Будни водителя автобуса в Тюмени: взгляд на автобусные воины изнутри

Водитель автобуса Александр Димитров рассказал о драках между водителями, блокировке автобусов на остановке и гонках за пассажирами

В последнее время водители автобусов все чаще оказываются в центре внимания. ДТП, происшествия с пассажирами и пешеходами, обсуждения повышения проезда. На самом ли деле ситуация острая или ажиотаж вызывают отдельные редкие случаи? Чтобы увидеть неофициальную сторону этой проблемы журналист NG72.ru задал острые вопросы, Александру Димитрову, который работает в сфере перевозок уже не один год. Несмотря на исчерпывающие ответы, некоторые из них мы не можем опубликовать.

— Как давно ты водишь автобус?

— Уже третий год. Начинал с ПАТП No2 (пассажирское автотранспортное предприятие), хотя сейчас работаю частником. А до это долго работал с автомобилями, от таксиста до охранника на своем авто. Были моменты, когда занимался ремонтом, а года три назад решил попробовать себя в роли водителя автобуса.

— А на каком маршруте работал?

— В основном на 54-ом, хотя был на 20-ом и 143-ем. На самом деле, человек не закреплен за маршрутом, а за автобусом закреплено около 80% водителей. Из-за этого возникают определенные проблемы: За теми автобусами, у которых нет постоянного шофера, следить проблематично, бывают ошибки или просто технике не уделяется должного внимание. Такое иногда, но бывает. За своей, конечно, люди ухаживают, а к чужому относятся соответственно.

— Почему же возникает такая ситуация?

— Ситуация связана с руководством и тому, как они относятся к работникам. Некоторые сотрудники сами виноваты в происходящем: кто-то часто болеет, другие прогуливают и руководство воспитывает их методом пересадки на старые и проблемные машины. Водитель на таком древнем автобусе проедет два круга, сломается и потеряет в зарплате. И это может длиться месяцами, до тех пор пока человек не докажет что может работать нормально. Если доказал, то его пересаживают на нормальный автобус, дают нормальный маршрут и с этого момента он начинает нормально зарабатывать.

— А от чего зависит зарплата водителя?

— Раньше зависела от плана по пассажирам, из-за чего гоняли по городу, перекрывали друг друга на остановках. Перед выездом выдавали каждому план, в котором было, сказано что деньгами нужно собрать не меньше четырех с половиной тысяч, например. Если собрал меньше, значит и премия будет меньше. Основная зарплата у тебя 20 тысяч, за то, что откатал еще 5, а за выполненный план добавляют еще 6-8 тысяч, в зависимости от успехов. И это при работе 2 через 2.

Сейчас план по сборам для водителей убрали, но ввели план по времени. Кстати, для кондукторов планы по сбору остался, и бывают случаи, когда кондуктор давит на водителя, чтобы он приехал на остановку раньше. Это тоже причина для гонок.

— Сложно ли соблюдать временной график?

— Да, сложно. Часто вся выделенная полоса забита, не важно, центр города или Широтная. Причем занята полоса легковушками, а не автобусами. Опять же, все из-за отсутствия парковочных мест. Особенно проблематично проехать у Газпрома, где одна полоса просто заставлена машинами, выехать с Дома Обороны, рядом с университетом, да и других сложных мест в Тюмени много. Это все сказывается на графике.

— Какие же требования предъявляются водителям автобуса?

— 70% от всего рейса, например, от студгородка до рощинского кольца, нужно проехать по времени, не выбиваясь из графика. Разница допускается в плюс-минус две минуты, хотя раньше было три минуты. Этим объясняется тот факт, что автобусы часто летят как сумасшедшие. Если человек попал в пробку на Мельникайте, то ему приходиться догонять свое расписание. У самого было такое не раз и не два: выворачиваю на Газпром, а по расписанию я уже должен на сквере быть. Отсюда и отношение такое, подъезжаешь на остановку, быстро выгружаешь пассажиров, берешь новую партию и шустро едешь дальше, потому что к тебе уже твой задний подходит. Интервал между 54-ми утром и вечером 5 минут, а днем 6. У 30-ых и 17-ых, кстати, это самые сложные маршруты, интервал в 3 минуты, они должны идти, в идеале, через остановку, максимум, через две.

— Разве пробки не учитываются при таком движении?

— Нет, такое впечатление, что человек из Тюменьгортранса составлял это расписание, проехав по городу ночью на легковушке. Когда я работал на 30-ом маршруте, то на круговой маршрут от Рощинского кольца до Дома Обороны дается одним кругом 9 минут, а другим 12, и если по всем правилам заезжать на остановку, то времени катастрофически не хватает.

— Как же выполнить план по времени? Рисковать на дороге или есть другие способы?

— Полно водителей, которые постоянно нарушают правила. Они едут по обочине, летят на красный свет или просто превышают скорость. В основном это частники, которые зарплату получают от проданных билетов, поэтому они заинтересованны набрать как можно больше пассажиров.

— А какой график у водителя автобуса?

— Допустим, я вчера привез 740 пассажиров за 5 кругов. Если умножить эту цифру на 4, то получится то, сколько я заработал за день, но ради этих денег мне приходится вставать в 4 утра, хотя раньше было еще хуже. В 5.30 за мной приезжает развозка, едем в парк, где все проходят медкомиссию, а после работы, вечером, очередь на колонку и мойку, это минут 40 или час, потом домой.

Хотя в ПАТП еще хуже, там развозка ходит по времени, каждые полтора часа. Если ты опоздал на нее, пока стоишь в очереди, то тебе придется ждать. В итоге ты приедешь домой около полуночи, и на сон останется, в лучшем случае, 5 часов. Из-за этого приходится приезжать в парк раньше и ждать час, хотя мог бы спать дома. Такой режим дико выматывает и серьезно бьет по здоровью.

— Если это так вредно, то как проходить утреннюю медкомиссию?

— С этим есть определенные сложности. Если давление выше 130, то проверяют алкотестером. Если выше, то сразу начинают полную проверку. Даже если у человека родное давление повышенное, то его не выпустят на маршрут. Приходится приносить справку из поликлиники, чтобы подтвердить, что это нормальное состояние. Я немного нервничаю, когда меня обследуют врачи и мне приходилось доказывать, что мое состояние никак не связано с проблемами.

— То есть, за здоровьем водителя даже у частников внимательно следят и заботятся о том, чтобы он был свежим и отдохнувшим?

— Не совсем, есть различные схемы, при которых можно работать сразу несколько смен. Это точно не помогает в плане здоровья, но, лично мне, приходиться мириться с этим. Деньги нужны. Вот и получается что берешь пару смен подряд и как-то комбинируешь рабочие дни, чтобы рейсов было больше.

— Что еще мешает работать водителю, кроме усталости?

— Установленный график, который просто нереально выполнить. Сейчас жесткие ограничения по времени и скорости, ограниченной до 60 километров в час. Недавно был случай, когда я превысил этот порог, когда кого-то обгонял, и двигался с 66 километров в час. Тогда меня остановили и оштрафовали на 500 рублей, хотя и не должны были. ПДД я не нарушил, а вот по внутренним правилам все не так. Получается, что из-за таких штрафов, которые выписываются после внутренний проверке, я работаю полдня бесплатно.

— Что еще угрожает водителям, кроме штрафа за превышения скорости?

— Можно нарваться на контроллера КРС, у нас их все бояться. У каждой организации свои контролеры, следящие за соблюдением всех правил. На этой почве было много скандалов, когда работнице КРС что-то не понравилось, она выписывает штраф, а в последнее время им выдали фотоаппараты, чтобы собирать доказательства. Поэтому водитель очень рискует, когда жует за рулем или неправильно останавливается на остановке, на этот случай у контролеров есть даже рулетка. Но если они хотят докопаться, они найдут к чему прицепиться. Хотя если с ними нормально, по-человечески общаешься, то проблем не возникает.

— А какие проблемы возникают между водителями?

— Все проблемы идут от того, что на общем участке маршрута, в одно и то же время идут несколько автобусов. Особенно это заметно на улице Республики, когда несколько автобусов, например, 30-й, 14-й и 25-й заходят на остановку одновременно. Из-за этого появляется конкуренция. Если бы составляли с умом график, чтобы на общем отрезке не было машин, идущих в одну сторону, таких бы проблем не было.

Отдельная проблема на дороге — маршрутки. Они практически никогда не проезжают в конец остановки, занимают место для погрузки и выгрузки пассажиров и просто ведут себя агрессивно. Бывает и хуже, когда маршрутка оставляет часть корпуса на дороге, не заезжая в карман. Тогда сзади идущему приходится перестраиваться, чтобы объехать препятствие, и далеко не всегда полоса для перестроения свободна, а пропускать тебя не спешат. Мне кажется, что большинство делает это специально.

— Как же проявляется такая конкуренция?

— Очень много способов насолить товарищу по дороге. Например, можно заехать на середину остановке и встать, не давая заднему полностью заехать и выгрузиться. Тогда ему приходится либо ждать, либо объезжать и как-то пристроится. Либо автобусы одного перевозчика блокируют кого-то на остановке, выбивая его из графика. Все это человеческий фактор, хотя есть много технических нюансов. Иногда, водители специально кого-то блокируют специально отстающий автобус в кармане.

— У водителей большой арсенал уловок?

— Да, но все они хорошо известны в узких кругах. Очень часто возникают конфликты, а временами, на конечных остановках начинаются разборки. Иногда доходит даже до драки, если ситуация особенно сложная.

— То есть, технически, можно где-то выиграть нужное время?

— Ну, на автобусах установлены GPS-маячки, которые отслеживают движение и положение машины. У меня были случаи, когда нужно было попасть на развозку домой, тогда я отключал маячок и проезжал там, где нельзя, чтобы успеть домой. Экономишь 20 минут, вроде не много, но при таком жестком графике и дефиците времени это очень ощутимый бонус.

Кстати, о технических моментах. Я сейчас работаю на НЕФАЗе, таком же, из которого выпали в прошлом году бабушка с дедушкой, и могу сказать, что там есть неприятные особенности. Ступеньки, датчики на дверях, которые могут открыть внезапно двери, если они фиксируют движение — из-за этого, думаю, и произошло то ЧП. Там хитрая система, что автобус останавливается, если двери открыты. Кто-то махнул рукой, двери открылись, машина дернулась и человек может упасть с этих ступенек. Ситуация вполне реальная. Хотя я своему начальству говорил об этой проблеме. Когда появилась эта система, то я не выдержал и часа, пошел и сломал эту лампу. И не я один так сделал. Опять же, не забываем, такие внезапные остановки совсем не помогают укладываться в график.

— То есть, в случае ЧП, будет виноват водитель, а не организация?

— Конечно, организация всегда прикроется, как было в случае с моим коллегой. Его, если не ошибаюсь, закрыли на 8 лет из-за этого случая.

— А вообще стоит работа такого стресса?

— Думаю, нет. Очень много случаев, которые просто не афишируются. Работа сложная, здоровье не железное, а времени на себя и семью остается очень мало. Да и такой образ жизни, вечно сидячий, на здоровье сказывается очень негативно. Первое чему я стал учиться, сев за баранку автобуса, успевать высыпаться и заниматься спортом. Это своеобразная профессиональная деформация, которая есть у большинства водителей: живот, боль в спине и перманентная усталость. При этом зарплату нельзя назвать великой. Тут стоит отметить, что одна из причин — цены на проезд. В праздничные дни водители работают в серьезный минус, не отбивая даже солярку. Поэтому все водители ждут повышения цен хотя бы до 25 рублей.

— Думаешь ли ты менять работу?

— Да, такие мысли посещают меня все чаще и чаще. Полагаю, что скоро буду искать что-то новое, так как опыт у меня солидный, почти всю жизнь провел с автомобилями. В автобусе моя жизнь не закончиться, по крайней мере, если я вовремя уйду.

Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх