Коммерческий директор тюменской строительной компании: «Мне было страшно, что я не умею подшивать документы»

В школе хотела стать переводчиком, в университете училась на факульте романо-германской филологии, после окончания ВУЗа пробовала себя в рекламе, а в 2002 году устроилась на работу в крупную строительную фирму — Светлана Утешева, коммерческий директор «ТИС», рассказала о своей карьере

Как стать успешным человеком и добиться карьерных высот — ученики 11а класса школы №1 узнали от коммерческого директора строительной компании «ТИС» Светланы Утешевой. Необычный урок состоялся в рамках «Школы успеха», которую проводят «Наша Газета» и сайт городских новостей NG72.ru.

Про учебу в школе

– Во время учебы в школе я вплоть до 11 класса не знала, кем хочу стать. Когда передо мной встал выбор - на какую профессию пойти учиться, то в голове возник романтический образ переводчика. Эта работа представлялась мне чем-то неизвестным, а переводчики - людьми, которые много путешествуют, ездят по городам, знают кучу языков... Мне, как и многим девушкам, хотелось быть ближе к такому образу жизни.

Но когда я пришла к родителям и озвучила свое желание, что хочу стать переводчиком, то мама сразу начала отговаривать меня. Главный аргумент звучал так: это вообще не профессия, на этом ничего не заработать, поэтому денег у меня никогда не будет. Вообще, было очень много «но», хотя сейчас, будучи сама мамой, я понимаю, что родители думают немного другими категориями и опираются на собственный опыт. При этом они часто не могут понять, что на самом деле происходит в голове ребенка.

Про университет

– Несмотря на все аргументы мамы в пользу экономического образования, я все равно выбрала учебу на факультете ФРГФ (романо-германской филологии). О перспективах трудоустройства я тогда не сильно задумывалась, поэтому будущее выглядело весьма туманно. Я закончила ТГУ, и спустя какое-то время пришла к выводу, что мне действительно не хватает экономического образования. Вот так и вышло, что второе высшее образование я получила уже то, которое хотели мои родители.

Когда разговариваю со своими друзьями, то часто слышу, что те, кто пошел по собственному пути, счастливы. Они занимаются делом, которое им нравится, и чувствуют себя на своем месте. А те, кто последовал совету родителей, чувствуют себя несчастными. И дело не в совете. Просто опыт одних людей не всегда подходит другим людям.

Про работу

– После того, как учеба в университете закончилась, и я вышла в люди, сразу стало ясно, что молодые специалисты никому не нужны. Особенно выпускники без опыта работы. Оказалось, что никто никого нигде не ждет. Университетские истории про то, что мы - незаменимые специалисты, что работодатели оторвут нас с руками, оказались очень далеки от реальности.

Поэтому когда я пыталась трудоустроиться, то не я выбирала работу, а работа выбирала меня. Первое место было случайным, я стала заниматься рекламой. Мне просто сказали: «Давай попробуем». Так я проработала в нескольких компаниях, и через какое-то время познакомилась с компанией «ТИС», это было в 2002 году.

Начало карьеры

– Работа в «ТИС» с самого начала во многом зависела от меня. Я сама организовала собеседование, сама звонила-писала, в общем – всячески проявляла инициативу и пробивалась вперед. Сейчас, вспоминая с директором, как я попала к ним, то мы приходим к выводу, что о маркетинге я на тот момент знала чуть больше, чем сам директор. Думаю, это сыграло в мою пользу.

За два года на должности менеджера по рекламе мне пришлось научиться очень многому, и в какой-то момент возник конфликт с отделом продаж: между мной, молодым специалистом, и целым отделом уже сформировавшихся специалистов, каждый из которых тянул одеяло на себя. В какой-то момент мне это надоело, пришлось идти на решительные меры. Я написала официальный документ, в котором заявила, что мы не можем быть разными отделами, так как наша работа сильно связана.

Не знаю, как директор смог повестись на это - идея даже мне самой казалась очень сырой. Но в итоге меня назначили исполняющим обязанности коммерческого директора. Для меня это был стремительный скачок вверх! На собрании, где огласили новость о моем назначении на должность исполняющего обязанности, весь отдел продаж встал и поставил ультиматум: «Либо мы, либо она». Стоит отметить, что наш директор – человек военный, и очень не любит, когда ему ставят такие условия или шантажирует. В тот момент он подумал, выбрал меня, и весь отдел продаж ушел. При том, что опыта продаж у меня совсем не было.

