Интервью с тюменскими киноделами: почему Тарантино - гений, а Балабанов - последний великий режиссер

С чего начинался проект "Обмороженные", на кого ориентируются тюменские кинорежиссеры и о чем фильм "Собаки"? Ответы на эти вопросы в нашем интервью

Проект "Обмороженные" — это некоммерческий юмористический проект, в период депрессии снимающий серьёзные фильмы. Создан двумя парнями Михаилом Рыжовым и Алексеем Нелаевым, родившимися на задворках Тюмени.

Расскажите о себе: как вы начали снимать, как пришли к этому?

Алексей Нелаев:
—  Мы познакомились еще в 2013 году, когда  начали делать общий проект, который, к сожалению, так и не вышел, но уже в 2014 году стали делать совместные вещи, которые выходят под лейблом «Обмороженные». И в ходе нашего сотрудничества у нас выработался определенный стиль, который мы развивали попеременно в фильмах «Свинья», «Лейтенант», «Не самый лучший день» и теперь «Собаки». От нашего знакомства и в ходе нашего творчества главный стиль развивается, и так происходит существование нашего проекта.

Почему именно «Обмороженные»?

Михаил Рыжов:
—  У нас был проект в 2013 году под названием «Дядя». Он очень многим понравился, там был трэш и черный юмор. Кто-то в комментариях написал: «Парни, вы на всю голову обмороженные». И тогда мы решили, что незачем называться «Тюменская киностудия», если люди нам уже дали название. Так мы стали «Обмороженными» и бренд работает. Люди, правда, тяжело воспринимают его название. Ты же, например, сразу вопрос задал.

Для меня обмороженный - это человек, который краев вообще не видит. Такой человек говорит: «Я тебя зарежу! Давай телефон!»

Алексей Нелаев:
— Мы не видим краев в кино. Края могут быть достигнуты, только когда сами понимаем, что эту сцену хватит развивать по уровню жести, тогда прекращаем, а пока  этого не увидели, можем до любых пределов дойти. Все зависит от наших вкусов.

Вы начинали с театра?

Алексей Нелаев:
— Да, я играл в театре и все еще продолжаю. Я играл в театре «Буриме» с Денисом Прутовым, он в меня много чего заложил. И еще я выступал в театре «Солнце Сибири». С этого я начал свою актерскую деятельность, а если говорить о написании сценариев: я поступил на курсы Николая Коляды в Екатеринбургский театральный институт, там началась моя профессиональная писательская карьера. 

Михаил Рыжов:
— Я в проекте отвечаю в основном за режиссуру, т.е. за технические детали. Начал снимать в 15-16 лет, тогда только появлялись телефоны с камерой. Весь район я собирал и снимал какие-то фильмы любительские. Прошло несколько лет, я лелеял мечту снимать кино, но команду нашел только в 2013 году. Там мы все познакомились.

Сколько сейчас у вас в команде человек?

Михаил Рыжов:
— Весь проект держится на нас двоих. У нас есть соратники, но все-таки проект тянем мы двое.

Алексей Нелаев:
— Мы все придумываем и пишем сценарий, и операторы тоже мы. Я продюсирую, Миша режиссирует. Остальные люди — это техническая поддержка.

Ваш фильм «Собаки», который вы снимаете сейчас, вызвал большой интерес у СМИ.  Почему фильм называется «Собаки»? Вы снимаете в стили «Бригады»?

Алексей Нелаев:
— Собаки связаны с решающим поворотом в сюжете. Мы пока не будем раскрывать его. Но он шокирующий. И также мы вдохновились фильмом Тарантино «Бешеные псы».

Узнают ли вас прохожие в городе?

Михаил Рыжов:
— Пару раз люди подходили говорили, что им нравится наше творчество и был случай в пиццерии. Там к нам подошел наш ровесник. Мы думали, что сейчас проблемы будут, а он говорит: «Мне нравятся ваши ролики!», а мы в тот день «Свинью» снимали. Тогда у нас был сложный день: мы криво сняли кадр, пришлось его переснимать и переозвучивать.  Он говорит «Продолжайте в том же духе!» и показывает большой палец, поднятый вверх. После этого мы ушли окрыленными.

На кого рассчитаны ваши фильмы?

Михаил Рыжов:
— Это наши ровесники. Если взять точно, то люди, которые родились с 1985 года по 1995 год. У нас есть тонкие моменты, которые людям помладше просто непонятны. Удивительно, но похоже, что нас смотрят и люди, которым под 50. Так на Ютубе наш фильм «Не самый лучший день» собрал 10 тысяч просмотров, Вконтакте около 5 тысяч, а на Одноклассниках он собрал более 30 тысяч просмотров.

Вы ориентируетесь на Тарантино... чем он вам так понравился? Я смотрел у него несколько фильмов... я не могу считать себя кинокритиком, но как зритель я не увидел у него высоких идей.   

Алексей Нелаев:
— Квентин Тарантино не единственный кинодел, на которого мы ориентируемся. Он лишь один из нескольких. Мы снимаем в стиле постмодернизма. Квентин, просто, самый яркий его представитель. То, что люди видят. У нас не было такого, что мы сели и обсуждаем: «Наш фильм будет про, то что дружба главнее денег». Нет. Нам сначала приходит образ, к примеру, кровавый дождь, потом вокруг этой картинки собирается фактура. Большая часть людей, которым не нравится творчество Квентина, основывают свое мнение на людской молве.

Квентин Тарантино гений! Он все делает прямо, так как оно есть. Как Стэнли Кубрик и Алексей Балабанов. Он не пытается заложить в фильме идею, она зарождается сама —  глазами зрителя. Она есть и она так глубоко задела человека за живое, что его начинает это бесить. Мы уважаем этот стиль и стремимся достичь его.

Режиссер фильма «Брат» и «Брат 2»?! Значит у вас есть и в отечественном кинематографе кумиры, на которых вы равняетесь?

Алексей Нелаев:
— А как же! Сергей Эйзенштейн, Леонид Гайдай и, конечно, Балабанов. После распада СССР у нас нет великих киноделов. Балабанов - последний...

Михаил Рыжов:
— Творчество современных продюсеров и режиссеров построено на обогащении, там нет искусства, и получается субстанция, которая льется на экраны ТВ. Почти похожая проблема и в Голливуде: там последнее время снимают ремейки, придумать что-то новое не могут.  Сейчас нет таких культовых фильмов, какие были раньше, еще в 90-е и 80-е. Вспомни, раньше было, что приходишь в гости, а у человека постер фильма висит на шкафу или двери, это значит что фильм удался. А сейчас фильм смотрят и забывают.

Ваш фильм называется «Собаки» и он прославился криминальными разборками. Почему вы снимаете в таком стиле и популяризируете бандитизм? Ведь так происходит подмена ценностей.

Алексей Нелаев:
— Да, наш фильм про бандитов. Но нас уже неправильно поняли.  Как неправильно поняли «Бригаду», «Бумер» и другие похожие фильмы. Мы не популяризуем романтику криминального мира, мы хотим посредством создания темной атмосферы подчеркнуть светлые моменты  и показать добро. После выхода этого фильма я не думаю, что люди снова оденутся в кожаные плащи и начнут носить обрезы.

Как вы снимаете? Я смотрел много фильмов как делали мировые бестселлеры,  там уходят соти тысяч на декорации, костюмы, каскадеров, не говоря уже про оборудование. 

Михаил Рыжов:
— Снимаем все подручными средствами. Главное, чтобы руки правильно росли. Недавно ходил узнавать сколько стоит профессиональный свет. Самый дешевый прожектор стоит около 5 тысяч рублей. Я сделал 2 аналога, которые мне обошлись в 500 рублей каждый. Раньше у нас был оператор, но он не всегда мог быть на съемках и съемки приходилось отменять. Мы скинулись и купили профессиональную камеру. Теперь нам ничего не мешает снимать кино. А декорации... нам помогают друзья-актеры — снимаем у них.  Постановщики и костюмеры - тоже мы. У нас есть желание творить и мы его осуществляем.

Алексей Нелаев:
— Был случай, когда гример не смогла приехать, и мне пришлось самому гримировать человека, нужно было изобразить побои. У нас была искусственная кровь, которую заказали из США. Выхода не было, посмотрел в Интернете, как выглядит избитый человек, и сделал такого же. Нам часто говорят, что были бы деньги, профессиональная команда, то мы бы снимали кино. Нет. Кино можно снять даже на любительскую камеру. Было бы желание.

Вы обращались за поддержкой в фонд кино за финансированием?

Михаил Рыжов:
— Там все сложно. Может там что-то поделено, не знаю. Там есть очень большие проекты, деньги уходят, а товар получаем ширпотреб, после которого хочется помыться. Так же есть документ, в котором сказано, что на него выделили баснословную сумму, а эксперты говорят, что фильм стоил в 10 раз меньше.  Мне нравится Алексей Балабанов, «Брат» сняли всего за 15 тысяч долларов.

Алексей Нелаев:
—  Мы еще не хотим лезть в большие деньги, там появятся люди, которых уже не будет интересовать искусство, а только окупаемость картины — доход. А так же люди, которые выдадут гранты, постараются в фильм сунуть рекламу, которая будет смотреться до боли дешево. И мы не сможем ему как-то противостоять. А пока мы здесь и сейчас снимаем ЧТО мы за хотим и КАК мы захотим. И нам пока нужно сосредоточиться на качестве продукта. 

Вы рассказывали, что у вас был по сюжету избитый герой, значит у вас есть постановщик боевых сцен?

Алексей Нелаев:
— Драк у нас не так много, ведь мы снимает короткометражные фильмы. Любой элемент у нас длится несколько секунд и на боевые сцены у нас нет времени. К тому же их нужно снимать, для качества, всегда длинным кадром. И нам нужно, чтобы зритель понял смысл сцены. 

Михаил Рыжов:
— В «Не самом лучшем дне» было что-то похожее на драку. Я был режиссером и ставил ее со знакомым. Мой приятель изучает Шоу-Дао, по сюжету он должен был «выключить» полицейского. Нужно чтобы движение выглядело эффектно.

Алексей Нелаев:
— Кино — это магия. Как есть темное или светлое колдовство, так и фильмы могут быть добрыми или злыми. Когда зритель смотрит картину, то он должен погружаться с головой в другой мир.  Что касается боевых сцен, то мы ориентируемся на сериал «Сорви голова». Со временем мы будем снимать так же.

Бывают ли во время съемок курьезы?

Алексей Нелаев:
— Да, далеко ходить не надо. Совсем недавно был случай, который всем известен! Мы снимали «Собаки» под мостом на Профсоюзной, какая-то девушка сфотографировала момент убийства и выложила в сеть. Там такая шумиха поднялась! А что люди писали! «90-е вернулись», «разборка криминальных авторитетов».  Некоторые умники даже написали, что влиятельный предприниматель решил прилечь отдохнуть на голую землю, а телохранители выстроились кругом и охраняют его.

Михаил Рыжов:
— Наше почтение тюменскому МВД и департаменту безопасности жизнедеятельности Тюмени, что они оказывают содействие нам. Перед съемками подобных сцен для безопасности ты должен обратиться в полицию, чтобы они были в курсе и представили на время съемок экипаж.  В противном случае спецназ росгвардии и впрямь мог бы приехать к нам на задержание... Хороший бы вышел курьез!

Наше интервью  подходит к концу и остался последний вопрос. Как вы оцениваете свои перспективы с рынком кино и планы на будущие?

Михаил Рыжов:
— Чтобы выйти на рынок, нам нужно сосредоточиться на качестве продукта.  Также в будущем к Новому Году мы планируем выпустить сборник короткометражных видео-новелл. Надеемся порадовать наших зрителей.

 

Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх