Игрушки под руководством резчика получаются самые разнообразные, порой в них угадывается почерк изготовителя.
Святослав Шитов рассказывает:
—Игрушки на ярмарку приносили коробками, все раскупались, если не раскупались, то обменивались. Игрушка была любима. Чаще ее красили в теплые красные цвета, чтобы приблизить весну- зима у нас холодная, поскорее ждешь солнышка.
Игрушка снимает напряжение статического электричества, дерево все это нейтрализует и дает человек утраченную гармонию. У игрушки и обереговые, и охранно- воспитательные функции.
Игрушка являлась охранно-обереговой, мастер брал заготовочку и делал ровно 365 движений, сколько дней в году. Такой оберег делался вначале года, если под руку кто-то что-то говорил, и он упускал счет, останавливался, брал новую чурочку и делал заново, чтобы каждый день был защищенным.
Доска с глухой резьбой
Святослав Шитов:
—Глухая-одна из самых древних, ею даже украшали корабли, многие переселенцы с Архангельской губернии приезжали и знания глухой корабельной резьбы переносили здесь на здания. Поморские корни можно встретить везде, например, дома украшали путеводной полярной звездой.
Считалось, что сибиряк лучше не допьет не доест, но богатые хоромы себе поставит.
К дому относились как чему-то сакральному, как к живому существу. Окна—это глаза дома, слуховые чердачные окошки —уши, дом также, как и человек, живет и стареет.
Поэтому «глаза дома», конечно, были особенно красивыми.
Святослав Шитов:
—Верхняя часть олицетворяла небосвод, там изображались архаичные солнце, луна, звезды, боковинки пилястры «полотенца» означают струи дождя. Нижняя часть олицетворяла мать сыру землю. Техника резьбы была насыщенная, она была приближена к дворцовому стилю, ее называли сибирское палаццо. Наличник мог весить от 200 кг и выше. В резьбе можно было увидеть и виноградную лозу, и пальмовые ветки, ананасы. Домовая резьба могла стоить дороже, чем сам дом.
На наличнике можно было порядка 20- 30 деталей
Он рассказывает, что в доме жил человек, который был на государственной службе. Такой свиток не могла прикрепить, например, ткачиха.
Такой домик украшал ворота, 4 домика олицетворяли 4 стороны света. Дом был живым: в бане жил банник, во дворе дворовой. Ему даже выдавали зарплату зерном, клали монетку. Прошло 4 столетья, а люди верят в это до сих пор. Кстати, сам Святослав признался, что верит в домового.
«Мы очень много видим, но молчим», — поделился мастер.
Подкова— это символ счастья, успеха. Без коня Сибирь была немыслима.
В мастерской у Шитовых есть разные варианты подковы- для лошади покрупнее, жеребенка поменьше. Есть сердечная подкова в виде сердца.
Лапти в Сибири не носились, т.к. брусчатка сразу бы стерла нежесткую обувь. Поэтому подковы крепили и на обувь. Шутили, что подкова на девичьих каблучках помогает узнать, где гуляла зазноба.