В общей сложности в фондах тюменского музейного комплекса имени Словцова хранится более 350 000 произведений искусства. На что стоит посмотреть в первую очередь тем, кто не имеет искусствоведческого образования и чьи знания об этой сфере ограничиваются фамилиями Пикассо и Ван Гога - выяснил журналист NG72.ru.
Сейчас в музее изобразительных искусств, который является одним из филиалов большого музейного комплекса имени Словцова, проходит сразу две выставки. Первая - коллекция русской живописи XVIII — начала XX веков, в которой собрано более 400 картин. Вторая - коллекция западноевропейской живописи XVII— XIX веков, представленная 80 произведениями искусства.
Выбрать топ-10 картин с необычной историей и богатым прошлым журналисту NG72.ru помогла экскурсовод Евгения Рябова.
Евгения Николаевна Рябова, экскурсовод музея изобразительных искусств
|
– У нас все работы подлинные, либо авторские копии. Что такое авторская копия? Художник живет тем, что умеет делать - своим ремеслом. И вот он создает картину, которая нравится нескольким покупателям. Конечно, он может создать уникальную работу, отказав всем остальным, но тогда ему просто не на что будет жить. И он сам, с оригинала, делает авторскую копию, которая, чаще всего, не повторяет оригинал до мелочей. Автор сознательно допускает незначительные допущения, которые видны специалистам, чтобы можно было определить подлинник. Или же просто копии создаются для определенного интерьера, поэтому работы по размеру получаются больше или меньше. Это явление вполне нормально, художник Венецианов, например, считал естественным процессом обучения то, что его ученики копируют удачные работы друг друга.
На какие картины стоит посмотреть в музее ИЗО - смотрите ниже.
Автор этой картины, художник Андрей Матвеев - один из тех, кого Петр I отправил учиться живописи за границу, а таких в то время было немного. Матвеев провел 11 лет в Голландии и Германии, и, вернувшись в Петербург, был очень востребован. Одной из его работ стала картина «Динарий кесаря», которая была довольно необычна, так как это икона на холсте. Эта картина была написана для храма Иоакима и Анны. До наших дней дошли 4 иконы, три из которых находятся в Русском музее, а одна - в Тюмени.
Кстати, долгое время истина личность автора этой картины была под вопросом, но недавно Русский музей, который курирует тюменский музей ИЗО, провел ряд экспертиз, и подтвердил авторство Андрея Матвеева.
Парадный императорский портрет Марии Федоровны - подлинник 18 века. Эту картину нарисовал Владимир Лукич Боровиковский. Она по праву считается одной из жемчужин коллекции музея ИЗО. Боровиковский – один из ведущих портретистов 18 века, причем один из немногих русских художников с русской фамилией: Рокотов, Левицкий, Аргунов, Никитин, Вишняков, ну и сам Владимир Лукич, который идет далеко не последним номером в этом списке. В музее хранятся три работы этого художника.
Сам портрет Марии Федоровны, супруги Павла I, попал в Тюменский музей через фонд министерства культуры. Экспозиция представлена не только супругами, но и их сыном, цесаревичем Александром Павловичем.
С самим видом, который изображен на пейзаже Чернецова, связана небольшая история. Пейзаж такого же сюжета, примерно с таким же видом, украшает кабинет Пушкина. Только для этого произведения искусства Александр Сергеевич сделал исключение, в остальном же обстановка была спартанской. Чернецов был лично знаком с поэтом, и подарил ему этот пейзаж после того, как сопровождал на Кавказе русскую армию.
Елизавета Петровна, дочь Петра I, заказала итальянскому художнику Пьетро Ротари для кабинета мод и граций десятки портретов красавиц. Итальянец написал всего 360 таких картин, 240 из которых украсили кабинет, а остальные 120 перешли в частные коллекции. Сейчас в тюменском музее висит один из сохранившихся портретов.
В какой-то момент художникам стало неинтересно изображать героев, богов и мифы, и тогда они сделали акцент на простом человеческом быте. Несмотря на кажущуюся простоту, работы выполнялись со всем старанием. Яркий пример – картина Мясоедова «Урок пряжи». Детали и фактура выполнены настолько детально и тщательно, что можно даже понять, из какого материала сделана одежда. Кстати, сам художник получил за эту картину серебряную медаль академии художеств.
Члены союза передвижных художественных выставок, или, как еще их называют, передвижники, смогли раскрыть свой талант более полно с появлением тюбиков с краской. До этого изобретения пейзажи либо придумывали, либо привозили из Италии. Связано это было с инвентарем живописца: многочисленные порошки, масла, склянки. Можно было рисовать до первого сильного порыва ветра, а тюбик с краской стал универсальным решением проблемы. Саврасов, Шишкин, Васильев - все они писали природу с натуры.
Существует сказка о том, как российские живописцы увидели красоту русской природы. Однажды весной Саврасов шел по разбитой дороге и случайно наступил на что-то необычное. Присев посмотреть, на что же он наступил, Саврасов увидел, что это зеленое стеклышко. Очистив и протерев его, художник поднес стекло к глазам и увидел всю красоту природы. Зеленые деревья, многообразие цветов, тайны леса и просторы полей. Внезапно появился Король грачей и сказал, что стеклышко принадлежит ему, и благодаря ему он ведет свою стаю по пути обратно, в Россию, и нужно стекло вернуть. Саврасов знал, что грачи — первые прилетают в Россию, но его так захватила красота, которую он видел, что он попросил разрешения у Короля грачей отломить кусочек, чтобы всегда видеть истинный вид природы. Король грачей согласился, и с этого момента и зародились русские пейзажи.
Копия с фрески, которая была сделана в 17 веке художником Гвидо Рейни. Религиозная и мифологическая тема была очень популярна в Италии, и, чтобы сохранить какой-то сюжет, картины и фрески часто переписывали.
Три грации, отлитые из алебастра, по модели Кановы, который первый изменил композицию граций. По словам экскурсовода Евгении Рябовой, некоторые взрослые и многие дети с некоторым трудом воспринимают античное искусство - их смущает обнаженная натура. Но важно понимать, что в античности обнаженными изображали далеко не всех. Из мужчин изображали Аполлона и победителей Олимпийских Игр, а из женщин – Афродиту и, как раз, трех граций. Их тела считались совершенными и эталоном красоты, поэтому нагота была естественной формой уважения. В последствии же изображение обнаженной натуры было попыткой приблизить своего героя к этому идеалу.
В этой картине Артуро Риччи взгляд может зацепиться за разные детали. Одни обращают внимание на платья, другие – на ковры, кто-то видит динамику, освещение...
А то, что у всех одинаковые лица замечают немногие. У кого-то старше, у кого-то моложе или с усами, но одинаковые.
В тюменском музее хранится картина с действительно уникальной историей. В 1937 году недалеко от Тюмени был найден скифский клад. Город на тот момент был небольшим, поэтому подходящего места для хранения и изучения клада не нашлось. Поэтому находку решили передать в Эрмитаж. В благодарность за ценный подарок, Эрмитаж сделал ответный жест и передал в тюменский краеведческий музей 67 предметов искусства. Одним из них оказалась картина Иоанн Креститель в пустыне работа Бартоломе Эстебана Мурильо. Человек, который тогда был директором музея, пишет, что переданная картина была подлинником, хотя по документам проходила как копия.
Сейчас считается, что подлинник этой картины хранится в лондонской галерее, в Эрмитаже - копия с подлинника, а в Тюмени – копия с копии. Но вспоминая историю, когда молодая советская республика активно торговала предметами искусства с заграницей, покупая станки для своей промышленности, надо помнить, что часто музейные работники шли на сознательный подлог, добавляя в документы слово «копия». В этом случае у произведения был шанс пережить активную продажу. Но чистки шли очень активно, и нередки были случаи, когда спаситель картины не успевал кому-то рассказать об этом. И по прошествии времени, если нужно было передать другому музею какую-то картину, то передавали копии, среди которых оказывались и бесценные подлинники.
Сейчас затруднительно сказать, где подлинник, а где копия, потому что исследование картины не проводилось из-за нехватки средств в бюджете.
- Все картины, не выставленные на выставке, находятся в хранилище музея, или на реставрации. Процесс реставрации долог и труден, и часто бывает так, что в бюджете не находится денег на восстановление. Несмотря на это, работы по уходу и сбору картин продолжаются, хоть и не так быстро, как хотелось бы. Подарков от меценатов, говорят в музее, не было уже давно.