Речной туризм в Тюменской области: перспективы возрождения и карта предполагаемого маршрута

Есть в Тюменской области туристические места несправедливо забытые и достойные памяти. Депутаты областной думы предлагают возродить речной туризм. Что об этом думают эксперты и какие места они включили бы в туристический маршрут.

Депутат Тюменской областной думы Тамара Казанцева призвала на выездном заседании комитета по социальной политике регионального парламента возродить в регионе речной туризм. Так например, считает депутат, в Тобольске есть парк «Ермаково поле» - уникальная липовая роща в Сибири, но туристы ее почти не посещают.

Тамара Казанцева предлагает сделать акцент на водном маршруте из Тобольска до Абалака, который бы наверняка пользовался большим спросом. Заместитель председателя Тюменской областной думы Виктор Рейн высказал мнение, что советское наследие нашего региона будет привлекательно для иностранных туристов.
Были ли подобные прецеденты в тюменской истории и насколько это будет востребовано, узнали у тюменских экспертов.

Ассистент кафедры новой истории и мировой политики ТюмГУ Анастасия Ющенко считает, что слово "возрождение" в данном контексте не уместно.

- Сложно так сразу сказать, речной ли город Тюмень. Не тот климат. И если отдельные путешествия "дорогой Ермака" отчаянных местных мужиков по Чусовой можно считать речным туризмом, то да. Но в массовом масштабе, вряд ли это было. Так что, скорее, речь идет не о возрождении, а о внедрении.

Маршрут Ермака сейчас используется как туристический в индивидуальном порядке. Им "ходят" богатые ребята, т.к. мероприятие достаточно затратное.  

Другого маршрута не знаю, но, может, есть еще подобные практики. Паломнические маршруты, например, до 19 века точно заканчивались Верхотурьем - село в Екатеринбургской области, там монастырь женский и мощи. Там жил Симеон Верхотурский.

Считалось, что дальше располагается некая Тартария (так писали на картах вплоть до 19 века, называя территорию к востоку от Тобольска).

Люди живут здесь некрещенные, думали, откуда здесь взяться святым? Мол и смысла нет здесь святые места искать. А они, между прочим, были. Только объектом внимания и паломничеств стали значительно позже (паломничеств индивидуальных, они не входят в классические маршруты, вроде Золотого кольца).

Менеджер по туризму Алена Чемакина рассуждает с практической стороны.

 

- Очень хорошая идея, существуют некоторые проблемы для его развития, на наш взгляд. Достаточно ли развиты и оснащены наши теплоходы для таких дальних заплывов? Стоимость аренды теплохода тоже весьма высока.

Если будет достаточно развитая инфраструктура, почему бы и нет. 

В 17-18 веке речной транспорт начинает свое развитие  вместе с городским ремеслом, с крупными мануфактурами, кожевенными производствами. Тюмень стала центром строительства и главной базой парового флота. Вместе с этим и начал развиваться потихоньку и речной туризм, изначально речной транспорт использовали, в целях торговли и тд., свой рассвет он уже получил чуть позже, в 19 веке.

Какие-то конкретные остановки в маршруте я бы не стала делать, просто один из видов доставки туристов в сибирский город , и может быть, раз мы будем на теплоходе, то на прогулке уделить внимание горе Сузгун- это гора перед въездом в Тобольск, названа в честь жены хана ( примечание автора, как считает капитан пристани Корниловых  Алексей Шешуев, высадиться у горы невозможно) 
 

Если мы проплываем по водной артерии до Тобольска, можно еще во время обзорной экскурсии обратить внимание на загадочное село Ембаево, с его мечетями и медресе. Ветряные мельницы, породистые кони у с Покровское, гостевые дома у каждой переправы по Сибирскому тракту- их было около 10, корабельные сосны - п.Борки, откуда наш глава города Текутьев Андрей Иванович. 

Ну и, конечно, туристам на теплоходе можно предложить интерактивы, викторины, исторические фильмы и сибирский обед.

Капитан пристани Корниловых г. Тобольск Алексей Шешуев.
- Здесь можно говорить о реновации. Действительно, 30 лет в Тобольске нет пассажирского флота и речного туризма. Только в 2016 году мы вновь открыли нашу пристань Корниловых. 
 
Можно сказать, это было "черное время", сказывались проблемы с инфраструктурой. Не столько проблемы с теплоходами, сколько с их содержанием. 
 
Туризма в 18-19 веке как такового не было,  река выполняла, скорее, функцию дороги. В конце 19 века была открыта пристань, которой пользовались несколько купеческих семей,  был приобретен первый теплоход и на нем отправили паломников. 
Мы ратуем за развитие туризма, но понимаем, что без поддержки со стороны государства ничего не будет. Развитие пассажирских рейсов идет бок-о-бок с грузовперевозками. Речной туризм могут окупать только грузоперевозы. Хорошо бы, чтобы в будущем открылась пристань в Абалаке. 
 
Опросив экспертов, мы составили КАРТУ МАРШРУТА с местами, которые могли бы привлечь туристов.

Поделиться записью
Наверх