В роли коммерческого директора

– Я взяла на себя обязательства, которые нужно было выполнять. На втором этаже у нас были кабинеты рекламы и продаж, находящиеся напротив. До сих пор помню, что когда звонили телефоны, то мне приходилось бегать из кабинета в кабинет, чтобы взять трубку.

Сейчас, вспоминая о тех дня, думаю, что особо сильного страха я не испытывала. Хотя вспоминаю об одном спецефическом нюансе. Я тогда не умела сшивать договоры. Все могу делать, а вот сшивать – не могу. Помню, что мне было очень неловко и страшно попросить у кого-то помощи, потому что я – коммерческий директор, не умеющий сшивать документы. Поэтому приходилось оставаться по вечерам, изучать уже сшитые бумаги и пытаться повторять. Сейчас, если поднять договоры того времени, то легко можно определить из кипы документов те, которые подшивала я - они «болтаются».

Постепенно я училась и шить, и продавать, набрала свою команду... В результате из исполняющей обязанности стала полноправным коммерческим директором. Таким образом, с начала моей карьеры в этой фирме прошло уже 14 лет.

Первое образование

– По первому образованию я не работала, если не считать короткого периода репетиторства, а также практики в школе №21. Кстати, там тоже был смешной случай. Школа была довольно состоятельной, а я приехала из района попроще. Однажды, после выходных, я спросила у седьмого класса, кто и как провел эти дни. Один мальчик сказал, что он катался на лыжах. Так как погода не позволяла где-то в городе кататься, то я подумала, что он просто выучил несколько слов и повторяет их. Снова спросила у него, снова такой же ответ: «Я с папой катался на лыжах». В общем, я ему не поверила, отчитала его, и только потом, когда меня вызвали к завучу, выяснилось, что мальчик - непростой. Оказывается, он с отцом ездил кататься на лыжах в Швейцарию. Помню, для меня это тогда было очень необычно.

С того момента прошло много лет. Я отошла от работы в сфере образования и сменила сферу деятельности. Но знание языков до сих пор помогает мне в работе и повседневной жизни. Вообще, такие навыки открывают огромные возможности перед человеком. Иностранные языки могут и не стать вашей специализаций, но заниматься и совершенствоваться в этом направлении необходимо - вернется сторицей.

про Успех

– Главный показатель успеха для женщины - это семья. В этом плане я считаю себя очень счастливым и успешным человеком. У меня трое замечательных детей - одному девять лет, второму семь, а младшему - полтора года. Если у женщины все хорошо в семье, то она может творить и во внешнем мире.

У мужчин в этом плане все немного иначе. Им очень важно оставить свой след в истории, для них это главный показатель успешности.

про Работу и семью

– Совмещать семью и работу - не так сложно, как может показаться. Тут очень выручает умение переключаться с одной стороны жизни на другую. Если я дома, то я - жена и мама. Если на работе, то я - директор. Нельзя приходить после работы домой и смотреть пустыми глазами на ребенка, который подбегает к тебе и показывает рисунок. Еще совет: не делайте проблему из ничего и принимайте обстоятельства такими, какие они есть – это отличный способ находить в себе силы и сохранять их. Внутренняя гармония зависит только от самого человека.

про Репутацию

– Репутация - очень важный элемент в любой работе. Возьмем, к примеру, учебу в ВУЗе. В университете ты сначала работаешь на зачетку, а потом уже зачетка работает на тебя. Также и в работе. Сначала ты выкладываешься на полную, показываешь свои сильные стороны и умения, а потом тебе могут пойти на встречу - и отпуск продлить, и в других моментах понять и поддержать. Работодатель будет знать, что ты принесешь больше пользы в будущем.

В молодых специалистах, которые приходят на собеседование, мне нравится, в первую очередь, обязательность. Если человек говорит, что позвонит завтра в 10 утра, и на следующий день действительно звонит в обозначенное время, то я готова его на руках носить. Все потому, что 70% тех людей, с которыми ты договариваешься о собеседовании, могут не прийти на встречу, не предупредить и потом просто не отвечать на звонки.

Также мне хочется видеть в людях, которые приходят на собеседование в поисках работы, открытость и честность. Конечно же, важен энтузиазм, чтобы было видно, что человек хочет работать. И, наверное, самый важный момент: если вы планируете пойти на собеседование в крупную компанию или фирму вашей мечты, то почитайте хотя бы о том, чем она занимается. Уделите время той области, в которой себя видите, и узнайте какая работа была уже проделана, а что еще предстоит сделать. Это будет большим плюсом для вас.

Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх