«Хочется работать для жизни, а не наоборот»: все "за" и "против" четырёхдневной рабочей недели

Тюменская область может стать одной из экспериментальных площадок для этого проекта. О такой возможности в материале "Нашей Газеты" рассуждают чиновники, кадровые специалисты, юристы и простые граждане

Ещё несколько лет назад люди в нашей стране и подумать не могли о сокращении дней в рабочей неделе. Относительно недавно рабочие добились права трудиться лишь пять дней. Однако уже сегодня возможность перейти на четырёхдневку обсуждается на уровне Правительства России, и такая перспектива уже не кажется далёкой утопией. Нельзя отрицать, что трудовая сфера нашей страны нуждается в адаптации к новым самобытным формам организации рабочего процесса и механизмам занятости. Это значит, что рассматривать варианты — такие как переход на четырёхдневку — однозначно стоит. 

С чего всё началось?

О сокращении рабочего дня в России на Питерском международном экономическом форуме говорил министр труда Максим Топилин. Спустя короткий промежуток времени — в июне этого года — на 108-й сессии Международной конференции труда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выступил с речью, в которой большое внимание уделялось будущему трудящихся в России. Здесь же вновь прозвучала идея сокращения рабочего времени:

— Технологический прогресс приводит к сокращению не только рабочих мест, но и рабочего времени, к расширению досуга. Весьма вероятно, что будущее — за четырёхдневной рабочей неделей как основой социально-трудового контракта, —сказал премьер-министр. —  Я напомню, сто лет назад Генри Форд решился на сокращение рабочей недели с 48 до 40 часов и получил впечатляющий рост производительности труда.

В качестве примера Медведев привел опыт одной из новозеландских компаний, которая ввела четырёхдневную рабочую неделю. Третий выходной оплачивался так же, как и остальные два. В итоге прирост производительности в пересчёте на один час рабочего времени составил около 20%. Уровень стресса сотрудников тоже снизился значительно.

Что сейчас?

Сказанные на таком уровне слова редко не имеют под собой продолжения, поэтому инициатива получила активное обсуждение в экспертных кругах и среди простых людей. И хоть четырёхдневка, по словам Медведева, это лишь одна из возможных мер адаптации трудового законодательства России к новым реалиям на рынке труда — да и то лишь в будущем — она активно обсуждается в профильных министерствах. Так, по сообщению издания «Известия», работу в четырёхдневном формате протестируют на нескольких компаниях.

Сейчас эксперимент ждёт подтверждения Минтруда. Если верить этой информации, то под пилотный формат попадут 266 предприятий в 30 регионах.

Есть в этом списке и тюменский завод «Сибнефтемаш». Однако и на самом предприятии, и в департаменте труда и занятости населения Тюменской области корреспонденту «Нашей Газеты» сообщили, что им ничего не известно о данном эксперименте. Как это обычно бывает при прохождении по непроторенным дорожкам законодательной системы, в настоящий момент конкретных условий и принципов работы по оптимизированной системе нет. Между тем уже сейчас представители сферы делают заявления касательно того, при каких условиях они видят переход на четырёхдневку.

— Безусловно, тут должен быть выбор у работников, если повышается производительность: может быть, кому-то захочется больший доход получать, а кому-то — свободное время. Мы готовы включиться в эту работу вместе с Правительством и оценить все аспекты, позицию всех заинтересованных сторон, — заявил на встрече с Медведевым президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

При этом представители трудовых коллективов сходятся во мнении, что при любом изменении трудового законодательства нельзя допускать ухудшения положения работника.

— Сокращение рабочей недели пойдёт на пользу здоровья человека. Я помню время, когда все работали по шестидневной системе, и людям катастрофически не хватало времени на восстановление своих сил, — рассказал «Нашей Газете» заместитель председателя Тюменского межрегионального объединения организаций профсоюзов Леонид Титенко. — В наши дни потребности и уровень развития общества стали ещё выше, как следствие — ему необходимо ещё больше времени на отдых. В конце концов, это требование международного сообщества к нам, ведь к сокращению рабочего дня пришли многие западные страны. Но, безусловно, это возможно лишь при неприкосновенности размера заработной платы работников. Оплата труда должна расти, но никак не уменьшаться.

