В условиях сложной экономической ситуации, обусловленной пандемией, Индекс женского предпринимательства демонстрирует снижение относительно уровня предыдущего года – с 69,4 п.п. в до 60,1 п.п (1). Тем не менее, большинство женщин-предпринимателей (93%) планируют дальнейшее развитие своего бизнеса. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного совместно банком «Открытие» и комитетом по развитию женского предпринимательства «Опора России». Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ (2).
Пандемия и связанный с ней экономический спад заметно увеличили риски предпринимательской деятельности. 41% женщин-предпринимателей отметили негативное влияние пандемии на их бизнес. Некоторым экономически сложный период придал и необходимый для развития импульс: 10% отметили рост своих компаний, а 16% заявили о том, что стали диверсифицировать бизнес, продвигаясь в новых направлениях.
Надия Черкасова, заместитель президента-председателя правления банка «Открытие», председатель комитета по развитию женского предпринимательства «Опора России»: «Бизнес женщин-предпринимателей, как и всего сегмента МСБ, оказался наиболее чувствительным к последствиям коронакризисных ограничений. В числе основных проблем, с которыми столкнулись женщины-предприниматели из-за пандемии – снижение оборотов и доходов компании (63% и 61% соответственно), а также падение спроса на реализуемые продукты или услуги (58%). Решая проблемы, предприниматели выбирали “режим жесткой экономии” и активно переводили бизнес в онлайн. В свою очередь, банк “Открытие” предложил клиентам программу ‘’Поставь расходы на паузу’’, позволив сократить расходы, а по некоторым категориям обнулил тарифы РКО. Кроме того, банк предоставил сервис цифровой чек-ап, позволяющий предпринимателям выявить проблемные зоны для перехода бизнеса в онлайн и бесплатно прокачать свои навыки через наш образовательный портал Open Academy».
Несмотря на сложности, связанные с пандемией, большинство женщин-предпринимателей (93%) планируют и дальше развивать свое дело, а 39% считают, что полностью восстановить утраченные позиции смогут в достаточно короткие сроки (от 3 месяцев до 1 года). Оценивая ближайшие перспективы, 59% женщин-предпринимателей надеются на сохранение текущих объемов бизнеса, а 29% – на их увеличение.
Женщины-предприниматели сделали выводы из экономических вызовов 2020 года и предпримут ряд мер для того, чтобы быть готовыми к непредвиденным обстоятельствам в будущем. Они собираются рассчитывать преимущественно на свои силы и ресурсы, а не на внешнюю поддержку. Так, они планируют расширять перечень направлений своего бизнеса, продолжать осваивать онлайн-сегмент и активнее использовать интернет-ресурсы для привлечения клиентов. Большинство опрошенных считают, что справиться с негативными последствиями пандемии помогли бы отсрочка по выплате налогов и других обязательных платежей, их снижение или отмена, а также бесплатное обучение (подробнее – в таблице 7).
Пандемия сделала очевидной необходимость профессионального развития. Как результат, большинство женщин-предпринимателей (62%) говорят о том, что проходили профессиональное обучение в той или иной форме в период пандемии и добились заметного роста деловых навыков. Приоритетными областями для получения дополнительных знаний стали цифровой маркетинг, стратегическое управление и soft skills (так называемые «мягкие навыки» – знания и у мения в области самоорганизации, коммуникации, выработки стрессоустойчивости).
(1) Подробнее о результатах предыдущих волн измерений WBI: Индекс женской предпринимательской активности. 6 волна, 19 ноября 2019 года https://nafi.ru/analytics/indeks-zhenskoy-predprinimatelskoy-aktivnosti-6-volna/
(2) Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в августе 2020 г. Опрошено 400 женщин-предпринимателей сегмента МСП старше 18 лет.
Таблица 1. «Как кризис, вызванный пандемией коронавируса, повлиял на Ваш бизнес?»,в % от всех опрошенных
|
% |
Бизнес частично сократился |
41 |
Заметного влияния кризиса на бизнес нет |
18 |
Начали развивать бизнес в дополнительных направлениях |
16 |
Бизнес развивается и растет |
10 |
Бизнес временно не функционирует |
10 |
Начали развивать бизнес в совершенно новом направлении |
3 |
Бизнес полностью закрылся |
1 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
Таблица 2. «С какими основными проблемами столкнулся Ваш бизнес во время пандемии коронавируса?»*,в % от всех опрошенных
|
% |
Снижение оборотов компании |
63 |
Падение доходов компании |
61 |
Падение спроса на продукты/услуги бизнеса |
58 |
Сложности в оплате аренды помещений компании |
33 |
Трудности с выплатой заработной платы сотрудникам |
29 |
Бизнес не был адаптирован к функционированию онлайн |
25 |
Отсутствие возможности дистанционной работы сотрудников |
23 |
Проблемы с выплатой кредита |
17 |
Другое |
25 |
Затрудняюсь ответить |
7 |
*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа.
Таблица 3. «Какие из перечисленных мер Вы предприняли для поддержания Вашего бизнеса?»*,в % от всех опрошенных
|
% |
Сокращение финансовых затрат до минимально возможного уровня (аренда помещения, техники, PR, реклама и другое) |
68 |
Распространение продукции и услуг через интернет |
58 |
Открытие новых рынков сбыта/поиск новых заказчиков |
54 |
Перевод сотрудников на удаленную работу |
41 |
Расширение спектра выпускаемой продукции и предоставляемых услуг |
38 |
Использование мер господдержки |
26 |
Частичное перепрофилирование |
21 |
Получение новых кредитов |
16 |
Сокращение штата сотрудников |
10 |
Привлечение дополнительного финансирования за счет уже имеющихся активов (сдача в аренду помещений, техники) |
10 |
Полное перепрофилирование компании |
3 |
*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа.
Таблица 4. «Как вы оцениваете перспективы Вашего бизнеса в ближайшие 6 месяцев?»,в % от опрошенных, которые сохранили бизнес в период пандемии
|
% |
Продолжим развивать текущие направления бизнеса |
64 |
Начнем развивать бизнес в дополнительных направлениях |
29 |
Закроем бизнес |
2 |
Будем частично сокращать бизнес |
2 |
Начнем развивать бизнес в совершенно новом направлении |
2 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
Таблица 5. «По Вашим прогнозам, сколько еще времени понадобится Вашему бизнесу, чтобы вернуться к докризисному уровню оборота/объем?»,в % от опрошенных, которые сохранили бизнес в период пандемии
|
% |
Уже вернулся на докризисный уровень |
14 |
До 3 месяцев |
7 |
От 3 месяцев до 1 года |
39 |
Более 1 года |
16 |
Сложно предугадать |
11 |
Обороты/объемы во время кризиса не изменились |
13 |
Таблица 6. «Какие изменения или действия требуются Вашему бизнесу в будущем, чтобы эффективно функционировать в условиях подобных экономических ситуаций?»*,в % от опрошенных, которые сохранили бизнес в период пандемии
|
% |
Расширение перечня направлений деятельности компании |
55 |
Возможность оказания услуг компании и продажи товаров через Интернет |
47 |
Создание качественного вебсайта компании и страниц в социальных сетях |
44 |
Снижение кредитной нагрузки |
39 |
Возможность сотрудников работать в удаленном режиме |
33 |
Создание онлайн-магазина |
32 |
Сокращение арендных площадей компании |
22 |
Сокращение числа сотрудников и подразделений |
6 |
Другое |
16 |
Затрудняюсь ответить |
9 |
*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа.
Таблица 7. «Что может поддержать Ваш бизнес в условиях нынешней экономической ситуации?»*,в % от опрошенных, которые сохранили бизнес в период пандемии
|
% |
Отсрочка, снижение налогов или их отмена |
79 |
Бесплатное обучение |
59 |
Снижение/отмена обязательных взносов |
58 |
Финансовая поддержка/субсидии |
56 |
Отмена проверок/налоговой отчетности |
53 |
Беспроцентный кредит или кредит на льготных условиях |
47 |
Арендные каникулы/снижение арендной платы |
47 |
Снижение/отмена коммунальных платежей |
46 |
Кредитные каникулы/отсрочка кредитных платежей |
31 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа.
Таблица 8. «Получили ли Вы новые знания в рамках профессионального развития во время пандемии? Если да, то в каких сферах?»*,в % от всех опрошенных
|
% |
Углубленные знания по текущему профессиональному профилю деятельности |
33 |
Продвижение продуктов, бренда в интернете |
30 |
Soft skills (самоорганизация, коммуникация, стрессоустойчивость) |
21 |
Новые бизнес-стратегии |
21 |
Организация работы компании в удаленном режиме |
19 |
Антикризисный менеджмент |
14 |
Организация работы с командой |
13 |
Цифровая грамотность |
12 |
Дизайн |
11 |
Никаких новых навыков и знаний не получила |
37 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа.
Таблица 9. Динамика Индекса женской предпринимательской активности (WBI)
|
I волна (2-я пол. 2015) |
II волна (1-я пол. 2016) |
III волна (1-я пол. 2017) |
IV волна (2-я пол. 2017) |
V волна (2-я пол. 2018) |
VI волна (1-я пол. 2019) |
VII волна (2-я пол. 2020) |
WBI в целом |
55,9 |
56,8 |
58,7 |
69,2 |
69,4 |
69,4 |
60,1 |
Частный индекс «Культура предпринимательства» |
75,2 |
65,6 |
66,3 |
71,2 |
81,3 |
79,6 |
64,4 |
Частный индекс «Личные качества» |
63,2 |
67,8 |
66,7 |
66,8 |
76,3 |
78 |
72,5 |
Частный индекс «Предпринимательская экосистема» |
47 |
50,1 |
53,5 |
57,6 |
63,2 |
62,7 |
54,5 |