Может показаться, что опыт современного отечественного кино ничему не учит. Вот только вышел «Викинг», который, скажем прямо, очень не однозначно был воспринят зрителем, как следом идет «Легенда о Коловрате». Однако, в отличие от исторических приключений летописного Владимира, Коловрата спасает былинность.
Авторы картины были вольны, как в выборе жанра, так и в интерпретации хорошо известной легенды. Историческая драма, триллер, боевик, фэнтэзи, да хоть комедия. Мало кому в голову может прийти осудить ленту за несоответствие эпохе или искажению фактов - это же сказка, в конце концов, и главный критерий для ее оценки - это то, на сколько она интересна и визуально приятна. И вот тут возникают сложности: хочется и покритиковать картину и одновременно похвалить.
Для начала, как обычно, коротко о сюжете - как фильма, так и самой легенды. Евпатий Коловрат десятник в дружине рязанского князя Юрия и одновременно один из лучших бойцов. В момент нашествия орды хана Батыя он вместе с князем отправляется в ставку врага, чтобы избежать разорения города. Однако, хан обманывает посланников и убивает Юрия, а Коловрату с небольшим отрядом удается бежать. Вернувшись, витязи обнаруживают разоренную Рязань и принимают решение отомстить злобным ордынцам. Увы, призыв десятника был не услышан удельными князьями Руси, и ему пришлось биться с врагом, имея совсем небольшой отряд. Если вы знакомы с самой былиной, то, наверняка, знаете, чем все закончилось.
Сама по себе история является своеобразной копией Фермопильского сражения, где пал царь спартанцев Леонид. При просмотре «Легенды о Коловрате» вас не будет покидать ощущение, что вы смотрите некую отечественную версию «300 спартанцев», причем ощущения эти возникают не только на фоне сюжета, но и благодаря исполнению. Весь фильм снят на хромокей и сильная сторона ленты – непосредственно сами сражения. Замыленный фон и абсолютная нереальность происходящего в спартанцах была оправдана первоисточником – графическим романом. Для «Коловрата» же такой подход выглядит странным. Хотя нельзя не отметить, что картинка и мизансцены сделаны со вкусом и не вызывают раздражения, а вот сценарий - это полный провал. Не знаю для чего и зачем авторы картины наделили главного героя антероградной амнезией. Каждый раз, просыпаясь, Коловрат начинает жизнь с того момента, когда получил травму, т.е. не помнит ничего, что было накануне. Если бы это обыгрывалось, как, например, в «50 первых поцелуев», то ладно, но тут это заболевание не играет ключевой роли.
В целом «Легенда о Коловрате» вызывает смешанные чувства. Вроде внешне все очень неплохо, но без фейспалма смотреть картину не получится. Уж слишком много странных и непонятных допущений, отвлекающих сюжетных скачков и просто нелепиц. Если бы это было очередное патриотическо-воспитательное кино, можно было бы и сделать скидку, но ведь сказание повествует о поражении, то есть исходный материал говорит нам о темной стороне истории страны, мол, никакой взаимовыручки в государстве, каждый сам по себе, от того и иго. Может про это и кино? Может авторы как раз и хотели показать, что какими бы сильными и отважными мы не были, но один все равно в поле не воин? Как знать. Свои выводы вы можете сделать после просмотра, «Легенда о Коловрате» - в кино с 30 ноября.