Последнее обращение Путина к народу можно сравнить с известной песенкой про жареного цыпленка. Там есть такие строки: цыпленок жареный, цыпленок пареный, цыпленок тоже хочет жить. Остается только заменить слово «цыпленок» на бизнес, или на наемного работника.
Вчера, 2 апреля, президент продлил каникулы до 30 апреля с сохранением заработной платы. Однако, не сказал, кто эту самую зарплату будет платить, если все будут сидеть по домам. Деньги где бизнес возьмет? В тумбочке?
«Нерабочая неделя и режим самоизоляции позволили нам выиграть время, чтобы бороться с эпидемией коронавируса максимально эффективно. Но пик — ни в России, ни в мире — еще не пройден. Поэтому я принимаю решение о продлении нерабочих дней до 30 апреля. С сохранением заработной платы», - сказал Путин.
Глава государства попросил россиян предельно внимательно относиться к требованиям властей и рекомендациям врачей, а также пожелал здоровья за наш счет.
В выступлении президента ни слова не сказано было о возможности платить, например, из резервных фондов. Единственное, что осталось в джентльменском наборе лидера России - это закручивание гаек, введение систем контроля.
В эфире радио «Свобода» прозвучало мнение финансиста Славы Рабиновича. Он счел выступление российского кондукатора, то есть вождя, бесчувственным, потрясающем своей пустотой заявлением без объявления режима чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения.
«Ни слова о том, кто за все это будет платить. То есть на самом деле мы знаем, кто будет за это платить - за это будут платить люди бизнеса. Все, что в законах прописано по ЧС и ЧП, эти законы были написаны давно, там все предусмотрено. Сейчас нет никакой речи о введении этих режимов, государство не берет на себя никаких обязательств согласно этим законам. То, что происходит сейчас, абсолютно незаконно. У Путина есть все полномочия согласно его должности вводить такие режимы, а у тех людей, которым он делегирует объявление каких-то странных режимов, это как раз и есть незаконно. Он снимает с себя все эти обязанности, он утопит Россию в экономическом хаосе, который будет у нас на улицах городов и не только городов через буквально несколько недель», - считает эксперт.
В выступлении Путина нет ни слова о том, кто будет платить за сохранение зарплат. По словам Рабиновича, если государство объявляет о таких мерах, государство должно взять на себя ответственность за эти меры.
Люди действительно не понимают формулировки «с сохранением заработной платы». Но если бизнес не работает, то откуда деньги возьмутся? Понятно, что у каких-то компаний есть запас устойчивости, а многие представители мелкого, да и среднего бизнеса не могут себе такое позволить, они действительно в недоумении, из каких средств мы будем платить, сохранять эту заработную плату.
Свое недоумение продлением каникул высказал в своем блоге на «Эхо Москвы» и депутат законодательного собрания Псковской области Лев Шлосберг.
«Кто поддержит сами предприятия, для абсолютного большинства которых месяц простоя – это неизбежное банкротство и ликвидация рабочих мест? На что людям покупать продукты, когда у двух третей жителей России нет никаких сбережений? Десяткам миллионов людей скоро есть будет не на что. Как не понимать это? Вот он – всевластный президент огромной державы, девятой части суши, вот сейчас ему нужно показать эту власть, сказать, что государство поможет тем, кто остался без средств к существованию, никого не забудет, никого не бросит. Ни слова. Владимир Путин не знает, как живёт народ», - сказал депутат.
По словам Шлосберга, это было одно из самых беспомощных выступлений Путина за всё время руководства страной.
«Вспомнил про регионы, пообещал некие дополнительные полномочия губернаторам, чтобы те сами «мылили себе верёвку». Это называется – федерализм по-путински», - подытожил Лев Шлосберг.
Простые россияне также не остались в стороне и стали писать едкие комментарии, и даже сочинять анекдоты. Вот пример: «Путин в баре: всем выпивку за счёт заведения! Заведение: кто этот парень? Выведите его, он ничего здесь не решает».
Или такое замечание: «Владимир Владимирович, что с эпидемией делать будем? Как людям помогать? Что с бизнесом? Путин: ой, давайте уже после майских!»