День писателя: тюменские поэт и прозаик рассказали о сказках про драконов, цензуре и трудностях с изданием книг

Разные жанры и судьбы, но похожие проблемы. Ко Всемирному дню писателя тюменские авторы рассказали о своем творчестве и цензуре

Всемирный день писателя отмечается ежегодно 3 марта. Поэты, романисты, очеркисты и другие мастера пера в этот день празднуют свой профессиональный праздник, в основе которого лежит свобода печати и защита творчества от произвольного применения цензуры в мирное время. 

Писатель Михаил Булатов 

— Знаете ли вы о Всемирном дне писателя?

 Да, конечно, знаю, но в силу плотного графика и некоторой рассеянности часто забываю о праздниках.

— Как давно вы пишите и в каком жанре? Почему именно в нем?

Пишу с 13 лет, предпочитаю жанр магического реализма. Мне нравится сочетать возможное и невозможное, получается открыть причудливые формы, которые получаются в итоге. И, конечно, есть множество возможностей для реализации своих идей.

— С чего вы начинали и чем занимаетесь сейчас?

Начинал с рассказов про драконов и инквизицию, так как на тот момент был вдохновлен фэнтези. Сейчас экспериментирую с жанрам, все больше перехожу на реализм, делаю акцент на психологии взаимоотношений персонажей. Сейчас занимаюсь двумя проектами: «Тюмень-постапокаллипсис» и «Сказки для Лу». Второй хочу отметить особо, это детские сказки про драконов, пиратов, ведьм и приведений, которые отец на ходу придумывает для дочери, а она подсказывает ему приложение.

— Какие свои произведения вы считаете наиболее успешными?

У меня есть несколько произведений и выбрать что-то одно сложное. Но наиболее удачными считаю «Созвездие большого пса», «Чердачные сказки», «Красные маки», «Молния в бутылке», «Сказка о солнце». В каждом есть что-то особенное.

— Часто общаетесь с коллегами по цеху?

В основном, я общаюсь с ребятами из школы Крапивина, издаю сборники лучших тюменских авторов. В целом, на этом мое общение и ограничивается, но те, кого я знаю — очень дружные.

— На ваш взгляд, какие главные проблемы стоят перед автором сейчас?

Думаю, первая и главная это проблема издания. Чтобы автору начать публиковаться, ему надо постоянно работать над текстами, создать свой сайт или публиковаться в блоге, постоянно участвовать в конкурсах. На сколько я знаю, небольшой тираж 500 экземпляров в твердой обложке стоит порядка 200 тысяч. Издавать книги за свои деньги можно лишь в том случае, если молодой автор, например, сын миллионера. Во всех остальных случаях имеет смысл вести переговоры с издательством, которое может купить рукопись.

— Как ты относишься к цензуре и нужна ли она автору?

С цензурой не сталкивался, хотя темы затрагиваю серьезные. В случае необходимости маркирую «18+».

Поэт Василий Малов

— Знаете ли вы о Всемирном дне писателя?

Стыдно, но признаюсь, о всемирном дне писателя узнал только сейчас.

— Как давно вы пишите и в каком жанре? Почему именно в нем?

Пишу с 2003 года, пишу стихи. Я сосредоточился на поэзии - у меня в общем художественный, творческий взгляд на мир, глядя на что-то или кого-то, я часто вижу не человека или предмет, я вижу образ, который, при желании, могу легко обрисовать литературными приёмами и рифмами. Свой талант надо его развивать на пользу себе и миру, а не закапывать в землю.

— С чего вы начинали и чем занимаетесь сейчас?

Начинал писать именно со стихов, в 2003 году впервые влюбился и решил подарить девушке собственное стихотворение, перечитал стихи Михаила Юрьевича Лермонтова, и под впечатлением от его творчества, написал своё первое стихотворение. Позже пробовал писать рассказы, но перечитывая их понял, что они не зрелые (лежат в черновиках в мешке на даче). В годы университетской работы писал и редактировал научные краеведческие статьи - получалось вполне успешно, но мне лично было не очень интересно.

В 2016 году начал писать третий сборник стихов «7.7.13», который также отличается своеобразным стилем, в частности, отличительной чертой стихов этого сборника будет стыковая рифма, аллитерации, ассонансы и довольно сложное, но интересное использование приёма синестезии.

— Какие свои произведения вы считаете наиболее успешными?

Первые стихи я объединил в сборник «Рассвет» это преимущественно лирика: любовная, пейзажная, философская. Это юные стихи: непосредственное, эмоциональное, без погружения в глубокий смысл отражение окружающей реальности, первые шаги на большой тропе Поэзии. Второй сборник стихов «Кольцо», более осмысленный, отличающийся определённым стилем: каждое стихотворение состоит из семи четверостиший, обладает кольцевой структурой, (рефрен - первая и последняя строки одинаковые) и, самое главное, в стихах полностью отсутствует буква «р» (редкий литературный приём липограмма).  А после я взял творческий перерыв.

— Часто общаетесь с коллегами по цеху?

За годы творчества познакомился со многими тюменскими поэтами, как старшего поколения, так и моего возраста. Стараюсь быть в курсе поэтических мероприятий Тюмени, по возможности принимаю в них участие, послушать, оценить творения коллег-стихоплётов. Также у нас (тюменских поэтов и писателей) есть свои творческие группы в социальных сетях, мы выкладываем там свои творения, общаемся, планируем грядущие литературные мероприятия.

— На ваш взгляд, какие главные проблемы стоят перед автором сейчас?

Перед писателями сейчас, на мой взгляд стоят три основных проблемы. 

Во-первых, проблема самих писателей - к сожалению, сейчас в писательской среде довольно много людей у которых нет таланта к литературе вообще и к поэзии в частности, много бульварного безвкусного низкосортного «графоманства», но мало действительно художественно гениальных, шедевральных, глубокоосмысленных творений.

Во-вторых, проблема общества - современные люди отдалились от культуры вообще и от литературы в частности, литература, поэзия, книги - кому это нужно в наши дни? Горстке последних талантливо одарённых и заинтересованных в своём развитии «могикан»? Но я верю, что мы писатели способны изменить подобную ситуацию в лучшую сторону, если будем писать хорошие произведения и всеми силами стараться «нести свет литературы» в тёмные сумерки нашего суетного общества.

В-третьих, проблема издания - я думаю, что каждого писателю хочется, чтобы его произведения печатались в виде книг и продавалась в книжных магазинах, но увы - издание книги, да ещё тиражом для продажи, удовольствие не из дешёвых, поэтому современный писатель вынужден либо зарабатывать деньги на литературу не литературным, но высокооплачиваемым трудом, либо довольствоваться публикацией на просторах интернета и самиздатами.

— Как ты относишься к цензуре и нужна ли она автору?

Цензура - явление необходимое, без цензуры наша литература была бы ещё более грубой и развращённой. Я понимаю: полёт творческой фантазии, парение великой мудрости и фееричный грохот мыслей в голове, но - всему должна быть мера и граница, и граница эта в творчестве - нормы морали и рамки закона. Самоцензура - я считаю, что «настоящий» художник, творец, писатель это духовно одарённый человек, которому в принципе чуждо антиморальное творчество, уважающий себя писатель должен создавать «прекрасное, мудрое, доброе».

Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх