«Здесь трудился мой отец, здесь строил корабли мой дед, здесь варила обеды работягам моя мать...», - такие фразы главный инженер тюменского судостроительного завода Юрий Нарубин слышит часто. Этому есть логическое объяснение — судостроительный завод считается одним из самых масштабных и старейших предприятий в нашем городе. За 80-летнюю историю существования здесь успели поработать 50 тысяч человек.
О работниках судостроительного завода напоминают еще и несколько домов, в которых по сей день живут тюменцы. Это бывшее общежитие на Харьковской-1 и пансионаты на Щорса. Их возводили в советское время на деньги сотрудников судостроительного завода.
На фото: дом на Харьковкой-1, построенный для работников завода
Юрий Нарубин, 35 лет Трудится на «ТСЗ» уже семь лет
|
- Через судостроительный завод прошло очень много людей, это предприятие - серьезная школа, - говорит главный инженер судостроительного завода. - К нам постоянно приходят арендаторы и ветераны, которые делятся своими воспоминаниями о том, как здесь работали и трудились они сами или их родственники. Это огромное серьезное предприятие, которое обеспечивало тюменцам тысячи рабочих мест.
Судоверфь, просуществовавшая 80 лет, прославила Тюмень, в первую очередь, торпедными катерами и легендарной плавучей электростанцией «Северное сияние». В годы войны судостроительный завод был единственным предприятием в стране, строившим торпедные катера. Позже инженеры предприятия создали уникальную плавучую электространцию, за которую их наградили Государственной премией СССР.
Но лихие девяностые свели производство судов в Тюмени на нет, оставив после себя огромную пустующую территорию с массивными зданиями. Как жил, процветал и умирал завод, какие истории вспоминают про него бывшие работники, как сейчас испольуют территорию некогда популярного предприятия — читайте в материале NG72.ru.
Чуть ли не с самого основания Тюмени, с 1586 года, сибиряки строили небольшие деревянные парусные судна — дощаники. На них они бороздили водную гладь Туры, Тобола, Иртыша и Оби. Первые паровые судна появились в нашем городе в 40-50 годах девятнадцатого века. А через 20 лет паровой флот полностью вытеснил парусно-гребной — перевозить груз на дальние расстояния с его помощью было гораздо удобнее и экономичнее. В этот промежуток времени Тюмень стала центром судостроения и главной базой парового флота.
Решение о строительстве судостроительного завода было принято в двадцатых годах прошлого века. Тюмень выбрали неспроста — наш регион был связующим звеном в продаже мехов, лесов и других товаров на Запад.
Судоверфь появилась в нашем городе на рубеже 1928-29 годов. Первому директору Г. Ю. Барндиесу строительство далось нелегко. Несмотря на сложности, в мае 1929 году на воду спустили два первых лихтера (грузовое судно), собранных в Тюмени. В течение последующих нескольких месяцев в районе современного профсоюзного моста возвели большие цеха. В общей сложности, тюменский судостроительный завод занял площадь в 42 гектара. К концу первой пятилетки ( 1929 – 1932 годы) тюменская верфь спустила на воду 15 пароходов, 37 лихтеров и барж.
На снимке: тюменская плавучая буровая
В военные годы рабочие судоверфи строили легендарные торпедные катера. Для более масшабного производства в Тюмень эвакуировали оборудование и лучших сотрудников других судостроительных заводов - из Ленинграда, Херсона, Керчи, Николаева, Феодосии и Рыбинска.
Производством военной продукции судостроительный завод вплотную занялся в 1941 году. На протяжении четырех лет на заводе работало более двух тысяч человек. Сначала они изготавливали корпусы мин, боеголовок и даже реактивных снарядов. А через год тюменские рабочие с помощью более опытных коллег из других городов освоили строительство торпедных катеров. Этой работой, преимущественно, занимались женщины. Им пришлось заменить у станков мужчин, которые ушли на фронт. Женских рук и сил не хватало, поэтому строить катера помогали старики и дети.
На фото ниже: торпедный катер «Комсомолец», 1944 года выпуска. Строились эти катера на добровольные взносы простых людей, поэтому некоторые из них, помимо номеров, получили названия «Тюменский рабочий», «Тюменский комсомолец», «Тюменский пионер».
Тюменцы продолжали строить и выпускать уникальные торпедные катера и после войны. Этим ремеслом занимались до 1947 года. Через десяток лет на судостроительном заводе произошли первые значимые изменения. У руля предприятия встал Петр Потапов (на фото ниже):
Петр Потапов возглавлял предприятие 29 лет - с 1960 по 1989 годы. За это время он выпустил более двух тысяч судов. Особой гордостью директора Потапова были воплощенные в жизнь проекты плавучей электростанции «Северное сияние», буксиров-толкачей и судов типа «река-море». При нем работники завода массово переселялись из бараков в благоустроенные квартиры – в Тюмени вырос целый городок судостроителей со своими детсадами, поликлиникой, больницей. На территории предприятия были построены санаторий-профилакторий, водофизиолечебница с бассейном и даже собственное большое подсобное хозяйство.
Бывшие работники вспоминают, что это был не только самый эффективный руководитель, но и один из самых жестких. Заводчане рассказывают, что Петр Потапов трепетно относился к своему ремеслу и не переносил лентяев. Тем, кто плохо выполнил свою работу, приходилось переделывать ее в вечернее время - некоторые задерживались до 23.00 часов, независимо от своего статуса - и простые рабочие, и начальники цехов.
Сегодня около главного входа судостроительного завода сегодня расположен памятник Петру Потапову - мемориальная табличка и якорь.
В 60-е годы перед судостроительным заводом, где трудились около шести тысяч человек, остро встал вопрос электроснабжения промышленных и военных объектов, а также рабочих поселков Крайнего Севера. Тогда же решили создать передвижную электростанцию.
Главным разработчиком проекта стал главный конструктор Петр Цыганков. В 1967 году прошли первые испытания. В 1969 году их устранил еще один выдающийся инженер - Николай Кухто. С его помощью в том же году удалось завершить все доработки и спустить на тюменском судостроительном заводе первую плавающую генераторную электростанцию на основе газотурбинной силовой установки.
Группа инженеров, работающих над проектом, была удостоена высокого звания лауреатов Государственной премии СССР в 1975 году.
На фото: Николай Кухто, советский конструктор газотурбинных двигателей
Позже, до самой перестройки, на судостроительном заводе все подчинялось производству барж и судов, а также деталей для водного транспорта, которые пользовались спросом как в Тюмени, так и по всей стране.
На снимке: буксир проекта 1741АМ
Это коллектив тюменского судостроительного завода в Советское время:
До 1992 года судостроительный завод выпустил более двух тысяч судов. Это пассажирские теплоходы, сухогрузы и буксиры, рефрижераторы, автомобильные паромы. На фото: баржа-площадка 459А
О работе на заводе в Советское время до сих пор помнят Нина Маслова и Галина Усольцева.
- Я проработала на заводе пять лет — с 1986 по 1991 годы, пришла на предприятие, когда мне было 25, - вспоминает 55-летняя Нина Маслова, в прошлом - работница судостроительного завода, ныне - менеджер в фитнес-клубе. - Тогда на предприятие брали практически всех желающих. Если у кого-то не было специального образования, то это не было проблемой - можно было пройти обучение на базе завода.
Я работала модельщицей. В нашем цеху кузнецами были исключительно мужчины, а модельщицами - женщины. Мужчины ковали детали, а мы чистили модели из порфировой массы. На работу приходили к восьми утра, уходили ровно в 17.00. Тех, кто далеко жил, развозили на корпоративном транспорте. Платили по тем временам хорошо. Если учитывать, что средняя зарплата в городе была где-то 100-120 рублей, то модельщицы получали по 200-250.
Галина Усольцева, 50 лет В прошлом - комплектовщица завода, сегодня - медработник в поликлинике |
- В 1983 году, сразу после окончания школы, я пришла работать на тюменский судостроительный завод. Работала в девятом цеху комплектовщицей, как раз там, где находилось «Северное сияние». Занималась сбором буксиров. Первое время получала небольшую зарплату - около 80 рублей. Потом перешла во второй цех и стала модельщицей. Работать там было намного тяжелей, зато зарплата приятно радовала - я получала около 200 рублей.
Но, несмотря на хороший зарабаток, через какое-то время я решила уйти с завода - было слишком сложно работать модельщицей. Руководство предложило работу полегче. Я перешла работать в 12-ый цех и стала табельщицей. Там я высчитывала выработанные часы рабочих и начисляла зарплату сотрудникам предприятия. Потом я вышла замуж и ушла в декрет.
Серьезный удар по тюменскому судостроительному заводу нанес кризис девяностых годов. Денег не стало. Руководители предприятия приняли решение: в разы сократить производство и уволить огромный штат людей (на тот момент на заводе работало более пяти тысяч человек).
В 1992 году предприятие сменило форму собственности и стало акционерным обществом. Список производств расширился. Здесь стали выпускать продукцию для топливно-энергетического комплекса: подъемные агрегаты для ремонта скважин, мобильные установки для гидродинамических исследований скважин, нефтеналивные баржи...
Во второй половине непростой десятилетки предприятие и вовсе перестало выпускать судостроительную продукцию. Причина — пропали госзаказы, постперестроечное государство перестало нуждаться в судостроительном производстве. В этот период времени началась волна увольнений — с завода сотнями уходили квалифицированные рабочие, профессиональные инженеры и технологи. Буквально за несколько месяцев предприятие опустело — от 5000 человек там осталось чуть больше сотни.
В начале двухтысячных годов тюменский судостроительный завод пытались реанимировать. Он просуществовал еще около шести лет. Но усилия рабочих и руководства не спасли огромное предприятие. В 2006 году его продали группе компаний «Интегра». В результате сделки завод был перепрофилирован на выпуск тяжелых буровых установок.
- В то время я приезжал сюда: территория была запущена, везде страшное запустение. Рабочих - всего 114 человек, - вспоминает управляющий директор Сергей Лузгин о том, каким он увидел судостроительный завод в 2006 году. - Первое, что мы тогда сделали - расплатились с долгами по зарплате. Появились дополнительные рабочие места, стали своевременно выплачивать заработную плату. С августа 2006 года количество рабочих завода возросло кратно.
О том, как ударил кризис 2008 года по предприятию, помнит тюменец Максим Колотов. Это был последний год, когда он трудился на «ТСЗ».
Максим Колотов, 30 лет Раньше работал на судостроительном заводе, сейчас трудится в строительной фирме |
- В 2006 году я закончил училище №14 и сразу же пошел работать на тюменский судостроительный завод - сборщиком металлоконструкций. Там я проработал до 2008 года. Мы собирали конструктивные элементы для буровых вышек.
Зарплата на заводе была достойной — я получал 35-40 тысяч. На жизнь хватало. Приходили на работу к восьми, уходили с чистой совестью в 17 часов. Так бы там и работал, если бы не кризис 2008 года.
Как сейчас помню: сначала стали появляться слухи, что производство скоро закроется. Затем рабочим стали урезать зарплаты — я стал получать 18-20 тысяч рублей. Я не стал дожидаться, когда нас всех распустят, и написал заявление на увольнение по собственному желанию.
Позже я встречал мужиков, которые еще трудились на заводе. Они рассказывали, что рабочий день им сократили до обеда, а зарплату выдавали по 4 тысячи рублей. Многим, естественно, таких денег на жизнь не хватало.
30 августа 2011 года «Интегра» объявила о продаже ООО «ТСЗ», в собственности которого находился весь имущественный комплекс бывшего Тюменского судостроительного завода. Покупателем выступило ООО «Монолит». Сумма сделки составила 773 миллиона рублей. Новый владелец планировал снести завод и застроить 42 гектаров земли многоэтажками. Но грандиозным планам вновь помешали сложные экономические явления. В августе того же года губернатор области Владимир Якушев в телеэфире заявил, что собственник этот проект «заморозил».
Так сегодня выглядит судостроительный завод - здесь обновили фасад, а также поменяли вывеску.
На фото: обновленный актовый зал «ТСЗ», где сделали капитальный ремонт ООО «Монолит» в 2013 году.
Так проходная выглядит сейчас. Раньше здесь прохода не было, в холле хранились разные старые вещи
На фото: плавучая буровая, построенная на судостроительном заводе
Огромное предприятие тюменского судостроительного завода существует по сей день. Местами почти в нетронутом состоянии сохранились цеха, где изготавливали судное оборудование и производили детали для кораблей. Но они не используются по назначению. Кораблей на территории предприятия давно уже нет.
На фото: основной цех, где строили суды
Здесь в Советское время стояли новые готовые судна. Раньше эта территория была обнесена большим деревянным забором высотой 4 метра. Сейчас забор снесли из-за непригодности.
- Судостроительный завод прекратил свое существование как судостроительный завод в 2007 году, - говорит главный инженер «ТСЗ» Юрий Нарубин. - До 2010 заводчане выпускали здесь буровые вышки... Потом завод и производство полностью закрыли. Сейчас мы сдаем арендаторам территорию и офисы. В основном здании, где был сделан ремонт, работают офисные сотрудники, которые снимают у нас помещения.
На снимке - памятник судостроителям. Его возвели самостоятельно работники судостроительного завода на свои деньги