Стоит отметить, что опасения многих людей в условиях активного обсуждения связаны именно с изменением оплаты труда при оптимизации трудового процесса, заключающейся в переходе на четырёхдневную неделю. Такую возможность не исключают некоторые представители HR-сферы.

— Эти изменения необходимо будет отразить в Трудовом кодексе. В настоящее времени в ТК расписаны правила, касающиеся пяти- либо шестидневной рабочей недели. Сейчас у нас нет нормального трудового права для обеспечения здорового функционирования четырёхдневной системы. Это может неплохо работать в бюджетных организациях. Но при этом объём работы все равно не изменится. Если человек не будет успевать его делать за 4 дня, то, скорее всего, он будет вынужден выходить на работу в выходные дни. Оплата за работу в выходные дни по трудовому кодексу предусматривает либо сумму в двойном размере от оклада, либо в том же размер и + один не оплачиваемый выходной . Как правило, даже в госструктурах работодатель очень редко идёт на двойную оплату. Поэтому, не исключено, что с введением 4-дневки в итоге изменится уровень зарплаты, поскольку это будет невыгодно работодателям, — поделился с изданием специалист отдела кадров одной из тюменских компаний.

По словам специалиста, в случае перехода на оптимизированную систему труда нужно будет учесть все нюансы, связанные с запросами не только работодателя, но и работника.

Сокращение количества рабочих часов для мира — практика не новая. К примеру, жители Нидерландов работают всего 29 часов в неделю. Ещё в середине 00-х голландцы первыми ввели режим работы меньше 30 часов. Удивительно, но на экономике страны это не отразилось. И это не одиночный пример. Меньше 40 часов работают, к примеру, во Франции, Германии, Финляндии. 

Что думают тюменцы?

И все же большинство тюменцев без особого энтузиазма восприняли возможность перехода на четыре дня работы вместо пяти. Об этом свидетельствуют результаты опроса, который «Наша Газета» проводила в соцсетях. Так, 42% респондентов выступили против такого развития событий. По их мнению, уменьшение рабочих часов неизбежно приведёт к аналогичному процессу по отношению к их зарплате.

При этом 38% опрошенных поддержали такую возможность. «Люди будут больше отдыхать и лучше работать», считают участники опроса. Остальных респондентов возможность четырёхдневки не коснётся из-за действующего графика, либо отсутствия работы.

Наталья, экономист

«Если когда-нибудь мы всё-таки и придём к четырёхдневной рабочей неделе, то, думаю, благоприятно это отразится далеко не на всех. Работников госучреждений – да, вполне возможно. А что же со всеми остальными? Надо учитывать, что у нас солидное количество людей получают серую зарплату. Она состоит из официальной белой части, с которой идут отчисления государству, и из неофициальной части, с которой налоги не платят. При «четырёхдневке» белую никто не будет трогать, а вот черную часть сократят. Просто потому, что это невыгодно работодателю. Страшно подумать, к чему это приведёт».

Игорь, юрист

«Люди в нашей стране работают по 40 часов в неделю, но КПД в России один из самых низких в мире. Люди будут перерабатывать и больше тратить, поскольку в масштабах многомиллионного населения страны один день отдыха — это очень много. Я думаю, что под предлогом благой цели преподносится выгода, но не для людей».

Иван, студент

«По-моему, это замечательная идея. Помню, в детстве я часто возмущался, не понимая, почему в садик надо ходить 5 дней, а отдыхать всего 2. До сих пор не понимаю, ведь мне хочется работать для жизни, а не наоборот. Если на зарплате это не отразится, у людей будет больше времени на отвлечение от работы и, как следствие, более эффективную деятельность».

Семён, логист

«Лично у меня объём работы не изменится, пусть хоть трёхдневной эту рабочую неделю сделают. В итоге всё приведёт к тому, что многие будут работать из дома. Вариант с уменьшением количества рабочих часов нравится мне больше. Так я хотя бы смогу иногда приходить домой пораньше».

Очевидно, что в постановке вопроса о четырёхдневной рабочей неделе во главу угла должны стать социальные гарантии людей и заработная плата, которую они будут получать. Сейчас эта задача остаётся нерешённой и слишком много остается вопросов без ответов. Однако дискуссия о будущем трудящихся в нашей стране назрела уже давно. Придём мы в итоге к четырёхдневке или адаптируем систему под иные форматы — покажет время.

Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх