. В этом здании была пожарная часть, СВПЧ-15 (специальная военизированная пожарная часть №15), она была создана в послевоенное время, где-то в 1949 году. Естественно, на верхних этажах жили семьи тех, кто работал в этой пожарной части. Сперва использовали здание как общежитие, но постепенно люди расселялись, пока в итоге не осталось по одной семье в каждой квартире. У кого была возможность, те отсюда съехали, у нас такой возможности не было. Помимо нас тут живет еще пять семей из потомков пожарных, а все остальные - недавно заселились. Нам уже 20 лет обещают: «Что-то здесь будет». Были какие-то суды, я, честно говоря, даже не знаю, кому сейчас это здание принадлежит: городу, пожарным или МЧС? Был период, когда все приватизировали жилье, но у нас-то квартира ведомственная, ее по закону приватизировать нельзя.

На фото ниже - здание, в котором, по словам Гужвы Ратибора, раньше жили телефонистки пожарной части №15. Дом также является жилым и находится по адресу: улица Осипенко, 33.

Усадьба Феоктисты Волковой

Дом расположен на углу улиц Орджоникидзе-8 и Осипенко-34.

Усадьба состоит из дома (Осипенко, 34) и флигеля (Осипенко, 32). Они были построены в 1880-х годах и принадлежали сначала тюменской мещанке Феоктисте Федоровне Волковой, а затем были проданы наследникам тюменского мещанина Василия Ивановича Сапожникова.

Жилое здание - образец жилого дома конца XIX века, отмеченный местным своеобразием декоративных форм, приемов и мотивов деревянной резьбы. Однако стоит отметить, что здание, дожив до наших дней, несколько раз подвергалось изменениям.

Рассказали об этом строении собственники дома - Наталья Аркадьевна и Александр Кузьмич Неклюдовы.

Неклюдов Александр

Александр Неклюдов

директор строительной компании ООО «Максим», собственник культурного объекта

История здания объемна и интересна.

– В военные годы, в 1945-х годах, это здание не имело формы куба. Дело в том, что к нему пристроили еще одну часть, – рассказывает Наталья Неклюдова. – Посмотрите, это видно на фотографии:

Общий вид дома со стороны улиц Осипенко - Орджоникидзе:

– Мы арендовали это здание в 1991 году. Нам его предложили, так как никому эта развалюха не была нужна, – усмехаясь, рассказывает Александр Неклюдов. – Мы взяли этот дом, ухаживали за ним, домкратами и всяко-разно поднималии его, ремонтировали не один год, пока к 1994 году он не приобрел вот такой вот вид:

Как оказалось, если к памятнику пристроен объект, его необходимо снести. Ведь в список охраняемых объектов включен «Дом конца XIX века», а не «Дом конца XIX века с ненужным пристроем XX века».

– Сколько сил было вложено в этот дом, вы бы знали! Со временем мы купили его. А потом пришли представители власти и сказали: «Сносите вторую половину здания, так как она не является историко-культурным памятником для Тюмени. Сносите и реставрируйте по плану», – рассказывает Наталья Неклюдова.

Фото: как выглядело здание изнутри при ремонте и реконструкции

Теперь, по словам хозяев, здание необходимо привести в должный вид. Ведь если ты - собственник историко-культурного объекта, его необходимо содержать за свой счет. Ничего переделывать нельзя, реконструкцию необходимо выполнять по плану, согласовывать все действия только с инспекцией.

– Сейчас нам необходимо сделать входную группу, чтобы вход был с той стороны, с улицы Осипенко. Еще нужно крышу делать. Проектировал его Александр Иванович Клеменко. А каким видят власти в будущем наш дом - можно увидеть тут:

Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх