Феминистки в Тюмени: Движение набрало такие обороты, что его уже не остановить
31.07.2017 21:00
В 2016 году в городе появилась феминистская инициативная группа «Гербера». Их слоган: «Свобода, равенство, сестринство». NG72.ru поговорил с ее активисткой Татьяной Беляшниковой и узнал, чего добиваются те, которых в народе часто называют мужененавистницами
Задача организации "Гербера" — борьба с дискриминацией, сексизмом и популяризация феминизма путем просмотра фильмов, встреч и т.д. Также она оказывают помощь женщинам в трудной ситуации и расширяет взгляд на известные вещи при помощи акций и флэш-мобов.
В Тюмени много сексизма?
— Достаточно. Если выходишь гулять или едешь в какой-нибудь торговый центр, обязательно на что-нибудь наткнешься. Речь идет о наружной рекламе и конкретно об объективации или о сексуальной объективации. Это такая реклама, которая представляет женщину как сексуальный объект или как функцию. То есть в рекламе присутствуют голые части тела женщины, или она стоит в неестественной позе. Или рекламируется какой-нибудь товар по хозяйству, а рядом с товаром обязательно находится женщина.
Еще существует гендерное разделение игрушек: мальчикам обязательно будут рекламировать конструкторы, а девочкам — куклы. У нас есть проект — карта сексистской рекламы. Мы фотографировали и помещали на карту как раз такого рода рекламу, чтобы было видно, насколько это распространено. Смотрите карту по ссылке. На ней под каждой фотографией можно увидеть комментарии.
У нас был и успешный результат в борьбе с такой рекламой. Одна из наших активисток написала письмо британскому руководству сети “Southern Fried Chicken” по поводу оскорбительной сексистской рекламы в нашем городе. Через несколько дней они связались с нами, сообщив, что тюменские партнеры принесли свои извинения и уничтожили все оскорбительные материалы. Подробнее эту историю можно почитать здесь.
Что для вас сексизм?
— Любая из формулировок: «женщина должна», «мужчина должен», «все женщины», «все мужчины» — это сексизм для меня. Я считаю, каждая персона сама для себя решает, что она и кому должна или не должна, чего она хочет и не хочет.
Есть такое мнение: раз феминистка — значит, мужика не нашла, страшная...
— По моим личным наблюдениям, все приходят в феминизм по-разному. Кто-то сталкивается с сексизмом напрямую в своей личной жизни (домашнее насилие, дискриминация на работе, сексуальные домогательства, репродуктивное давление), а кто-то просто наблюдает эту несправедливость со стороны и понимает, что так продолжаться больше не может.
Много ли в городе феминисток и сочувствующих?
— В нашей группе около 30 активисток и волонтерок. Мы работаем над проектами или устраиваем общественные акции, которые позволяют широкой общественности увидеть проблемы дискриминации по гендерному признаку. У нас есть сторонницы — активисты и активистки других сообществ и групп. А в группах «ТФИ Гербера» сейчас около 500 человек в Вконтакте и около 200 на Фейсбуке. Также мы поддерживаем связь с активистками из других городов или встречаемся с ними на фем-мероприятиях.
8 Марта как отмечаете ?
— На работе я беру выходной, когда там празднуется «день красоты и женственности». Ничего против самих понятий не имею, но для меня этот праздник заключается в другом, так что стараюсь потратить это время на активность какую-то.
Какова роль женщины в России сейчас? Есть ли равноправие?
Есть ли возможность занять пост президента?
— Как можно увидеть в той же самой рекламе, в медиа или реальной жизни, в нашей стране существует гендерное неравноправие. Например, воспитательную функцию детей до сих пор перекладывают на женщин. Про распределение домашних забот — та же история. А вот чтобы представить женщину в деловой сфере — с этим уже трудности.
Возьмите любое бизнес-издание. Там в рекламе кредита под свое дело будут изображены мужчины как основная целевая аудитория. Не знаю, доживу ли до момента, когда в нашей стране пост президента займет женщина. Если мы уже более 20 лет никак не можем решить проблему домашнего насилия, то нас ждет очень долгий путь, я думаю. И даже если в нашей стране будет первая "президентка", это не означает, что проблемы всех женщин тут же разом решатся.
Но если такое случится, это будет уже большим прорывом. Ведь если женщина добьется такого, значит, ей через многое нужно будет пройти, а значит, и общество, которое ее выберет, изменится. Должны поменяться принципы, которые сейчас транслируются через СМИ, через рекламу, где женщина представлена как сексуальный объект, или как бытовая функция.
Наш сегодняшний мир все-таки больше мужской?
— О, да. Это отображается и в языке, и в картине мира. Это называется андроцентризмом, когда базовой единицей человечества считается мужчина, а нейтральный, казалось бы род, — мужской. С этим работают феминитивы, которые через язык показывают этому миру, что он состоит не только из мужчин. Я думаю, такое понятие как менсплейнинг отлично иллюстрирует перекос в сторону «мужской позиции».
А еще это заметно в медиа: в кино, в книгах, в сериалах, где преобладающее большинство главных героев, а не героинь. Женщины же играют дополнительную роль. Для такой проблемы репрезентации существует тест Бехдель, который оценивает фильмы и роль женщин в них. 11 октября в Международный день девочек мы запустили акцию #могу_сама для повышения видимости персонажек в детских книгах, фильмах, играх, мультиках и сериалах.
Женщине для карьеры в нашей стране нужно больше времени?
— Вообще, женщине сложнее добиться желаемого места или руководящей позиции. Это связано и с гендерной социализацией, которая добавляет женщине проблем в достижении желаемого в профессиональном плане, и со стереотипами, и с трудовой дискриминацией. На женщину сваливают домашние дела и заботу о детях.
Еще есть проблемы в организации отпуска по уходу за ребенком. Чаще всего все-таки женщина остается сидеть с ребенком дома, теряя при этом квалификацию и время. В Швеции, например, этот вопрос решили равным оплачиваемым сгораемым отпуском по уходу за ребенком.
Какое высказывание мужчины могут вас оскорбить?
— Не только от мужчины, но и вообще любое сексистское высказывание от кого угодно, выражающее сомнение в моих способностях, связанное с гендером, возрастом, национальностью, социальным статусом. Это стереотипы-ярлыки, ограничивающие любую персону. Это оскорбительно.
Люди, которые позволяют себе такое, могут делать это потому, что слышали это от других и привыкли так думать. На них глупо обижаться, я думаю, но объяснить им неправильность высказывания можно, если есть время и желание. А есть и такие, которые делают это осознанго. Я стараюсь ограничить свой круг общения от таких персон.
Порой мы слышим выражение— «женские профессии», «мужские профессии», женские качества, мужские качества? Можно ли и нужно ли определять их?
— Это результат гендерной социализации, когда с детства тебе говорят, на что ты способна, что тебе можно, а что под запретом. Нет никаких женских и мужских качеств или профессий, это сконструировано искусственно. Это можно увидеть на примере других стран и культур, которые перешагнули через это и давно уже продвинулись в своем развитии.
Вас раздражает высказывание "Ты же девочка"?
— Я часто это слышала в детстве, в подростковом возрасте, до сих пор могу слышать это в свой адрес. Так уж вышло, что я не соответствую «гендерной модели» этой культуры. Раньше я реагировала на это острее, теперь объясняю, если вижу, что диалог возможен, что такого говорить не стоит и почему.
У нас есть ряд проектов, которые нацелены как раз на это. Например, 1 июня мы запустили проект «#как_девочка_как_мальчик»: приглашенные художницы рисовали иллюстрации, разбивающие гендерные стереотипы «ты же девочка/ты же мальчик».
Сейчас появляется очень много направлений. Например, женщина-богиня и другие, где женщины учатся каким-то эзотерическим по большей части вещам. И некоторые с головой уходят туда, теряя ее. Как вы думаете, почему возникают такие направления и как на них реагировать ?
— Это еще один способ упрятать женщину в какую-то конкретную ролевую модель поведения, еще один свод правил и ограничений. Общество все никак не может свыкнуться с идеей, что женщина сама решает, что ей делать со своей жизнью. Да, есть такие хитрецы, которые наживаются на гендерных стереотипах: устраивают семинары женственности, парады красоты и лекции по «женской сущности».
Надо их игнорировать на личном уровне и разоблачать на общественном. Меня расстраивает, что такое просачивается в массы на, казалось бы, приличных мероприятиях. Например, в этом году на фестивале «Небо и земля» был ряд таких семинаров и для женщин, и для мужчин. Это печально, но с этим можно что-то делать.
Как отвечает феминистка, когда ей задают традиционный набор вопросов - когда замуж, когда родишь и т.д.?
— Каждая выбирает сама, что сказать. У меня для этого готова фраза: «Моя личная жизнь вас не касается». Такое спрашивать неприлично. Я советую всем: не бойтесь кого-то обидеть, когда этот кто-то нарушает ваши личные границы. В следующий раз, может, задумается над своими вопросами.
Есть стереотип, что феминистки все без мужей, это ведь не отрицает его наличие?
— Здесь, скорее всего, идет путаница в том, что феминистка — это мужененавистница. Нет, это не так: одно не обязательно значит другое. В моем личном окружении есть феминистки с мужьями, с партнерами. Понимать, что у тебя есть право на безопасность, на защиту, на равные возможности, осознавать проблемы, с которыми каждый день в своей жизни сталкиваются женщины — это не мужененавистничество.
Феминистки называют друг друга сестры, есть ли в Тюмени у нас такая сестринская поддержка? Куда может обратиться любая женщина?
— Насколько я знаю, есть общая группа «Сестра — сестре», куда может обратиться любая женщина из любого города, есть и Тюменская. По проблеме дискриминации можно написать сообщение в нашу инициативную группу или на почту [email protected].
У нас есть юристка, которая может оказать консультацию или мы можем опубликовать просьбу о помощи в нашей группе. По проблеме конкретно сексуального домогательства можно воспользоваться ресурсом, который мы разработали как раз для этой проблемы.
Как в городе воспринимают подобные направления? Бывали конфликты?
— Есть те, кто нас поддерживают: дружественные СМИ, другие инициативы. Есть и противники нашей деятельности. Помню, как на лекцию по гендерному насилию пришли провокаторы и устроили настоящий базар. На митинг на восьмое марта тоже приходили провокаторы и завязывали ненужные дискуссии. Хватает также и ненавистных комментариев в некоторых СМИ, когда публикуют информацию про наши акции или проекты. Я уже не обращаю внимание на такое.
По моему мнению, движение феминизма набрало такие обороты, что его уже не остановить. Появляется все больше и больше проектов, групп, инициатив, мероприятий, блогеров, художниц, активисток, деятельность которых направлена на борьбу с гендерной дискриминацией. И это радует. Все это не зря — мир меняется, хоть и очень-очень медленно. Так что мы продолжаем заниматься активизмом и делать то, что нам кажется правильным.