Аварии на линиях электропередач ведут к перебоям энергии в жилых домах и промышленных предприятиях. Это создает трудности в быту, нарушает производительную деятельность населения. Резервными источниками электричества служат мобильные и стационарные дизельные генераторы. Одна из важных задач при установке мощных – правильный монтаж газоотводящей системы.
Как правильно создать систему отвода выхлопных газов
В удаленных труднодоступных районах, в местах техногенных катастроф, на масштабных строительных площадках установки выработки электричества зачастую бывают единственными источниками энергии. Но работа дизельных моторов сопровождается созданием выхлопных газов.
Анализ отработанного воздуха показывает в нем содержание более 200 токсичных соединений. Самые опасные для здоровья человека – CO, CH, оксид азота NOx, сера и многие другие элементы.
Скапливаясь в помещение, где работает дизельная электростанция, вредные вещества отравляют обслуживающий персонал, поэтому система отвода выхлопных газов – необходимая технологическая операция при монтаже оборудования. Задача оптимального расчета и подбора компонентов под силу только профессионалам.
Условия правильной работы отвода дизельных выхлопов:
- каждой дизель-станции предназначена индивидуальная газоотводящая сеть, которая соответствует заводским требованиям оборудования;
- нельзя совмещать отвод отработавших газов с печными дымоходами, чтобы избежать возможного противодавления, которое выведет электрогенератор из строя;
- все составляющие элементы системы должны быть изолированными и герметичными.
Основные узлы механизма:
- металлический рукав (труба) для вывода отработавших газов и нивелирования вибрации электростанции (в бытовых станциях трубка может быть гофрированной);
- адаптер для соединения трубы с выхлопным патрубком ДЭС: отверстия должны совпадать;
- термокомпенсатор – устройство предотвращения пожароопасных ситуаций, которые возникают в момент прохождения горячих (до 700 °С) выхлопов по рукаву и термического расширения металла;
- дополнительно к высоковольтным дизель-генераторам присоединяют глушитель.
Монтаж проходит в последовательности: к выходному патрубку генератора через адаптер присоединяют воздуховод, с другой стороны трубы монтируют термокомпенсатор, выводят систему наружу.
К выхлопной системе дизельного электрогенератора прилагается комплект мелких элементов: установочные винты, фланцы внутренние и наружные, прокладки базальтовые, набор термостойких хомутов.

Особенности установки трубы газоотвода
Рассчитывая выхлопную систему сильных станций по выработке резервного электричества, специалисты соблюдают следующие правила:
- Генератор создает повышенное сотрясение оборудования: вибрация может нарушить герметизацию соединений. Чтобы неприятности не случались, монтажники используют осевые компенсаторы – сильфоны, работающие на растяжение, изгиб, скручивание. Рукав подвешивают на специальные амортизаторы, которые предотвращают механическое повреждение труб и возгорание турбины.
- Если станция установлена вне здания, над ней оборудуют навес. При этом следят, чтобы направление трубы и преобладающих ветров совпадало.
- Горячий металлический рукав проводят на расстояние не менее полуметра от стен и механизмов.
- Для беспрепятственного выброса отработанных газов диаметр рукава подбирают не меньше выходного патрубка генератора, также он должен совпадать с условно проходным диаметром адаптера.
- Во время работы ДЭС обслуживающий персонал наблюдает, чтобы на элементы выхлопной системы не попадали горючие вещества, ограничивают доступ посторонних лиц в помещение.
- От нежелательного попадания уличного конденсата внутрь работающей установки термокампенсатор монтируют ниже выходного патрубка электростанции.
- На улице, в месте выхода рукава, устанавливают козырек.
- Стену, через которую проходит воздуховод, оборудуют термоизолирующими материалами – асбестовой тканью или базальтовой ватой. Толщину слоя негорючего материала рассчитывают, исходя из особенностей стены: для деревянной постройки толщина изолятора составляет не менее 60 мм, для кирпичной кладки – 40 мм.
Важное условие бесперебойной работы стационарной электростанции – оптимальная длина воздуховода. Слишком длинный рукав повышает сопротивление в системе, что ведет к перегреву и поломке дизельной станции.
