Как давно существуют "Катя и ее платья"?
— Где-то, наверное, 2 года. Группу делала не с целью зарабатывать или чтобы это было каким-то делом. К тому времени, как я сделала группу вконтакте, было уже много всего сшито.
В какой-то момент захотелось поделиться. Тогда я еще к психологу ходила, и это было типа домашнего задания. Я очень опасалась излишнего внимания, стеснялась рассказать, чем я занимаюсь. Что такое фотографироваться, я вообще не представляла. Психолог копался-копался и дал мне задание — нужно было за неделю отфотографировать платья, в тот же вечер я мужу сказала, давай фотографироваться.
Легко ли быть дизайнером в Тюмени?
— Я себя даже не позиционирую как дизайнер. Творческий путь и творческое зарабатывание на жизнь в принципе не могут быть легкими, и я никогда не была бухгалтером или кем-то другим, чтобы сравнить.
Ваши работы основываются на истории?
— Я уже очень много лет занимаюсь историей костюма, реконструкцией. Все началось с того, что я занималась Европой 15-го века. Был наработан какой-то материал. Хотелось бы и дальше ездить на фестивали реконструкции, но не успеваю.
Чем удивляет история?
— То, что для нас кажется диким даже в отношении боли, там было по-другому. "Рожать — это больно" - в 19 веке вообще такого понятия не было, эти ощущения не позиционировались как боль. И так во всем. До 20 века не было нижнего белья, и они бы очень удивились тому, что все его сегодня носят. До 19-го века нормальным было то, что дети до 12 лет в корсетах ходят.
Насколько популярна такая одежда?
— Я изначально не думала, что я буду в каком-то массовом сегменте, и ко мне пойдет толпа народа, которая хочет носить длинные платья, сарафаны. Но клиенты есть, мне хватает.
Как выглядит ваша клиентка?
— Это просто женщина, которая хочет быть женщиной и выглядеть соответственно. Она не берет на себя мужских обязанностей. На самом деле, кстати, это удобная и практичная одежда. То, что я выставляю в интернете, — это действительно то, что я каждый день ношу. Если у меня нет фото в брюках, так это потому, что я их действительно не ношу. Переход был резкий, но не моментальный.
- У меня еще жили джинсы в гардеробе, и в какой-то момент я начала понимать, что я вышла какая-то как будто раздетая, на меня все смотрят не так, и почему это мне тут дверь не открыли. На самом деле отношение окружающих меняется. Мир по-другому начинает вокруг вращаться, уже не такой бешеный. Он замедляется вокруг такой женщины, которая замедлилась, остановилась и решила подумать немного больше.
Это не связано с религией?
— Я бы не сказала. Я православная, хожу в храм, но я православная намного больше, чем я ношу юбки. Джинсы мне никак этому не мешали.
А какие ткани выбираете?
— Я стараюсь натуральные выбирать. Во многом реконструкция меня воспитала, -там строгие правила. Вручную только не шью. Во все века до 20 века носили длинную одежду. Им зимой не холодно было, они знали, как это делать, какую обувь носить с ней. Я изучала все это, и невольно вкус у меня формировался. А в процессе того, что я все время делала фестивали, научилась и носить такую одежду.
У нас были такие фестивали, когда мы в горный поход ходили в исторической одежде 15 века. Соответственно, ни о каких штанах речь не шла. Меня удивляло, что, такое возможно, и это удобно.
У меня руки воспитались на натуральных материалах, есть некоторая синтетика, с которой приятно работать. Но подавляющее большинство это натуральные ткан. Я кинестетик, и если шелк натуральный, то мне очень повезло. Я вообще счастлива - его трогаю больше, чем шью.
Сколько на одно платье уходит времени?
— Зависит от заказчицы и от меня, а бывает, что полгода все в голове носится и шьется за одну ночь. А бывает, в голове не носилось, вечером скроилось за 5 часов, до следующего дня сшилось.
Бывает помучиться приходится, бывает, переделываю. С заказчиками и проще, и сложнее в некоторой степени, у меня свой взгляд, у заказчика свой. Хотелось бы, чтобы то, что я им шью, тоже не висело в шкафу. Многие говорят, что нужно решиться. Некоторые сразу решаются. Недавно заказчица призналась, что очень любит платье, которое я сшила, но носить не может.
Как по ценам?
— Это дороже, чем ценониз или китайский рынок, и ткань дороже. От 2 -3 тысяч рублей. Смотря, какое платье.
Можно ли сохранить женственность в суровых условиях?
— Не вижу противоречий. Условия никогда не были легкими. «Никто не обещал легкой жизни» — мне очень нравится эта фраза. Я читаю про крестьян 19 века, как они жили. Нам еще очень легко и прекрасно живется. Никакой суровости не вижу, отсутствие душевности может быть только. В интернете больше времени проводят, разучились общаться с глазу на глаз. Тем это ценнее становится.
В ваших платьях можно и в офис ходить?
— У меня тут девушка заказала сарафан, чтобы в офисе носить: коричневый, и крой будет соблюден, и отделка. На самом деле мы не знаем, что носили люди. У нас есть стереотип, что сарафан страшный и ужасный. На самом деле это практично.
Как приходит идея платья?
— По-разному, я очень люблю группу в ВК «Шитье без границ». Там мы каждый месяц выбираем тему. Сейчас тема про нижнее белье. Я его уже шью, корсеты еще очень люблю шить. Или приходят люди и говорят: "У меня есть отрез ткани, сделайте".
Отличаются ли наши женщины по стилю?
— У русских женщин другой вкус, даже всемирные бренды на Россию выпускают свою одежду с обилием вышивки, декора. В северных странах это не идет. А у нас такие серые однотонные скандинавские вещи не идут, - это мировая практика. Восточных влияний много. Всем известный сарафан - это восточное заимствование.
Интересуетесь ли другими дизайнерами?
Из тюменских нравится Вероника Чикишева, я с ней очень много советуюсь. Из мировых нравится бренд "Артка" для ярких творческих девушек, там и этно, и бохо. Вообще, мы в такое время живем, когда модно все. На подиумах можно увидеть от минимализма до а ля рус. Я в тренде вообще.
Какой самый странный заказ?
— Скафандр. Есть у меня заказчица. Они клип-арт какой-то делают, и периодически она делает мне очень странные заказы. Когда скафандр прислала, я осела. Получилось интересно. Она мне прислала только рекламную фотографию — мол, сможешь такой сделать? Чтобы он форму держал, я китовый ус вставляла, который в корсеты вставляется. Трубу в "Южном" купила, за кнопочками ходила по помойкам. Пришлось прогуляться и поискать крышки от пластиковых бутылок. А шлем из мотоциклетного шлема сделали.
А мужчины приходят?
Есть друзья семьи. Один заказал жилет 19 века, только с капюшоном. Скоро еще будет большой интересный заказ мужской, не буду раскрывать секрет.
На улице как реагируют на вас?
— Положительная, в основном, реакция, плохо в лицо не говорят. Соседка как-то сказала: "Мой там муж о вас такое подумал", а мне без разницы, главное, чтобы мой хорошо думал. Есть зимние теплые юбки крупной вязки - их часто хвалят.
Вы разграничиваете периоды, когда ходили в штанах, и когда ходите только в юбках?
— У меня было много открытий, когда я перешла на юбки. У меня был долгий этап, когда я в мечтах думала: хорошо бы носить длинные юбки. Но боялась общественного мнения и лишнего внимания. Подавляющее большинство женщин бояться привлекать к себе внимание, даже положительное. Где положительное, там и отрицательное на самом деле. Но быть как все — обычным в джинсах и футболке - намного проще и меньше задумываться надо.
А вы по одежке встречаете?
— Есть, конечно, такие вещи, за которые у меня глаз цепляется. Длинные юбки — конечно, первое, что меня зацепит, но это не показатель, что это мне будет интересно. Самостоятельную сшитую с тонким интересным вкусом я увижу. Иду, например, и вижу перед собой женщину, у нее юбка в стиле печворк, а у меня есть платье из разных кусочков.
Я спокойно отношусь, если кто-то будет в таком же ходить. Все равно все люди разные, и никто не сможет носить одно и то же платье, особенно необычное с акцентами. Джинсы - да. Шанель говорила: «Женщину ищите в платье, если нет женщины, нет и платья".
Платье свадебное шили себе сами?
— Если мы с мужем будем венчаться, то я сошью сама
Какая ваша идеальная клиентка?
— Которая говорит: сделайте, как хотите.