Банк «Открытие»: переход в онлайн и диверсификация бизнеса. Женщины-предприниматели о последствиях пандемии

Банк «Открытие»: переход в онлайн и диверсификация бизнеса. Женщины-предприниматели о последствиях пандемии

В условиях сложной экономической ситуации, обусловленной пандемией, Индекс женского предпринимательства демонстрирует снижение относительно уровня предыдущего года – с 69,4 п.п. в до 60,1 п.п (1)Тем не менее, большинство женщин-предпринимателей (93%) планируют дальнейшее развитие своего бизнеса. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного совместно банком «Открытие» и комитетом по развитию женского предпринимательства «Опора России». Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ (2). 

Пандемия и связанный с ней экономический спад заметно увеличили риски предпринимательской деятельности. 41% женщин-предпринимателей отметили негативное влияние пандемии на их бизнес. Некоторым экономически сложный период придал и необходимый для развития импульс: 10% отметили рост своих компаний, а 16% заявили о том, что стали диверсифицировать бизнес, продвигаясь в новых направлениях.  

Надия Черкасова, заместитель президента-председателя правления банка «Открытие», председатель комитета по развитию женского предпринимательства «Опора России»: «Бизнес женщин-предпринимателей, как и всего сегмента МСБ, оказался наиболее чувствительным к последствиям коронакризисных ограничений. В числе основных проблем, с которыми столкнулись женщины-предприниматели из-за пандемии – снижение оборотов и доходов компании (63% и 61% соответственно), а также падение спроса на реализуемые продукты или услуги (58%). Решая проблемы, предприниматели выбирали “режим жесткой экономии” и активно переводили бизнес в онлайн. В свою очередь, банк “Открытие” предложил клиентам программу ‘’Поставь расходы на паузу’’, позволив сократить расходы, а по некоторым категориям обнулил тарифы РКО. Кроме того, банк предоставил сервис цифровой чек-ап, позволяющий предпринимателям выявить проблемные зоны для перехода бизнеса в онлайн и бесплатно прокачать свои навыки через наш образовательный портал Open Academy».

Несмотря на сложности, связанные с пандемией, большинство женщин-предпринимателей (93%) планируют и дальше развивать свое дело, а 39% считают, что полностью восстановить утраченные позиции смогут в достаточно короткие сроки (от 3 месяцев до 1 года). Оценивая ближайшие перспективы, 59% женщин-предпринимателей надеются на сохранение текущих объемов бизнеса, а 29% – на их увеличение.

Женщины-предприниматели сделали выводы из экономических вызовов 2020 года и предпримут ряд мер для того, чтобы быть готовыми к непредвиденным обстоятельствам в будущем. Они собираются рассчитывать преимущественно на свои силы и ресурсы, а не на внешнюю поддержку. Так, они планируют расширять перечень направлений своего бизнеса, продолжать осваивать онлайн-сегмент и активнее использовать интернет-ресурсы для привлечения клиентов. Большинство опрошенных считают, что справиться с негативными последствиями пандемии помогли бы отсрочка по выплате налогов и других обязательных платежей, их снижение или отмена, а также бесплатное обучение (подробнее – в таблице 7).

Пандемия сделала очевидной необходимость профессионального развития. Как результат, большинство женщин-предпринимателей (62%) говорят о том, что проходили профессиональное обучение в той или иной форме в период пандемии и добились заметного роста деловых навыков. Приоритетными областями для получения дополнительных знаний стали цифровой маркетинг, стратегическое управление и soft skills (так называемые «мягкие навыки» – знания и у мения в области самоорганизации, коммуникации, выработки стрессоустойчивости).

 

(1) Подробнее о результатах предыдущих волн измерений WBI: Индекс женской предпринимательской активности. 6 волна, 19 ноября 2019 года https://nafi.ru/analytics/indeks-zhenskoy-predprinimatelskoy-aktivnosti-6-volna/

(2) Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в августе 2020 г. Опрошено 400 женщин-предпринимателей сегмента МСП старше 18 лет.

 

Таблица 1. «Как кризис, вызванный пандемией коронавируса, повлиял на Ваш бизнес?»,в % от всех опрошенных   

 

%

Бизнес частично сократился

41

Заметного влияния кризиса на бизнес нет

18

Начали развивать бизнес в дополнительных направлениях

16

Бизнес развивается и растет

10

Бизнес временно не функционирует

10

Начали развивать бизнес в совершенно новом направлении

3

Бизнес полностью закрылся

1

Затрудняюсь ответить

1

 

Таблица 2. «С какими основными проблемами столкнулся Ваш бизнес во время пандемии коронавируса?»*,в % от всех опрошенных   

 

%

Снижение оборотов компании

63

Падение доходов компании

61

Падение спроса на продукты/услуги бизнеса

58

Сложности в оплате аренды помещений компании

33

Трудности с выплатой заработной платы сотрудникам

29

Бизнес не был адаптирован к функционированию онлайн

25

Отсутствие возможности дистанционной работы сотрудников

23

Проблемы с выплатой кредита

17

Другое

25

Затрудняюсь ответить

7

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа. 

 

Таблица 3. «Какие из перечисленных мер Вы предприняли для поддержания Вашего бизнеса?»*,в % от всех опрошенных   

 

%

Сокращение финансовых затрат до минимально возможного уровня (аренда помещения, техники, PR, реклама и другое)

68

Распространение продукции и услуг через интернет

58

Открытие новых рынков сбыта/поиск новых заказчиков

54

Перевод сотрудников на удаленную работу

41

Расширение спектра выпускаемой продукции и предоставляемых услуг

38

Использование мер господдержки

26

Частичное перепрофилирование

21

Получение новых кредитов

16

Сокращение штата сотрудников

10

Привлечение дополнительного финансирования за счет уже имеющихся активов (сдача в аренду помещений, техники)

10

Полное перепрофилирование компании

3

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа.

 

 

 

Таблица 4. «Как вы оцениваете перспективы Вашего бизнеса в ближайшие 6 месяцев?»,в % от опрошенных, которые сохранили бизнес в период пандемии

 

%

Продолжим развивать текущие направления бизнеса

64

Начнем развивать бизнес в дополнительных направлениях

29

Закроем бизнес

2

Будем частично сокращать бизнес

2

Начнем развивать бизнес в совершенно новом направлении

2

Затрудняюсь ответить

1

 

Таблица 5. «По Вашим прогнозам, сколько еще времени понадобится Вашему бизнесу, чтобы вернуться к докризисному уровню оборота/объем?»,в % от опрошенных, которые сохранили бизнес в период пандемии 

 

%

Уже вернулся на докризисный уровень

14

До 3 месяцев

7

От 3 месяцев до 1 года

39

Более 1 года

16    

Сложно предугадать 

11

Обороты/объемы во время кризиса не изменились

13

 

 

Таблица 6. «Какие изменения или действия требуются Вашему бизнесу в будущем, чтобы эффективно функционировать в условиях подобных экономических ситуаций?»*,в % от опрошенных, которые сохранили бизнес в период пандемии 

 

%

Расширение перечня направлений деятельности компании

55

Возможность оказания услуг компании и продажи товаров через Интернет

47

Создание качественного вебсайта компании и страниц в социальных сетях

44

Снижение кредитной нагрузки

39

Возможность сотрудников работать в удаленном режиме

33

Создание онлайн-магазина

32

Сокращение арендных площадей компании

22

Сокращение числа сотрудников и подразделений

6

Другое

16

Затрудняюсь ответить

9

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа.

 

Таблица 7. «Что может поддержать Ваш бизнес в условиях нынешней экономической ситуации?»*,в % от опрошенных, которые сохранили бизнес в период пандемии 

 

%

Отсрочка, снижение налогов или их отмена

79

Бесплатное обучение

59

Снижение/отмена обязательных взносов

58

Финансовая поддержка/субсидии

56

Отмена проверок/налоговой отчетности

53

Беспроцентный кредит или кредит на льготных условиях

47

Арендные каникулы/снижение арендной платы

47

Снижение/отмена коммунальных платежей

46

Кредитные каникулы/отсрочка кредитных платежей

31

Затрудняюсь ответить

3

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа.

 

Таблица 8. «Получили ли Вы новые знания в рамках профессионального развития во время пандемии? Если да, то в каких сферах?»*,в % от всех опрошенных

 

%

Углубленные знания по текущему профессиональному профилю деятельности

33

Продвижение продуктов, бренда в интернете

30

Soft skills (самоорганизация, коммуникация, стрессоустойчивость)

21

Новые бизнес-стратегии

21

Организация работы компании в удаленном режиме

19

Антикризисный менеджмент

14

Организация работы с командой

13

Цифровая грамотность

12

Дизайн

11

Никаких новых навыков и знаний не получила

37

Затрудняюсь ответить

1

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа.

 

Таблица 9. Динамика Индекса женской предпринимательской активности (WBI)

 

I волна (2-я пол. 2015)

II волна (1-я пол. 2016)

III волна (1-я пол. 2017)

IV волна (2-я пол. 2017)

V волна (2-я пол. 2018)

VI волна (1-я пол. 2019)

VII   волна (2-я пол. 2020)

WBI в целом

55,9

56,8

58,7

69,2

69,4

69,4

60,1

Частный индекс «Культура предпринимательства»

75,2

65,6

66,3

71,2

81,3

79,6

64,4

Частный индекс «Личные качества»

63,2

67,8

66,7

66,8

76,3

78

72,5

Частный индекс «Предпринимательская экосистема»

47

50,1

53,5

57,6

63,2

62,7

54,5

 

 

 

 

 

 

Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх