Тюменские казахи: обычай отдавать первого ребенка навсегда родне, 42 буквы в алфавите и другие факты об этом народе

По данным последней переписи населения, в Тюмени живет около трех тысяч человек этой национальности. Каких традиций и обычаев они придерживаются, чем отличается Наурыз от Масленницы, какую письменность используют казахи - арабскую или кириллицу, и правда ли, что они отдают своего первого ребенка родителям?

Почти все тюменские казахи переселились в наш регион в годы коллективизации. Сейчас многие учатся в тюменских вузах, работают на местных преприятиях, создают интернациональные семьи. Как живется современным казахам в Тюмени - читайте в нашем материале.
 
Как сообщает Калиль Кабдулвахитов - советник по СМИ президента Национально-культурной автономии казахов Тюменской области - в Тюменской области живет около 20 тысяч казахов, из них около 13 тысяч - на юге Тюменского края. В приграничных с Казахстаном районах (Ишимском, Сладковском, Бердюжском, Казанском) казахское население, в основном, является коренным.
Как казахи появились в Тюмени 
В районах, расположенных ближе к Тюмени, и в самом областном центре живут казахи, являющиеся потомками «откочевников-переселенцев».

– «Откочевники» – так в 30-е годы ХХ века называли в официальных документах казахов-переселенцев, которые, спасаясь от голодомора в степи, откочевали в разные страны – из южных регионов Казахстана в Среднюю Азию, Иран, Афганистан, из восточных – в Китай и Монголию, а из западных и северных областей - в РСФСР, – рассказывает Есенгалий Ибраев.

Есенгалий Ибраев,
 
президент Национально-культурной автономии казахов Тюменской области
 
Голод в Казахстане произошел в начале 30-х годов в результате коллективизации, перевода кочевников в черту оседлости и природных катаклизмов. Эти события унесли жизнь около трети казахского населения, еще сотни тысяч человек откочевали в соседние страны.
 
 
В Тюменскую область (в то время Омскую) ехали казахи из Северо-Казахстанской, Костанайской, Кокчетавской областей. На новом месте партийные органы стали создавать колхозы, состоящие из казахов-переселенцев. Самый северный казахский колхоз ДВКА (имени Дальневосточной Красной Армии) находился в Нижнетавдинском районе, на территории современного села Березовка. Он появился в 1938 году.
 
На фото: колхоз ДВКА
 
 
В 1945 году колхоз ДВКА был ликвидирован Нижнетавдинским райисполкомом, поскольку большая часть мужского населения колхоза погибла в Великую Отечественную войну, женщины и дети не могли тянуть только на себе все хозяйство. В результате жителей ДВКА переселили в Тюмень. Здесь им предоставили земельные участки для строительства домов в районе тюменских «сараев» и на «крестьянских». Сегодня внуки и правнуки откочевников из ДВКА составляют костяк казахского населения нашего города.

– Мои предки также жили в ДВКА, – делится собственной историей Есенгалий Ибраев. – Сегодня тюменские казахи работают в различных отраслях, многие трудятся в силовых структурах, в сфере образования, медицине, меньше - в бизнесе. В сельских районах казахи, в основном, занимаются скотоводством, держат фермерские хозяйства.

История одной семьи
Семья Аугалиевых состоит из семи человек. Старшее поколение: дедушка Рамазан Акбарович и бабушка Хаиржан Абишкеновна. Родители: папа Сырымбет и мама Калима. Дети: старшая дочь Азиза, сын Асан и младшая дочь Самира. И это только самые близкие родственники. Ведь у одного Сырымбета есть еще множество братьев и сестер.
 
На фотографии (слева направо): мама Калима, старшая дочь Азиза, бабушка Хаиржан, младшая дочь Самира, дедушка Рамазан, сын Асан, отец Сырымбет.
 
 
Старшее поколение семьи Аугалиевых: Хаиржан Абишкеновна и Рамазан Акбарович.
 
