Так называемая старая Тюмень включает в себя улицы Дзержинского, Хохрякова, Челюскинцев, Кирова, Семакова, Володарского, Тургенева, Ленина. Эта часть сохранила купеческие дома, которые являются визитной карточкой архитектуры города, и когда приезжают иностранные туристы, то они сравнивают Тюмень с Венецией.
Дома Венеции славятся большими окнами и богато украшенной резьбой из мрамора в стиле барокко. Тюменские купцы торговали с Италией и привозили оттуда вместе с товаром какие-то элементы культуры. Венеция считается жемчужиной итальянского барокко.
Мастера-архитекторы того времени в своих работах отражали основную идеологию барокко: противостояние различных вероучений на фоне раскола церкви и ее дальнейшего ослабления. Архитектуру использовали как способ влияния на умы населения изображая в постройках ангелов и апостолов, создавая иллюзию силы церкви.
Фотография с сайта:
По образу итальянских дворцов, известных своими величием и пышностью, тюменские купцы строили себе усадьбы и соответствующее украшали их символами из Библии: ангелы, райские сады, или же старообрядческими орнаментами. Основное отличие было в материале. В Италии использовали мрамор и другие благородные камни, но в России другой климат, и поэтому избы строили из дерева из-за его доступности. Деревянный дом лучше протапливался.
Фотография с сайта:
Тюменские мастера по дереву были самоучками — не было единой школы деревянного зодчества. Мастера работали с образов, которые рассказывали купцы и дополняли их своим пониманием красоты. Так позаимствованную идею барокко тюменские мастера дополнили элементами своей культуры свойственной русскому менталитету: православие и старообрядчество.
Фото Данила Гурина
Украшать весь дом было бы весьма накладно, поэтому их усилия были сосредоточены на наличниках. Так тюменские наличники стали самыми насыщенными в Сибири. Наличник, сделанный в стиле барокко, стоил в 3-4 раза дороже, чем сам дом и мог весить около 200 килограммов!
Для того, чтобы прочитать символы, украшающие купеческие дома, нужно обладать знаниями мастера. Вот что значат главные из них.
Это символ означает, что в доме живет государственный деятель. Это прообраз старинной царской грамоты. На место будущего города привозился царский указ, закрученный в свиток. Этот элемент появился в резьбе на рубеже XVIII-XIX веков. Такие свитки имели именитые купцы, которые возглавляли город.
Ее в Тюмени можно встретить почти в каждом декоре хорошего домового наличника. Элементы винограда — библейские символы. Раньше человека сравнивали с благодатным виноградным кустом, который украшает дом своими поступками. Сухого человека приравнивали к сорняку, который нужно выполоть. Второе значение винограда — достаток и благополучие.
Их размещали вверху наличника. Это символизировало небосвод, где также изображали радугу со звездами. Наличник делили на несколько частей: верх — небо, боковины и пилястры — струи дождя, и нижняя часть (там помещался ромб) — земля и богатый урожай.
Это символы, которые напоминают узелки счастья. Часто трезубцы говорят о том, что предки жителей дома выходили в море на промысел, ориентируясь по полярной звезде. Это очень древний символ, в нем есть руны, переплетающиеся между собой. Их смысл уходит в те далекие времена, когда Русь еще не была крещена.