Владислав Крапивин и Тюмень: как выглядят места, где вырос писатель, и здания, про которые он рассказывал в своих книгах

Экскурс в прошлое: где жил, учился и снимал фильмы по мотивам книг известный тюменец, и как эти здания выглядят спустя годы

Сегодня, 14 октября, свой день рождения справляет известный детский писатель - Владислав Крапивин. Тюменцу, на рассказах которого выросло не одно поколение, исполняется 78 лет.

Его произведения не теряют актуальность и по сей день. Одни возвращаются в детство, читая книги Крапивина. Другие на этих историях, наоборот, взрослеют. Но кем бы ни был читатель и сколько бы ему не было лет — в строчках текста он неизменно найдет пейзажи Тюмени. И это — не удивительно. Ведь Владислав Петрович вырос на берегах Туры.

Биография писателя

Владислав Крапивин родился в 1938 году. Он был третьим ребенком в семье, которая переехала в Тюмень из Кирова (Вятки). Здесь отец Крапивина служил православным священником, но вынужден был оставить сан и место служения, спасаясь от репрессий. Этот эпизод семейной истории оставался тайной для самого писателя до его преклонного возраста.

После школы, в 1956 году, Крапивин поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета имени Горького.

Первый рассказ Крапивина вышел весной 1960 года. В 1970-1980-е годы писатель был членом редколлегий журналов «Пионер» и «Уральский следопыт». В 2007 избран профессором Тюменского государственного университета, после чего переехал из уральской столицы в Тюмень. Здесь писатель вел для студентов школу литературного мастерства. Но  октябре 2013 года он вновь переехал в Екатеринбург, где живет до сих пор.

где в Тюмени жил, учился и снимал фильмы писатель

Годы идут. Места, здания, деревья, которые описывал в своих произведениях Крапивин, постепенно исчезают с карты города. Тем не менее, некоторые из них до сих пор сохранились. Старые здания из детства, кажется, стоически ждут, когда же в них зайдет 12-летний Слава Крапивин. И до сих пор хранят в себе историю: семьи, писателя, в конце-концов — маленького школьника, который любил воображать и придумывать занимательные истории. Как сейчас выглядят эти здания, помог узнать фотограф Сергей Бушуев, который не один год следит за жизнью и творчеством Крапивина.

В честь праздника портал NG72.ru подготовил экскурсию по следам рассказов и жизни знаменитого тюменца: где рос тополь-великан из сказки «Тополиная рубашка», сохранились ли здания, в которых жил и учился писатель и как они выглядят сейчас — ниже.

Нагорная, 21. Дом детства Владислава Крапивина. Фото Сергея Бушуева от 10.03.2014 года: от дома осталась «крапивинская» половина. Окно его все время открыто (остальные закрыты ставнями). Палисадника уже нет, а сирень еще растет. Даже кажущееся мертвым дерево выстреливает по весне зелеными побегами.

- Милый моему сердцу дом. В нем я жил с 47-го по 50-й год, когда учился в третьем, четвертом и пятом (до зимних каникул) классе. Только тогда крыша была не шиферная, а тесовая, и перед окнами стоял полусгнивший палисадник, в котором росла сирень. Левое окошко - мое. То есть за ним комнатка, в которой я спал, готовил уроки, мастерил кораблики и запоем читал раздобытые в соседней детской библиотеке книжки. Здесь начиналось действие повести «Тополиная рубашка». За домом был двор, огород, в котором стояла банька, а за ней — крутой спуск в лог с речкой Тюменкой, - пишет Владислав Крапивин, «Тайный письмена». Автобиографический цикл  «Ржавчина старых якорей». 

Спасская церковь на улице Ленина: место, где учился Крапивин. Это учебное заведение он описал в книге «Тень каравеллы».

Грибоедова, 31. Здесь жил Крапивин с 11 лет до окончания школы

С этим домом, который писатель описал в книге «След ребячьих сандалий», у него были связаны очень теплые воспоминания: с крыши этого здания маленький Славка запускал воздушных змеев. Вот как пишет про него писатель:

- Воздушные змеи, игра и сказка моего детства! Помню, как я в скользких кожаных сандалиях забирался на тесовую крышу, толкал в потоки воздуха трепещущий прямоугольник из реек и газеты и распускал живую, словно нерв, нить. Важен был даже не сам змей, а вот эта связь с высотой, с пухлыми желтыми облаками, с голубями, что реяли в летнем тюменском небе. 

Фото от 04.11.2014 года. Автор - Сергей Бушуев. Дом снесен 9 декабря 2014 года 

- Дом построен в 1901 году. В нем, в 1949-1956 годах (с 11-летнего возраста до окончания школы), жил Слава Крапивин.  Я стою рядом с дверью в его квартиру. На кирпичах стены, где-то среди дат и подписей, затерялся автограф будущего писателя. Дом пуст и отселен. Но уже разрушается полным ходом. Это и металлисты, и кладоискатели. Да и я руку приложил, кованый гвоздь и шпингалет с дверей крапивинской комнаты отковырял.
В настоящий момент в доме взламываются полы и идет просеивание засыпки на предмет различных потеряшек. Хорошо, что хоть в этот раз, я успел до кладоискателей, и разрухи связанной с ними, - вспоминает про это здание Сергей Бушуев. 

Грибоедова, 31. Вид со двора 

Август 2013. Затянутые полиэтиленом окна второго этажа - квартира детства писателя.

Кухня в квартире Крапивина на Грибоедова 

Семья Крапивина жила в квартире №1. На фото - мама писателя и брат Олег 

Сергей Бушуев пишет:

- Когда-то давно, еще в прошлом тысячелетии, в ней жил Слава Крапивин.
Лестница к входной двери. Интересная нумерация. В доме 4 квартиры, у всех разные входы. 1 и 3 на втором этаже, 2 и 4 на первом.

Фото от 03.11.2014 года

На следующий день после сноса дома 

Дом над речным обрывом: здесь снимали фильм по книге Крапивина «Летчик для особых поручений»

В деревянном доме с более, чем столетней историей, снимали некоторые эпизоды фильма по книге писателя «Летчик для особых поручений». Правда, фильм так и не был закончен. 

Фото от 16.08.2014 года. Автор - Сергей Бушуев 

Трейлер к фильму 

Осипенко, 25. В этом дворе снимали фильм «Бегство рогатых викингов». В нем по фильму обитала компания Сережи Волошина. В центре кадра - писатель Владислав Крапивин

Улица Крупской. В этом доме обитала компания Толика Самохина (по фильму «Бегство рогатых викингов»)

Фото от 29.08.2015 года. Автор: Сергей Бушуев 

Съемки фильма «Белые башни родины»

- В середине прошлого века я, мальчишка, жил на улице Грибоедова, в двухэтажном, скрипучем, как таверна «Адмирал Бенбоу», доме №31. В нем обитало много жильцов и среди них - пожилой Михаил Васильевич, жизнерадостный рыболов и охотник. Среди здравомыслящих соседей он не пользовался авторитетом из-за излишней любви к житейским удовольствиям (сейчас сказали бы, что «рейтинг его был невелик»). Но у меня с дядей Мишей были приятельские отношения. Поэтому именно меня он и выбрал в помощники, когда решил продлить жизнь старому тополю. 

Тополь-великан рухнул под ударом грозы недалеко от нас, на Запольной улице. Раскидал по всему кварталу гигантские сучья. Дядя Миша сказал, что надо «сделать справедливое дело для живой природы». Мы с ним приволокли к нашему дому двухметровое тополиное бревно, а еще я прихватил сук толщиной в руку. Бревно мы вкопали напротив наших окон, а в трех шагах от него я врыл сук (ростом мне до плеча). Оба «саженца» прижились. Дали вскоре побеги, а на будущий год вокруг их верхушек закурчавились маленькие кроны…

Годы шли, тополя росли. Конечно, мой тополек так и оставался мальчишкой по сравнению с тем, что посадили мы вдвоем с Михаилом Васильевичем, но тоже тянулся в высоту и набирал толщину ствола…

Не знаю, куда потом уехал дядя Миша. А я, закончив десятый класс, отправился в Свердловск, поступил в университет. В прежней квартире остались мама и младший брат. Я навещал их и, подходя к дому, всегда гладил по стволам два тополя. Потом я маму и брата «перетащил» ближе к себе, в Свердловск, но в Тюмень все равно приезжал (куда денешься от ностальгии по детству)… А через многие годы я брал с собой и приводил к дому и тополям сыновей и внуков.

Дом ветшал, было ясно, что доживает последние дни. А тополя вымахали выше крыши - как-никак полвека прошло. Особенно громадным стал большой тополь - с могучей развилкой, с густой кроной. Да и тот, что поменьше, был хорош - этакий добрый молодец рядом с кряжистым великаном. Я был уверен, что эти два дерева надолго переживут скособочившееся деревянное строение и станут соседствовать с какой-нибудь новостройкой.

Как бы не так! Два года назад, вернувшись в родную Тюмень, я с друзьями пошел на улицу Грибоедова и увидел, что моих тополей нет. Будто и не было никогда! Посреди асфальтового тротуара, перед осиротевшим скособоченным домом, едва различались две выпуклости на месте выкорчеванных пней. «Словно бетонные пятки великанов, растоптавших все живое», - подумалось мне (литератор все-таки, елки-палки!). А главной мыслью была, конечно же, вот эта: «Зачем? Кому они помешали?», - ностальгирует в статье «Тополя» Владислав Крапивин.

Тополь на Герцена-Дзержинского, который снимали фильм «Летчик для Особых Поручений»

Фото от 15.11.2014 года. Автор - Сергей Бушуев 

- Там есть эпизод, в котором мальчик Алешка снимает с тополиной развилки напуганного собаками кота. Хожу по городу и смотрю: где можно отыскать подходящий для кадра тополь? Знаю пока только один - в старом квартале улицы Герцена, у дома № 37. Каждый раз, когда приближаюсь к этому месту, замираю: жив ли? Вчера еще стоял, а сегодня? (из статьи «Тополя»).

Роспись на Литературном бульваре по мотивам книги Владислава Крапивина «Дети синего фламинго»

Фото: август 2013 года 

Поделиться записью
Наверх