Закулисье тюменского театра или как устроена сцена с другой стороны

Почему сцену называют «зеркало», как актёры друг над другом шутят и кто следит за зрителем во время спектакля. Читайте в этом материале.

Побывали за кулисами тюменского драматического театра и узнали много интересного. Хотите узнать, что скрывают большие стены и величественные колонны этого здания? Читая этот материал, вы окажетесь по ту сторону сцены, которая, как оказалось, во многом напоминает строение палубы корабля.
 
 
Кстати, нашим экскурсоводом выступил сам директор Тюменского большого драматического театра Сергей Осинцев:
ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ
 
В конце 2008 года состоялось открытие здания Тюменского Большого Драматического Театра (ТБДТ), которое практически совпало с юбилеем самого театра. Напомним, что в декабре 2008 было 150-летие Тюменского театра. 

– Есть разные мнения о том, с каких событий необходимо начинать летоисчисление театра. В Тюмени, как и в Тобольске, возраст начали считать с первых представлений, – объясняет журналисту NG72.RU директор Тюменского драматического театра Сергей Осинцев.

Тюменский драматический театр считается самым большим и одним из старейших театров в России. Снаружи строение привлекает не меньше, чем изнутри. А театр, как известно, начинается с вешалки, - так сказал прославленный режиссёр и актёр Константин Станиславский. Почему? - заходя в здание ТБДТ сперва видишь гардероб, и уже с этого момента ты попадаешь в волшебный мир искусства.
 
 
 
Внутри всё кажется завораживающим и необычным. Даже лестница здесь непростая. На каждой ступеньке можно увидеть даты, связанные с историей театра:
 

– Это наклейки, а не гравировка на мраморе, – шутит Сергей Осинцев. – Тут запечатлены события от первого спектакля до представлений пятилетней давности.

ЗРИТЕЛЬ СМОТРИТ В ЗЕРКАЛО
Большой зал ТБДТ это сцена–коробка, классический вариант театра, который изобрели во Франции. Все названия, соответственно, тоже французские.
 
  • партер (parterre — на земле) - места в зрительном зале перед сценой; 
  • бенуар – ложи по обеим сторонам партера (находятся на одном уровне со сценой); 
  • амфитеатр – места под балконом; 
  • бельэтаж (bel – «красивый», etage «этаж» или «ярус») – считаются лучшими местами. Три центральных ложи с которых видно планшет сцены. 
На фотографии Сергей Осинцев рассказывает об устрйстве сцены и зрительного зала:
 
 
Находясь в зрительном зале, гости театра смотрят на сцену как на «зеркало», в котором отображается мир:

– Глядя на представления, мы видим себя, но в исполнении других людей, – объясняет директор Театра. – Поэтому сцену и называют «зеркалом».

ЧТО СКРЫТО ЗА КУЛИСАМИ
Кулисы прячут от зрителя световые приборы, технические устройства и актёров, которые готовятся к выходу. Последние не выходят на сцену в обуви, такие правила театра, а ещё артисты не смотрят зрителю в глаза. 

– Когда в зрительном зале выключается свет, актёры не видят того, что происходит за пределами сцены. В глаза зрителю нельзя смотреть по нескольким причинам: во-первых, чтобы не смущать человека, а во-вторых, не очень приятно встречаться глазами с тем зрителем, который зевает от скуки или просто смотрит в телефон. Из-за такого можно самого себя выбить из роли, – объясняет директор Театра.

Если на сцене поднять голову, то можно увидеть колосники – самую высокую точку сцены (до неё 22 метра). На колосниках находятся моторы, приводящие в движение штанкеты, на которых и крепятся кулисы, падуги, фонари и декорации.
 
За кулисами также расположен пульт управления, за которым сидит помощник режиссёра – человек, который следил за спектаклем с момента его создания. Он знает, когда должен включиться свет или звук, когда выход артистов, и какой реквизит должен лежать на сцене. С этого пульта через микрофон помощник режиссёра приглашает актёров на сцену и может следить за зрительным залом.
 
На фотографиях устрйства театра, с помощью которых вершатся судьбы персонажей сцены:
 
 

«Наши артисты ходят с головными микрофонами. Бывает такое, что сцена закончилась, а актёр, забыв выключить микрофон, бежит в туалет. Зритель, конечно, не слышит, а вот звукорежиссёр знает, что происходит с человеком в этот момент».

ПЛАНШЕТ СЦЕНЫ - КОРАБЛЬ
Это интересно! Планшет сцены схож со строением корабля, ведь он строится из корабельной сосны (эта древесина меньше подвержена воздействию влаги). Под сценой расположен трюм – 5 метров глубиной. Каждый, кто был в театре, видел, когда сцена разворачивается на 360 градусов прямо перед глазами зрителя. Так вот, механизм этого поворотного круга как раз расположен в трюме.
 
На поверхности сцены есть Оркестровая яма – углубление перед сценой, где раньше сидел оркестр и исполнял музыку к постановкам. Сейчас это помещение используют в качестве спецэффектов.
 
На фотографии сцена из постановки «Три товарища», здесь оркестровую яму использовали для локального бара:
 

– Некоторые ямы опускаются на плунжерах, на некоторых есть возможность и вовсе «провалиться» сквозь сцену, а бывают ямы с подъёмниками, если вам необходимо появиться из-под земли. В некоторых театрах в оркестровую яму вставляют металлический каркас бассейна, куда наливают воду, где артисты плавают.

«Он зашёл в центральный карман, завернулся в горизонт и уснул».

Кому-то такая фраза покажется настоящим бредом сумасшедшего. А люди театра понимают: это значит, что человек пришёл на центральный склад, где хранятся декорации, и уснул, завернувшись в полотно, которым украшают заднюю часть сцены.

– Все названия внутри сцены – корабельные. А дело всё в том, что первые работники сцены – это бывшие боцманы. Они называли все устройства так, как им привычно: под сценой – трюм, на сцене – выдвижные мостики, а декорации двигают при помощи тягового каната, – рассказывает Сергей Осинцев.

В «КАРМАНАХ» ТЕАТРА
Карманы – это склады театра, где хранится реквизит. Тут лежат декорации и детали для сцен самого разного характера: машинка из «Фунтика», статуи из «Ромео и Джульетта», разные маски и другие предметы для создания атмосферы той или иной пьесы.
 

– Спектакли, как и люди, живут, болеют, стареют и умирают. Если постановку убрали из репертуара, то и реквизит отправляется на разбор. Бывает такое, что спектакли «замораживают» на время, по разным причинам, тогда мы храним реквизит до лучших времён, – рассказывает директор ТБДТ.

В ГРИМЁРКЕ О ГРИМЕ
Кстати, гримёрок в театре очень много, как временных, что расположены сразу за кулисами, так и основных. По словам Сергея Осинцева, сейчас грим используют редко: 

– Раньше мы покупали специальный грим за 1 рубль 10 копеек. Его накладывали поверх вазелина, иначе не смоешь с лица. Чтобы лицо не блестело, поверх грима посыпалась пудра. А потом весь этот слой стираешь с лица всё тем же вазелином. Сейчас, конечно, всё иначе.

Одна из гримёрок ТБДТ:
 
 
В нынешнее время актёры покупают дорогую косметику и сами работают со своим лицом. В основном это необходимо для того, чтобы подчеркнуть определённые черты лица и не выглядеть бледным под светом прожекторов. В Тюменском Драмтеатре есть и гримёры, но они необходимы для создания сложных образов.

– Все спрашивают о том, как артисты запоминают столько текста. На самом деле любой запомнит все слова, если будет повторять их постоянно, реальную сложность вызывают лишь длительные монологи.

Костюмы актёров ТБДТ:

БЫТЬ АКТЁРОМ
Сейчас в тюменской труппе 43 актёра, большая часть из них – молодое поколение. Конкуренция очень большая, особенно на женские роли. Артисты являются большой и дружной семьёй, но тут скорее «все дружат против всех», объясняет директор Театра.
 
Профессия актера является очень тяжёлой с моральной точки зрения, многие эмоционально выгорают. Время идёт, а годы не делают артистов моложе. Чтобы играть без фальши, нужно точно понимать те эмоции и чувства, которые хочешь донести, поэтому люди сцены часто следят за собой и за другими со стороны: наблюдают, запоминают.

Слёзы на сцене ничего не стоят, заставь плакать зрителя – вот задача, – объясняет директор ТБДТ. – Поэтому когда актёр доводит зрителя до слёз, в хорошем смысле, он рад. Более того, в этот момент артист может думать: «Ага, поддались! Ну сейчас я вас дожму».

Среди актёров распространены и разного рода внутренние шутки. Например, в последнюю сказку Новогодней компании, когда зритель не знает, как должен выглядеть спектакль на самом деле, артисты начинают друг над другом шутить: надевают смешные костюмы, говорят реплики, которые сбивают с толку, включают другую музыку, приколачивают к полу реквизит, могут чемодан нагрузить на 20 килограмм.

– Смотрят, как человек на сцене выйдет из ситуации. Актёру деваться некуда, нужно ведь продолжать играть, – рассказывает Сергей Осинцев. – Такое обычно происходит в Новый год. Я ребят за это ругаю, но раньше было намного страшнее.

Мы посмотрели как устроен театр изнутри. Сцена «с той стороны» так же непроста, как и сама профессия актёра театра. Многие факты вы наверняка знали, а было ли что-то для вас открытием? Пишите в комментариях.
  • В конце июня труппа ТБДТ уезжают в Екатеринбург. В эти майские выходные можно успеть попасть на трагикомедию «Фантазии Фарятьева», а в последний день мая на спектакль «С любимыми не расставайтесь».
Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх