Били фашистов, ели кожуру от картошки и шли на Берлин: истории НАШИХ родом из 1941-1945 гг.

Коллектив «Нашей газеты» расскажет Вам о своих близких, которых коснулась эта страшная война

Сегодня наша страна празднует самый главный свой праздник — 73-ю годовщину великой Победы. К кому-то она 9 мая 1945-го года вошла в дом вместе с вернувшимися с мужьями, братьями, сыновьями, а к некоторым - с похоронками, завернутыми треугольником. В семье любого из нас есть человек, отправившийся на фронт, трудившийся в тылу, которого по праву можно считать героем. Сегодня коллектив «Нашей газеты» расскажет Вам о своих близких, которых коснулась эта страшная война. Это наши семьи. Наши герои. Наша гордость.

В семье нашего выпускающего редактора Кати Новиковой бережно хранят память о её дедушке Александре Егоровиче.

Тогда, в далеком 1942-ом году, 18-летний парень, с 6-го класса трудившийся простым трактористом, из своего родного села Петухово в Курганской области отправился защищать родину в рядах сапёрной бригады на Брянский фронт. Там солдаты попали в окружение, выбраться из которого удалось лишь спустя несколько месяцев.

Осенью 1943 года из Брянска его бригаду направили на 2-й Прибалтийский фронт. Победу он застал уже в Курляндии, где вместе с другими бойцами удерживал Курляндскую группировку до мая 1945 года. Но даже после победы дедушка Кати продолжал служить — вместе с бригадой он был направлен на Восток, в Маньчжурию, для участия в боевых действиях против Японии. После разгрома Японии, бригада была переведена в город Хабаровск, где дедушка Кати прослужил до увольнения в запас в марте 1947-го. После возвращения, вплоть до пенсионного возраста, Александр Егорович работал в техникуме мастером кузнечного цеха.

— Однажды дедушка вспоминал лето 1942 года — особенно тяжелое для него время. Его часть тогда попала в окружение. Когда солдаты короткими перебежками приближались к лесу, они попали под миномётный огонь, и рядом с дедушкой взорвалась мина, которая его контузила, — вспоминает Катя. — Тогда к дедушке подбежал командир отделения и помог ему встать и добраться до леса. Если бы не он, то либо гибель, либо плен, а по тем временам неизвестно, что хуже. На следующий день они вышли к своим.  А в конце войны на груди дедушки были медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и Орден Отечественной войны второй степени.

А в семье нашего шеф-редактора Марины Петровой помнят тяготы жизни после пришедшей в дом похоронки. Тогда самому старшему сыну в доме — дедушке Марины — было всего 15 лет, ребёнку пришлось совмещать с учёбой работу, чтобы помогать матери воспитывать еще четверых младших детей.

— Моего прадеда Шалякина Сергея Алексеевича призвали на фронт из небольшой деревни в Оренбургской области в 1942 году, когда ему было 37 лет, он работал в колхозе. Через два месяца он погиб под Старой Руссой, — рассказывает Марина. — У него осталось пятеро детей, мой дедушка Шалякин Алексей Сергеевич — самый старший из всех. Его семье пришлось выживать в уральской деревне, было очень тяжело без кормильца. Жили за счет посадок, дед из деревни возил табак и семечки, продавал в городе, а летом работал в колхозе и зарплату за это получал зерном. Семья жила в старенькой сырой землянке после раскулачивания в 30-е годы, и в войну, когда она начала разваливаться, деду пришлось ее перестраивать своими руками, чтобы хоть как-то можно было жить. Не смотря на все тяготы — совсем не было еды и одежды, даже не в чем было ходить на учебу — дед хорошо учился, много читал, сам научился рисовать, сочинял стихи и даже вел дневник, описывая жизнь свою и семьи в военные и послевоенные годы. Он умудрился получить средне-специальное образование, что для деревенского парня в те годы было большое достижение. Кстати, самое яркое мое воспоминание о дедушке – как он меня учил петь «Катюшу», когда мне было 5 лет.  Дедушки нет уже 30 лет, а песню я помню до сих пор.

Нелегко пришлось и близким дизайнера «Нашей газеты» Лейлы Гасановой, бабушке которой было всего 4 года, когда в их деревушку Ярошовку на Украине пришли немцы. Долгие годы войны теперь даже внучка Евдокии Кирилловны Сорокиной вспоминает с трепетом.

—  Когда я маленькая отказывалась что-то кушать, её реакцией было что-то вроде «В смысле ты не будешь есть?! Так нельзя!», — вспоминает Лейла. — Жизнь семьи во время и после войны была очень сложной, были проблемы с едой, они чистили картошку и даже из кожуры варили суп. Всего в семье моей бабушки было трое детей — она, сестра и брат, но брат ушёл на войну и погиб. Ещё бабуля рассказывала, что однажды она с какой-то маленькой девочкой выгуливала в поле гусей, в небе начали летать самолёты. Бомбёжка. Взрыв. Она обернулась, а подружки уже не было, только яма. Это ужасно.

Жизнь семьи корреспондента «Нашей газеты» Юлии Николаевой была спокойной и размеренной. Её прабабушка с прадедушкой воспитывали троих детей, вели своё хозяйство в деревне в Исетском районе… и вдруг эту мирную жизнь нарушила война. Двое старших сыновей Александр и Пётр сразу ушли на службу, бабушка Юли Анна была ещё слишком маленькой.

— Оба моих двоюродных деда сражались на войне. Точно знаю, что средний сын моих прадедушки и пробабушки Пётр Кузьмич участвовал в сражениях с Японией на Дальневосточном фронте, тогда он и был награждён Орденом Отечественной войны второй степени, хотя это далеко не единственная его награда, — рассказывает Юля. — Подводная лодка, на которой он плавал, называлась «Малютка». Потом война закончилась, но он ещё семь лет служил на флоте, а после возвращения 30 лет проработал токарем-универсалом на ж/д депо. Мои мама и дядя рассказали, что он до самой своей смерти носил одежду в клёш. Такая, видимо, привычка моряка.

У корреспондента «Нашей газеты» Анастасии Гуриной в войне участвовал прадедушка. Сергеев Степан Фёдорович родился и вырос в селе Дубровном Ярковского района. Когда война началась, ему было 30 лет. Степан Федорович, не раздумывая, отправился защищать родину.

— Я была маленькой, когда прадедушки не стало, но я помню, что у него на пиджаке было много медалей, — говорит Настя. — Уже взрослой я начала изучать историю своей семьи и узнала, что он служил на Белорусском фронте и что одной из тех наград на его пиджаке был Орден Отечественной войны. После победы прадед вернулся в родное село Дубровное, где долгое время работал заведующим магазина. Сейчас мне порой становится очень грустно от того, что я не могу вот так вот просто и спокойно сесть и поговорить с ним о его жизни, спросить, что он чувствовал, когда отправлялся на фронт, и сказать ему, как сильно им горжусь.

Наш коммерческий директор Наталья Самсонова часто вспоминает своего дедушку Зубарева Николая Васильевича, который ушел на войну 17-летним парнем, приписав себе год к возрасту,  и его необыкновенное чувство юмора.

— Дед говорил, что на войне по другому было никак:  шутки, смех помогали справиться с постоянным стрессом. Он всю свою жизнь прожил с осколком гранаты в теле и часто шутил даже над этим, — с улыбкой вспоминает Наташа. — Он воевал в пехотной и разведчастях с 1941 по 1945 год, прошел почти всю Европу, участвовал во многих боевых действиях. В разгар боевых действий вместе со своей боевой группой даже захватил «языка» - офицера немецкой армии.  После победы дедушка жил очень мирной и спокойной жизнью: поднимал родной колхоз и вместе с женой воспитывал пятерых детей. Знаю, что его самой любимой песней была  «Любимый город может спать спокойно». 

Дорогие читатели, редакция «Нашей газеты» от всей души поздравляет Вас с Днём великой Победы. Желаем Вам всегда мирного неба над головой, помните отважный подвиг нашего народа и мужество наших дедов и прадедов. 

Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх