Какой транспорт мог бы ездить по Тюмени: от монорельса и трамваев до настоящего подземного метро

Почему в нашем городе до сих пор нет метро, зачем городские власти отказались от троллейбусов, реально ли построить монорельс и стоит ли мечтать о трамваях? Какой бы могла быть транспортная система Тюмени - разбирался журналист NG72.ru

Сегодня транспортная система Тюмени устроена по классическим лекалам: пешеходы ездят на автобусах и маршрутках, автомобилисты - на личных машинах. Иногда они сетуют на пробки, неудобные развязки и на то, что слишком медленно добираются из одного конца города в другой. Последний троллейбус проехался по улицам Тюмени в 2009 году, идею строительства подземного метро всерьез пока никто не обсуждал, а от планов по возведению частного надземного метро городские власти отказались еще в 2015 году. Какие альтернативные транспортные модели существуют в других городах, какие из них могли бы появиться в нашем городе, а какие никогда не появятся - в дорожно-транспортных реалиях разбирался журналист NG72.ru.
как сейчас
По данным ресурса «Транспорт в России» (tr.ru) два года назад тюменские власти приобрели за 1 миллион рублей программу, которая применялась при разработке маршрутной сети Берлина и других городов Европы. По словам тюменского кандидата технических наук Дмитрия Захарова, сейчас Тюмень развивается по европейской концепции транспортного обслуживания населения. В центре города часто затруднен проезд, а концепция как раз задает приоритет для общественного транспорта в ущерб личному (мотивирует людей не ездить в центр города на личном автомобиле, а использовать общественный транспорт для этих целей). 
 
Дмитрий Захаров

Дмитрий Захаров,

заведующий кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта»

 
Новая транспортная модель, которая помогла оптимизировать маршруты городского транспорта, была запущена в конце 2015 года. 

На первом этапе эксперты разделили Тюмень на 350 районов, а дороги – на 12 000 отрезков. В компьютер вводили данные о количестве жителей каждого района, их социальный статус, наличие в районе магазинов, предприятий и другой инфраструктуры.
 
На втором этапе были опрошены 3400 горожан, которые рассказали, какими маршрутами они регулярно пользуются. На основании этого исследования городские власти приняли решение продлить маршруты №7м, №53 и №65. Эти изменения уже положительно повлияли на общую ситуацию автодорог.
 
 
По информации МКУ «Тюменьгортранс», новые маршруты общественного транспорта и любые изменения на уже существующих маршрутах будут в обязательном порядке проверять на транспортной модели города.

– Модель поможет нам точно представлять еще до запуска новых маршрутов, на сколько они будут востребованы у жителей города и как их открытие скажется на пассажирах уже работающих маршрутов. Благодаря модели удастся просчитать и оценить в лабораторных условиях, как изменится ситуация на дороге при длительном перекрытии улиц из-за ремонта. Зная это, мы будем максимально оперативно корректировать расписания автобусов, – рассказывает директор МКУ «Тюменьгортранс» Алексей Санник.

Транспортные модели в других городах
Екатеринбург. Тюмень часто сравнивают со столицей Свердловской области и наоборот. Система общественного транспорта Екатеринбурга горздо более разнообразная: по городу ездят и трамваи, и троллейбусы, и автобусы. Там даже есть свое метро длиной более 12 километров. Однако это не избавило город-миллионник от заторов.
 

Вот такие трамваи ездят по улицам Екатеринбурга.

Метро в Екатеринбурге:
 
 
Франкфурт-на-майне (Германия). Тюменец Дмитрий Захаров, рассуждая о транспортной модели Тюмени, приводит в пример немецкий город:

– Когда мы были в Германии, то нам довелось побывать в центре города Франкфурт-на-майне. Там одни пешие зоны, автомобилей практически нет. Я у коллег спрашиваю: «А где весь ваш транспорт»? А мне отвечают, что находимся над огромной подземной парковкой, которая расположена прямо под городской площадью. Это очень интересный и эффективный, но весьма затратный, выход, – рассказывает журналисту NG72.ru Дмитрий Захаров. 

Так выглядит центр города Франкфурт-на-майне, где побывала тюменская делегация:
 
 

Оглядываясь на опыт других городов и стран, журналист NG72.ru вместе с экспертами обсудил, какие транспотные системы могли бы существовать в Тюмени, а какие - никогда и ни за что.

метро
Для каждого города разрабатывается своя собственная модель транспортной системы. Например, где-то метро – чуть ли не единственный выход из ситуации, а где-то – бессмысленная роскошь. Необходимо высчитывать и обосновывать каждый шаг. 

– До метро Тюмень еще не доросла, а одними автобусами нам уже тяжело справляться. Насколько мне известно, в том же Екатеринбурге, городской бюджет оплатил незначительную сумму от всей стоимости метро, все остальное выделили из федерального бюджета, – рассказывает Дмитрий Захаров. 

Большие затраты, по его словам, это далеко не единственная причина, почему в Тюмени до сих пор нет подземного рельсового транспорта. Кандидат технических наук уверен: появление метро в нашем городе - неэффективно. Тюмень достаточно компактная, а минимальная ветвь для метро составляет 17-20 километров.

Горожане активно обсуждают и мечтают о метро в нашем городе, однако многие понимают, что это непозволительная роскошь для нашей территории.

– Тюмень построена на болотистой местности, метро придется делать очень глубоким, что в разы увеличивает затрачиваемые денежные ресурсы. Тут такое количество подземных вод, что придется строить станции глубокого заложения, что технически весьма сложно и дорого.

Таким образом, идея строительства метро в Тюмени была отвергнута еще в 2008 году. Губернатор Тюменской области Владимир Якушев заявил, что строительство метрополитена в городе с малым населением нецелесообразно, и что регион не сможет обеспечить финансирование проекта.
 
Однако, несмотря на это, в начале 2016 года московский студент выдвинул проект, в котором были изображены 5 веток и 33 станции. «Что думаете о метро в Тюмени?» — спросил у горожан студент Московского института телевидения и радиовещания «Останкино» Александр Ердеков. Но тюменцы достаточно холодно отнеслись к его проекту, а самым популярным комментарием стал: «Скорее Ди Каприо Оскар получит, чем метро построят».
 
Схема тюменского метрополитена, которую разработал Александр Ердаков:
 
Метрополитен Тюмени
 
Цена вопроса. Кстати, по данным «Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы», средняя стоимость строительства 1 километра линии метрополитена со станционным комплексом глубокого заложения составляет 7 миллиардов рублей, срок строительства - от 5 до 6 лет.
 
Чтобы представить, какие финансовые расходы ждут Тюмень в случае строительства метро, можно посмотреть на цифры Екатеринбурга: на строительство второй линии метро на участке от станции «Металлургическая» до станции «Площадь 1905 года» там выделяют почти 42 миллиарда рублей.
Надземное метро
О появлении монорельсовой транспортной системы в Тюмени говорят уже давно. Эту инициативу поддерживает и кандидат технических наук Дмитрий Захаров.

– Было бы отлично рассмотреть вопрос легкого рельсового транспорта в Тюмени. Не подземного, а надземного. У него провозная способность выше, чем у автобуса, – говорит эксперт.

 
В 2015 году предприниматель из Санкт-Петербурга Ринат Бичурин вышел на тюменские власти с инициативой построить частный наземный монорельс. Однако областная и городская администрация отказались от этого проекта. Город мотивировал свой отказ тем, что невозможно будет найти инвесторов, хотя автор проекта был готов самостоятельно найти таких людей.

– Написали и о том, что реализации проекта мешает железная дорога, река Тура и плотность застройки в центре города. Однако в других городах почему-то это не мешает. В 50% городах России от этого проекта отказались, в 50% заинтересовались, – рассказывал в прошлом году порталу всеметры.ком Ринат Бичурин. 

Между тем, в социальных сетях создана группа о «Новом метро Тюмени». Существует и петиция о появлении надземного легкого метро в городах России, в которой указано, что столица Сибири станет одним из звеньев общей сети частного метрополитена. Из текста петиции: «Строительство надземного легкого метро обойдется минимум в 10 раз дешевле подземного метрополитена. Но для местных бюджетов строительство надземного метро также непосильно. В таких условиях выходом из ситуации будет строительство метро за счет частных инвестиций без участия государственного сектора».

Так выглядит петиция:

 

Троллейбусы
У троллейбусов есть очень важный плюс - экологичность. Но перекрывает ли этот плюс проблему с заторами на центральных улицах? И применим ли этот транспорт для современной Тюмени?
 
 
Троллейбусы пропали из нашего города после реконструкции улиц Мельникайте и Республики. Это произошло в 2009 году. Когда перестраивали улицы, всю электросеть демонтировали, а изношенные троллейбусы были убраны из дорожной сети. Городские власти объяснили это тем, что ремонт оборудования и восстановление всей электросети требует значительных финансовых вложений.

– Средняя скорость троллейбуса ниже скорости автобуса, а при прохождении мест пересечения контактной сети с разных направлений, троллейбус вынужден и вовсе сильно снижать скорость, тем самым тормозя целую полосу движения, снижая пропускную способность. При одинаковой вместимости, автобус может сделать больше маршрутов, а в плане экологии, автомобилестроение продвинулось далеко вперед. На мой взгляд, именно поэтому для Тюмени в приоритете автобусы, – говорит Дмитрий Захаров.

Трамваи
В конце 2013 была затронута тема появления трамваев на тюменских улицах. В строительном университете, где собрались архитекторы, представители общественности и строительных компаний, речь шла о появлении скоростного трамвая.

*Институт территориального планирования «Град», из города Омск.

– Развитие общественного транспорта в Тюмени стоит в приоритете, но оно невозможно без появления в городе скоростного трамвая. Именно он позволит решить проблему пробок. Однако трамваю должны предшествовать некоторые изменения. Не только хозяйственные, но и в отношении к транспорту самих горожан. Тюменцы должны понять, что, не разгрузив центр от личных автомобилей, появление трамвая невозможно, – говорила на мероприятии главный архитектор *«Града» Ирина Стуканева.

Почетный архитектор России, доцент кафедры архитектуры и дизайна ТюмГАСУ Владимир Крылов уверен, что скоростной трамвай городу нужен, но не в центральной части.

– В центре это нереально, но вот в микрорайонах вполне возможно пустить трамвай или хотя бы по кольцевой.

Трамваи Тюмени
 
Однако, чтобы пустить трамвай по городу, прежде всего, необходимо завершить строительство крупных объектов дорожной инфраструктуры: развязок, непрерывных магистралей, которые будут выводить потоки транспорта из города.

– Говорить, что проект с внедрением скоростных трамваев точно будет реализован, пока рано. Это зависит от параметров магистралей, путепроводов и мостов, которые будут построены. На сегодня нам кажется, что схема реальна, но на момент конкретного ее воплощения надо будет снова оценивать дорожную ситуацию, делать замеры, составлять экономическое обоснование, – резюмировала Ирина Стуканева.

 

Поделиться записью
Наверх