Виктор К: "Наркотики - это навязчивое желание изменить свое сознание, как можно быстрее и сильнее"

Тюменец с 25-летним стажем употребления наркотиков твердо решил покончить со своим прошлым. Он сказал, что просто смертельно устал так жить

В реабилитационном центре под Тюменью проходят курс лечения люди с химической зависимостью. Все они, как правило, с большим стажем употребления. Часть из них приходят сюда повторно, поскольку путь к отказу от веществ, меняющих ваше сознание, непростой и требует от человека не только желания, но и больших личных усилий. Журналист "Нашей Газеты" встретился с одним из пациентов центра.

Нашего собеседника зовут Виктор, у него вторая попытка с помощью реабилитационного центра изменить свою жизнь. Он житель Тюмени, сейчас ему 40 лет.

- Виктор, расскажите, как случилось, что вы стали употреблять наркотики?

- Употреблять психостимуляторы я начал давно, с детства, когда мне было 14 лет. Сначала алкоголь, потом легкие наркотики - марихуану. А потом уже все остальное. Было уже безразлично, что употреблять, лишь бы получать удовольствие.

- А в чем причина, что послужило толчком? Друзья посоветовали?

- Я уже не помню, как это произошло в первый раз. Повлияло, думаю, все в комплексе, и среда, безусловно, сыграла свою роль. Первое употребление всегда в компании происходит. Когда ты подсаживаешься на наркотики, тебе становится безразлично, что принимать. Та же история с алкоголиками, разве для них имеет значение марка алкоголя? Посмотрите в парках и скверах, что пьют эти люди. Лишь бы в этой жидкости содержался спирт. Пиво, боярышник, водка - все сойдет. Тут речь не идет о красоте употребления. В этом случае важно только одно - изменить свое сознание, как можно быстрее и сильнее.

- В этом реабилитационном центре курс рассчитан на три месяца, а для вас сколько бы он должен быть в идеале?

- Странный вопрос для пациента. Конечно, хочется избавиться от желания употреблять за два дня, сделать это как можно быстрее.

- А как здесь проходит реабилитация?

- Есть распорядок дня. В семь часов утра подъем, потом зарядка, водные процедуры. Весь день занят различными занятиями, например, с психологом, тренинги, групповая терапия, трудовая терапия, спортчас. Вечером есть личное время. Живем вчетвером в палате.

- И все-таки в чем основная причина того, что люди подсаживаются на наркотики? Или у всех она разная?

- Нет одной причины, как нет и одного лекарства. Если бы оно существовало, то и проблем не было. Ты мог бы принимать наркотики сколько и когда хотел, а потом взять и от приема одной таблетки остановиться. Также не найти и одной причины.

- Почему вы решили пойти на реабилитацию? Что послужило толчком, это было вашим личным решением?

- Устал, просто устал так жить.

- Вы говорили, что стали принимать наркотики еще в детстве. А были перерывы?

- Больших ремиссий не было. Неделя или максимум месяц. Какие-то обстоятельства мешали употреблять. Осознанного и длительного отказа от наркотиков не было. Первый продолжительный отказ был девять месяцев назад, когда я первый раз пришел в реабилитационный центр. Все это время я жил без стимуляторов. В основном это были синтетические наркотики.

- Насколько это дорогое удовольствие добывать наркотические вещества? Вы работали все это время?

- Где-то работал, но на одной работе далеко не уедешь. Приходилось вести нечестный образ жизни. Обманывать, воровать, придумывать различные манипуляции.

- У вас есть семья?

- Жены и детей у меня нет и не было.

- А сейчас решили все изменить, строить жизнь нормального, здорового человека, обзавестись семьей?

- Вы сейчас говорите про глобальные цели. Нет, вы не понимаете, что когда употребляешь достаточно длительный промежуток времени, то ни о какой женитьбе не думаешь. Просто устаешь. Ресурсы для употребления, такие как деньги, истощаются, и особого выбора не остается. Добывать их становится все сложнее и сложнее. Меняется и твой внешний вид, он становится совсем не таким как был раньше. Все хуже и хуже. Если думать, что я принял решение пойти на реабилитацию из-за того, что решил завести семью, то это не так. Здесь такая мотивация не работает. Просто нет сил больше употреблять. Первый раз, когда я пошел на реабилитацию, то не понимал, что здесь происходит. Просто хотел дать себе передышку. Не скажу, что сразу все понял. Осознание приходит не сразу, тебе помогают сотрудники центра. Через тренинги, через личные беседы, своим личным примером показывают, что можно жить без наркотиков.

- А как вы попали в этот центр?

- Мама позвонила, узнала про реабилитацию. Предложила мне. Признаюсь, сначала возникло внутреннее сопротивление, но потом я согласился. И в этот раз меня направило чувство жуткой усталости. Изначально я этот шаг воспринимал как временную меру. Просто таким способом хотел скрыться от проблем.

- А ваши друзья продолжают употреблять, что с ними сейчас?

- Да, продолжают, хотя многих уже нет в живых.

- Какой ресурс у человеческого организма, сколько лет человек может употреблять наркотики? От чего умирают чаще всего, от передозировки?

- Кто-то от передозировки, у кого-то просто органы отказывают.

- А ваша мама давно узнала о том, что вы употребляете?

- Да, давно знала. Это невозможно долго скрывать.

- Вы отдельно жили от родителей или вместе?

- И вместе и один.

- Давно она вас стала уговаривать пойти на реабилитацию?

- Конечно давно. Ни один родитель не пожелает для своего ребенка такой участи. Она всегда хотела, чтобы все изменилось в моей жизни. Не

получалось. И прежде всего у меня не получалось. Кажется, что можно дать слово, клятву. И если ты ее не сдержал, то либо не хочешь, либо слабак. Нет, наркотическая зависимость все подавляет, все рушит. Приходят к краху и твое физическое состояние, и социальные связи. Если раньше в моем окружении были нормальные люди, то потом все изменилось. Порядочный человек не хочет общаться с наркоманом, потому что наркоман через какое-то время обязательно предпримет попытки вас обмануть, воспользоваться вами, начнет манипулировать. Например, возьмет денег взаймы и не отдаст. И когда я употребляю, то не совсем отдаю отчет в своих поступках. Я не знаю, к чему они приведут. В этот момент кажется, что тебя простят, забудут.

- У вас солидный стаж наркозависимости, большой опыт общения с такими же людьми. Их печальный итог не останавливает вас, не пугает? Не задумываетесь о том, что с вами будет?

- Да, в жизни были печальные моменты, когда кто-то погибал от наркотиков из твоих знакомых. Однако, до последнего кажется, что именно с тобой этого не произойдет. Это такая тупая вера, ни на чем не основанная. Просто не хочется проецировать такие ситуации на себя. Хочется спрятаться от этих эмоций и забыться в наркотиках.

- Лично у вас - это больше физическая зависимость или психологическая?

- Если бы это была просто физическая зависимость, то после прохождения медикаментозного лечения она бы прошла. И употреблять дальше желания бы не возникало. Но у наркоманов есть перемены в психике.

- Выходит, вы были подчинены только одной мысли - найти очередную дозу?

- Да.

- Как начинался ваш день до того, как вы пришли на реабилитацию? Вот, вы просыпаетесь утром и начинаете думать, где достать наркотик?

- Это постоянная навязчивая идея. Если срок между последним употреблением и утром продолжительный, то просыпаешься не утром, а уже ночью. Чувствуешь дискомфорт и тебе нужно принять наркотик, чтобы тебя отпустило.

- Получается, нужно употреблять каждый день?

- Естественно, каждый день и не по разу.

- Если нет денег, то друзья из тех, кто сидит на наркотиках, могут выручить?

- Сначала друзья выручают. А потом уже нет. Дружба и наркотики - понятия относительные. Если у вас есть коммерческая выгода или меркантильный интерес. Например, сегодня я могу попросить у человека денег, а завтра они будут у меня, и я одолжу ему. Или могу поделиться наркотиками. Я помогу только, если абсолютно уверен в том, что мне эта помощь вернется. Если я сомневаюсь в этом, то никогда не помогу такому человеку. Здесь не может быть благотворительности.

- Почему вы после первой реабилитации снова стали принимать наркотики? Что стало поводом?

- Повод можно придумать любой: ссора, не взяли на работу. Мысли начинают закрадываться до всех этих поводов. Есть техники, инструменты, которым здесь в центре учат. Дают рекомендации, которые нужно соблюдать. И вероятность потребления уменьшается. Если им не следовать, то шансы к возвращению в прежнее состояние возрастают. И на второй реабилитации понимание уже другое. На первой - многие вещи мне казались несерьезными, банальными. Были иллюзии, что я смогу быстрее, легче и проще это пережить. Была стопроцентная уверенность, что у меня получится. Что этой реабилитации мне будет достаточно, а дальше можно ничего не делать. Однако, пришлось вернуться.

- Получается, что это тяжелый труд и прежде всего, ваш личный?

- Да. Если с первого раза не получается, нужно пробовать до тех пор, пока вы не научитесь жить в трезвости. И поставите точку в ваших отношениях с наркотиками.

 

 

Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх