На низком старте: НАША разбиралась в тонкостях и проблемах велосипедного движения Тюмени

Что мешает Тюмени стать "велосипедным" городом, где в этом году появятся новые велодорожки, почему не любят велосипедистов автоводители и пешеходы и какие сюрпризы ожидают тюменцев в новом сезоне. Обо всем этом читайте в материале "НАШЕЙ Газеты".

В Тюмени с каждым годом растет число велосипедистов. Одни появляются на улицах города с приходом тепла, другие умудряются ездить на двухколесном транспорте даже зимой. Однако ощутить весь масштаб тюменского велообщества можно, уже начиная с последнего месяца весны - 12 мая местные велосипедисты официально откроют сезон традиционным велогоном, в котором сможет принять участие любой желающий старше 16 лет.

Сбор начнется с 9 часов утра на парковке жилого района «Преображенский» на ул. А. Протозанова, 10 (со стороны ул. Губернской).

О том, что езда на велосипеде среди тюменцев пользуется популярностью говорят и пункты велопрокатов, которые есть практически в каждом районе города - их количество на данный момент составляет порядка 25-ти. Также пункты велопрокатов работают и в крупных парках, таких как Гагаринский, Затюменский и Гилевская роща.

Для справки: стоимость часа езды на велосипеде от 100 рублей в будни, и от 120 рублей в выходные и праздничные дни. Взять велобайк можно и на сутки, но стоить это будет дороже — от 600 рублей.

Некоторые из пунктов прокатов, несмотря на аномально холодную в этом году весну, открылись еще в середине апреля. 

- Мы открылись одними из первых, как только немного потеплело, - говорит директор одного из пунктов проката велосипедов Марина. - В сравнительно теплые дни было много людей, потом из-за дождя число желающих покататься убавилось. В основном бум на велосипеды начинается в мае и длится до июня. В июле наблюдается небольшой спад, а в августе число желающих "накататься" перед зимой увеличивается.

Полезная информация: перед тем как впервые "обкатать" велотранспорт после зимы, веломеханики советуют обратить внимание на камеры, проверить переключатель скоростей и тормоза. Провести обследование велобайка можно и в пунктах проката (от 950 рублей).

Однако для тех, кто хочет связать свою жизнь с ежедневными велопрогулками, целесообразнее купить двухколесный транспорт, тем более что сегодня в магазинах спортивных товаров представлен большой ассортимент велосипедов.

- Приобретать велосипеды начали еще с начала апреля. В основном это горный вид, - говорит продавец консультант одного из магазинов.

Для справки: например, велосипед с 6-тью скоростями обойдется в 7999 рублей. Стоимость зависит от многих факторов: рамы, количества скоростей, функций велосипеда и т. 

Популяризации велодвижения в Тюмени способствует и то, что власти уже не первый год увеличивают количество велодорожек. На сегодняшний день у жителей города имеется возможность построить свой велосипедный маршрут на 41-ом км: в том числе по ул. Московский тракт, ул. Дамбовской, ул. Мельникайте (от ул. Дамбовской до ул. Дружбы), вокруг парка им. Гагарина, в жилом районе Тура, ул. Ямская и т.д. 

А в этом году планируется устройство велосипедных дорожек общей протяженностью порядка 13 км по следующим объектам: 

- «Строительство ул. Энергостроителей от ул. Таллинская до ул. Малая Боровская» - 1,9 км; 
- «Строительство ул. бульвар Бориса Щербины от ул. Широтная до ул. Таллинская» - 0,8 км; 
- «Строительство ул. Н. Федорова от ул. Широтная от ул. Федюнинского» - 1,0 км; 
- «Строительство ул. Ростовцева от ул. Суходольская до ул. Монтажников» - 0,76 км; 
- «Строительство ул. Академика Сахарова от ул. Новокузнецкая до ул. Чаркова» - 0,7 км; 
- «Реконструкция ул. Мельникайте от ул. Харьковская до ул. Хабаровская» - 0,64 км; 
- «Устройство велосипедной дорожки по ул. Широтная от ул. Мельникайте до ул. Монтажников» - 6,2 км; 
- «Устройство велосипедной дорожки от ул. Республики до парка «Гилевская роща» - 1,01 км.

Однако, несмотря на ежегодное расширение велосипедных дорожек, по словам общественного помощника администрации Тюмени в сфере развития велоинфраструктуры Михаила Матюхина, четкой велоинфраструктуры в городе еще нет.

- Когда более - менее точки притяжения - парки, магазины, торговые центры, универы - свяжутся, тогда уже можно говорить о том, что велоинфраструктура у нас существует. На сегодняшний день есть только ее зачатки — есть отдельные длинные велодорожки, которые соединяют два или несколько районов. Когда они будут образовывать кольца и петли, тогда инфраструктура выйдет на новый уровень, - говорит Михаила.

Кроме того, по словам НАШЕГО собеседника, прорабатывать будут не только велосипедные дорожки, но и сами точки притяжения:

-  Например, если на сегодняшний день велодорожки есть только внутри Гилевской рощи, то в этом году планируется строительство велодорожки от Республики до самой Гилевки, через ул.Вербную с пешеходным переходом, - говорит Михаил. - Кроме этого, в самой роще в середине или конце лета будет построен памп-трек, предназначенный для самостоятельного обучения и будет работать до девяти вечера, а после закрываться на ключ. Проект уже готов и ждет проверки, после которой будет воплощен в жизнь.

Для справки: памп-трек— велосипедная трасса для обучения езды на велосипеде.

Между тем, по мнению Михаила, сравнивать областной центр с европейскими «велосипедными» городами не корректно.

- В летний период Тюмень уже можно считать велосипедным городом, но сравнивать его с Амстердамом, например, не совсем правильно. Во-первых, там другая численность населения, и инфраструктура совершенно по-другому устроена. Существующая в нашем городе инфраструктура лишь дорабатывается. Чтобы сделать ее схожей с европейской, нужно многое перенести и переделать, что вряд ли возможно, - считает Михаил. - В строительство велодорожек вкладывают большие финансовые средства (учитывая, что кататься на велосипеде тюменцы могут не весь год), и затраты обосновывают не только тем, чтобы беспрепятственно добраться из точки А в точку Б, но и развить физическое здоровье граждан.

Однако, строительство велосипедных дорожек это только часть задачи. Пробелы в инфраструктуре становятся причиной конфликтов между велосипедистами, пешеходами и автомобилистами.

- Хотелось бы, чтобы водители автомобилей уважительнее относились к велосипедистам. Думаю, эту проблему можно было бы решить, установкой велодорожек вдоль автомобильной дороги, как в Европе, например. Но это конечно в идеале, - рассуждает велоспортсмен Руслан Гилязов.

Кроме того, по его словам, часто пешеходные и велосипедные дорожки пересекаются, что создает помехи для всех участников движения. 
 

Не всегда гладко складываются взаимоотношения между велосипедистами и автолюбителями. С каждым годом увеличивается число ДТП с участием двухколесного транспорта. Так, за прошлый год на дорогах Тюменской области произошло 116 аварий (в 51 случае управляли велотранспортом дети), в которых погибло 8 человек (в том числе один ребенок) и 107 пострадали.

Как отмечают в региональном Управлении Госавтоинспекции, ДТП происходят в основном из-за несоблюдения правил дорожного движения.

- В основном аварии происходят на пешеходном переходе, когда велосипедисты вместо того, чтобы спешиться и только потом переходить дорогу, переезжают ее, сидя на транспорте. Также ДТП происходят при нарушении очередности проезда, - говорит начальник отдела пропаганды УГИБДД Тюменской области Анжела Борисова.

В этом году под колеса машин уже успели угодить два велосипедиста, один из которых ребенок. Кстати, весна и лето - самая горячая пора  в травматологических отделениях ОКБ №2. Именно в это время увеличивается число пациентов, поступающих в медучреждение с уличными травмами.

- Зачастую часто травмируются дети, которые с потеплением больше времени проводят на улице, в том числе, катаясь на велосипедах. Только за прошлый год уличная травма составила 53,4% от общего количества обращений, - говорит заведующий травматолого-ортопедическим отделением детского стационара ГУБЗ ТО ОКБ №2 Александр Буксеев. - Всего, в 2017 году в стационаре пролечился 421 ребенок. В несколько раз больше было отправлено пациентов на амбулаторное лечение.

Как отмечает заведующий, в летний период только за сутки в отделение обращается в среднем по 100-120 юных тюменцев, половина из которых получили «уличную» травму.

В этом году уже известен случай велосипедной травмы.

- Дедушка решил прокатить 4-летнего внука на багажнике велосипеда без удерживающего устройства. Нога ребенка попала в колесо двухколесного транспорта, и малыш получил рану мягких тканей голени, - рассказал Александр Буксеев.

По статистике, как правило, дети старше 14-ти лет ломают руки и логтевые суставы. В то время, как дети в возрасте от семи лет чаще получают ссадины, ушибы и растяжения. У малышей до 7 лет, во время езды на велосипеде, чаще всего страдают ноги.

Между тем, на лечение менее опасных травм — ушибов, растяжений - уходит от двух недель. Лечение переломов и разрывов связок требует более продолжительного времени - от одного месяца.

Специалисты просят взрослых проводить профилактические беседы со своими детьми, объяснять правила безопасной езды и ПДД. Кроме того, особое внимание стоит уделять экипировке: шлему, наколенникам и подлокотникам. Немаловажную роль занимает обувь - она должна быть удобной, не натирать и плотно сидеть на ступне. В случае получения травмы не тянуть с обращением в медучреждение и строго соблюдать предписания врача.

Да, езда на велосипеде несет за собой риск получения травмы. Однако, если соблюдать правила безопасного вождения, двухколесный транспорт приносит немало пользы:

- развивается вестибулярный аппарат;
- развивается опорно-двигательный аппарат;
- улучшается оксигенация (снабжение кислородом) органов и тканей, в том числе мышц и головного мозга;
- тренируются органы равновесия, улучшается координация движений;
-во время поездки выделяется множество эндорфинов, или «гормонов счастья», которые приносят удовольствие;
- и др.

Сравнивать Тюмень с развитыми «велосипедными» городами Европы пока не приходится. Но положительные тенденции уже можно отметить: в городе увеличивается протяженность велосипедных дорог (за ближайшие 5 лет в городе планируется обустроить около 190 км велопутей), строятся памп-треки, организуются тематические акции. 

Что ж, очередной велосезон на низком старте. Остается пожелать тюменскому велоосообществу сухой погоды, беспрепятственных дорог без поломок и падений. 

Поделиться записью
Наверх