 
В годы коллективизации (1931-1933 годы) предки Рамазана Акбаровича (кстати, «Рамазан» переводится как девятый месяц лунного календаря) переселились из северного Казахстана в Омскую область. В 1933 году в Омской области был основан аул Бостандык, в котором Рамазан Акбарович родился в 1938 году. Сам Рамазан принадлежит древнему роду Баимбета.

– Я восьмой в роду Баимбета. Мы воспитаны трудом. С малых лет скот пасли, дрова заготавливали и сено. Дед мой - труженик. А вообще все казахи – кочевники. Испокон веков так было. Душа вольная, сердце поющее, а трудолюбие в крови, – рассказывает Рамазан Акбарович.

Рамазану было всего три года, когда его отец ушел на войну. Он пропал без вести под Смоленском в 1941 году. В Бостандыке Рамазан Аугалиев прожил практически всю жизнь, стал ветераном труда, был муллой (священнослужитель у мусульман) в своем ауле, женился на Хаиржан, там же у него появились дети и внуки.
 
На центральной фотографии Рамазан и Хаиржан Аугалиевы, вокруг них фотографии детей с семьями.
 
 
Все дети Рамазана уезжали учиться в Тюмень. После обучения кто-то вернулся в аул, а кто-то решил остаться в большом городе. В 2011 году средний сын – Сырымбет – забрал родителей из аула в столицу Сибири.

– Я окончил Тюменский политехнический техникум, и в 1998 году вернулся в аул. Помогал родителям, познакомился с Калимой и взял ее в жены. Потом переехали в Тюмень, и теперь живем тут, – рассказывает Сырымбет Аугалиев.

По словам главы семьи Аугалиевых (его назвали в честь казахской горы Сырымбет), по казахским обычаям младший сын обязан следить за старшими.

– Есть такой обычай у казахов, младший сын остается с родителями. Но мы немного отклонились от традиций, ведь я в семье не самый младший. Думаю, это не сильно страшно, – говорит Сырымбет Аугалиев.

традиции и обычаи казахов
В гостях у казахского семейства, в первую очередь, обращаешь внимание на гостеприимство хозяев. Более того, удивляет минимализм комнаты, в которой они принимают родственников и гостей.
 
На фотографии: ужинают казахи, сидя на полу. Для удобства используют стол, на который ставят кушанья (а в центре фотографии 6-летняя дочка – Самира).
 
 
Дети учатся в школе. Старшая дочь – Азиза, учавствует в национальных конкурсах, поет песни и танцует. Младшая – Самира, занимается гимнастикой, а сын Асан ходит на секцию боевых искусств.
 
На фотографии: Самира делает шпагат.
 
 
За ужином старейший семьи Аугалиевых рассказал о своих предках. Дело в том, что Альджапар – дедушка Рамазана Акбаровича, был человеком набожным, в 1913 году он совершил поломничество от северной части Казахстана до Саудовской Аравии.

– Преимущественно он двигался пешком, но где-то на верблюде ехал, а где-то на пароме передвигался. В общем, как придется, – рассказывает Рамазан Аугалиев. – Конечно, мы соблюдаем наши традиции и обычаи. Из поколения в поколение, от отца к сыну передаем знания и мудрость.

Отец Рамазана Акбаровича знал арабскую письменность, он читал священную мусульманскую книгу Коран в оригинале.

– Религия имеет большое значение у казахов. Мусульманские посты мы соблюдаем, а некоторые праздники связаны с верой, – рассказывает старейший семьи Аугалиевых.

Гостеприимство казахов

Как объясняет глава семейства Аугалиевых, по старым законам степи, хозяева дома всегда оказывают гостям особое уважение и почет. Гость встречается семьей как добрый друг. За столом его усаживают на почетное место, едой угощают первым.

– По старым обычаям, садясь за стол после старших, я, как глава семьи, беру большой кусок мяса и нарезаю его. Сперва пробую сам, а потом лучший кусок отдаю почетному гостю, – рассказывает Сырымбет Аугалиев.

Казахский музыкальный инструмент

Есть в доме Аугалиевых и музкальныей инструмент – Домбра. Это казахский народный двухструнный инструмент. На нем играет дедушка, отец и старшая дочь.

– Азиза у нас и поет, и танцует. На казахских праздничных мероприятиях выступает, – рассказывают родители Азизы.

 
Выступление Азизы Аугалиевой. Концерт «Азия», ДНК «Строитель», 5 марта 2016 год.
 

Казахские свадьбы

Ранее в материалах о народах и национальностях Тюмени журналист NG72.RU рассказывал об армянских свадьбах, на которых бывает по 400 человек. Казахи в масштабах празднования не отстают, на свадебные церемонии приглашают всех друзей и родственников.

– Раньше в аулах было по 40-50 домов. Если у кого-то свадьба, то приглашали всех! Звали родственников и друзей из соседних деревень. Сейчас зовут поменьше людей, но, тем не менее, 200 человек есть точно. У моего отца 10 детей, а это 10 сватов с семьями. И это только самая близкая родня, – рассказывает Сырымбет Аугалиев.

На свадьбах казахи разбрасывают конфеты и кхурт (об этом ниже). Детвора бегает и собирает угощения. Эта традиция называется Шашу (переводится как «бросать»).

Древнейшая традиция – отдать первенца

Сейчас это может показаться диким, но такая традиция действительно раньше была у казахов. Вот пример:
У Рамазана Аугалиева в 1961 году родился первый сын. Через два-три месяца Рамазан Акбарович отдал своего ребенка на воспитание родному брату своего отца.

– Да, раньше у казахов был такой обычай, – объясняет Рамазан Аугалиев. – Сейчас такое не поддерживается.

Время идет, многое меняется. Раньше казахи содержали в деревнях крупные конюшни. В стаде было много животных и для работы, и для забоя. Однако если в те времена лошадей держали табунами, то сейчас их намного меньше, и не в каждой казахской семье они есть. Что-то меняется в культуре и традициях народа, а что-то остается. Некоторые традиции видоизменяются со временем.

– Имена нашим первым двум детям давали бабушка и дедушка, – рассказывает Калима Аугалиева. – И мы с уважением отнеслись к их решению.

Праздники казахов

Религиозные казахи на праздниках никогда не пьют спиртное. Семья Аугалиевых придерживается этих правил.

– Посмотрите на нашу семью. У нас три поколения, росли и воспитывались в разных условиях, но религиозных правил придерживаемся. На праздниках мы не пьем алкоголь, – говорит Сырымбет Аугалиев.

Самые основные праздники мусульман - это Ураза-байрам, который знаменует окончание великого поста, а через 70 дней наступает Курбан-байрам – праздник жертвоприношения.

Ураза-байрам

Все мусульмане постятся в месяц Рамазан. Во время поста необходимо воздерживаться от еды, питья, супружеской близости, сквернословия и пустословия в светлое время суток.

– Во время поста необходимо стараться максимально правильно жить, делать добрые дела. С заходом солнца можно кушать и пить, – объясняет Сырымбет Аугалиев. – Время, когда солнце заходит, называется «время разговения». Мы приглашаем друзей и родственников, кушаем вместе, общаемся. Потом они приглашают нас.

Не все поголовно соблюдают этот пост. Дети до совершеннолетия, беременные женщины, больные и пожилые люди не обязаны поститься. Путники тоже могут не соблюдать пост, но по завершению пути они обязаны поститься дополнительно столько дней, сколько были в пути.

На фотографии: молитва мусульман Тюмени на празднике Ураза-байрам.

Праздник Ураза-байрам отмечают в честь завершения этого поста. В этот праздник, после молитв, казахи приглашают гостей и родных, готовят вкусные блюда, поют песни. Отмечается он в разное время, так как исчисление идет по лунному календарю, который отличается от григорианского. В 2016 году тюменские мусульмане отмечали Ураза-байрам 17 июля.

Курбан-байрам

Праздник жертвоприношения. Он означает завершение паломничества, а суть праздника - в любви к Богу.

Бог решил проверить веру Ибрахима (Авраама в Библии). Во сне пророк увидел, что Бог приказывает ему принести в жертву сына – Исмаила. Пророк подчинился, но Бог не позволил ему убить сына, а послал для жертвоприношения барана. Поэтому в день празднования Курбан-байрама мусульмане приносят в жертву барашков.

Также, как и Ураза-байрам, день празднования Курбан-байрама определяется по лунному календарю. В 2016 году он начался 12 сентября.

Наурыз

Праздник весеннего равноденствия. В Тюменской области он отмечается с 1997 года, 22 марта. Однако иногда день празднования переносится.

На фотографии: 28 марта 2016 года в Тюмени, в праздновании приняли участие казахи, узбеки, киргизы и таджики (фотография Qazaq72.ru).

– Это старинный народный праздник казахи отмечали еще до принятия ислама. Он похож на русскую Масленицу, – рассказывает Сырымбет Аугалиев.

На каждом языке название праздника звучит по-своему — Наурыз, Навруз, Нооруз.

В 2017 году студенческий Наурыз объединит народы. Ведь это общий праздник для казахов, узбеков, киргизов, таджиков и туркмен. День проведения – 14 марта. 

 

язык и письменность

Большинство современных тюменских казахов общаются на родном языке, но не многие умеют писать. Казахи являются наследниками рунической письменности. 

– Мой пра-прадед знал арабскую письменность. Сейчас казахи пишут кириллицей, но вы вряд ли поймете слова, ведь там 42 буквы, а слова не похожи на русские, – объясняет Сырымбет Аугалиев.

Например, «Наша Газета» на казахском будет звучать как «Биздин Газет».

В казахском языке буквы «в, ё, ф, ц, ч, ъ, ь, э» используются только в заимствованных словах. А вот специфические буквы, которых не встретишь в русском языке: «ә, ғ, қ, ң, ө, ұ, ү, h, і».

– У нас в семье старшая дочь разговаривает на казахском, сын понимает слова, но говорит плохо, – рассказывает Сырымбет Аугалиев. – Но у нашего поколения и подготовка другая. Лично я русскому языку обучился, когда окончил начальную школу в ауле. А до этого писал и разговаривал только на казахском.

казахская кухня

Бешбармак

Самое любимое национальное блюдо казахов – это, конечно, бешбармак. Как объясняют члены семьи Аугалиевых, немаловажным фактором является выбор мяса. Бешбармак готовится из конины, баранины, говядины.

– Дословный перевод «пять пальцев». Не из-за того, что в еде есть пальцы, а из-за того, что кушали это блюдо руками, – объясняет, улыбаясь, Сырымбет Аугалиев.

В современных рецептах мясо советуют нарезать маленькими кусочками и подавать к столу. Однако раньше мясо готовилось крупными, цельными кусками, а нарезал их хозяин дома, уже сидя за столом.

– Самое важное делать все своими руками из своих продуктов, – делится своим опытом Калима Аугалиева. – Мы используем мясо, которое берем у родственников, тесто я тоже делаю сама.

Подается мясо в специальном блюде – Астау.

– Это специальная национальная посуда. Она бывает разного размера и формы. Некоторые для больших торжеств, – объясняет Калима Аугалиева.

Баурсак

– А что это? – спрашиваю у хозяйки дома, глядя на тарелку с какой-то выпечкой.
– Это пирожки накаченные воздухом, – шутит Калима Аугалиева.

На самом деле, это пончики, которые готовятся во фритюре в казане. Однако у каждой хозяйки есть свой рецепт приготовления. 

– Это обычное дрожжевое тесто. Естественно, домашнее, не магазинное, – рассказывает Калима Аугалиева. – Баурсак обязательно подается с маслом.

Кумыс

Напиток из кобыльего молока. Сейчас городская казахская молодежь его почти не пьет, но в деревнях без кумыса никуда.

– Раньше мы постоянно пили кумыс. Перестали лишь, когда переехали в Тюмень, – говорит Калима Аугалиева.

Кхурт

Затвердевевший кисломолочный продукт. Готовится из творога, общая концепция этого блюда похожа на армянский чортан.

– Раньше, когда кочевники на несколько дней уходили в степь, они брали с собой кхурт. В разных районах Казахстана, его готовили по-разному. Кто-то сильно солил, кто-то просто сушил, – рассказывает Сырымбет Аугалиев.

Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх