Как живут самые настоящие тюменские казаки: острая шашка на поясе, нагайка в сапоге, карась по-атамански

Сколько в Тюмени казаков, отличается ли их жизнь от будней среднестатистического тюменца, для чего они носят с собой оружие - об этом и многом другом порталу NG72.ru рассказали представители сибирского казачества

С одной стороны, казаки ничем не отличаются от других людей. Можно несколько лет проработать бок о бок с коллегой, а потом внезапно узнать, что она - жена казачьего атамана. С другой стороны, жизнь казаков - самобытна, они чтут и соблюдают традиции своих предков, пользуются нагайками и шашками, проводят выборы и голосуют за атаманов, организуют фестивали.

По результатам последней переписи населения, в России зарегистрировано 67 тысяч 573 казака. В Тюмени есть семь казачьих станиц (так называются казачьи поселения). В станице Мальково, которое находится в тридцати километрах от областной столицы, например, живет 38 казачьих семей.

– В среднем, в каждой станице проживает от 12 до 45 человек, – рассказывает Юрий Брагин, казачий атаман Мальковской станицы. – Когда проходила перепись населения, мы указывали свою национальность как «русский казак». Но итоговая цифра все равно не является объективной: кто-то стесняется, кто-то не хочет афишировать, поэтому точных данных - сколько казаков живет в Тюменской области - нет ни у кого.

Как живут современные казаки, сильно ли они отличаются от своих предшественников - читайте в нашем материале.

как в тюмени появились казаки
Много лет назад по территории, где сейчас находится Старотобольский тракт, пролегал путь сибирских казаков. В этой местности существовало два больших казачьих поселения: Мальково и Есаулова. На фото - тот самый тракт:
 

*Есаул – это казачий чин. Если перенести на воинское звание РФ, то он приравнивается к майору, однако звание и чин - это разные вещи.

– Деревья, которые растут по обеим сторонам дороги, это как осколок прошлого. Эти места раньше звались «Царскими аллеями». Деревня Есаулова со временем переродилась, сейчас там, в основном, живут мусульмане, от казаков только и осталось, что название деревни*. А Мальково до сих пор является казачьим селом, – рассказывает тюменский казак Юрий Брагин.

Юрий Брагин

Юрий Брагин,

тюменский казак, член «Союза Казаков России», атаман Мальковской станицы

 
О том, как казаки попали в Тюмень, рассказывает Николай Брагин – старший в семье Брагиных. 56-летний мужчина является полковником (высший казачий чин) «Союза казаков России» (далее СКР). В Тюмени он прожил всю жизнь.
 

«Если Родина в опасности - значит, всем идти на фронт», – шутя и цитируя слова Владимира Высоцкого, начал разговор с журналистом NG72.ru казак Николай Брагин.

*Столыпинские времена - конец XIX, начало XX века. Сам Петр Аркадьевич Столыпин жил с 1862 по 1911 годы.

– Мои предки появились в этих краях еще в *Столыпинские времена. Они пришли из Армизонского (Казанского) района. Это была Омская губерния, там есть село, в народе его зовут «Казаково». Вот оттуда мои корни. А вообще казаки в Мальково живут очень давно, – рассказывает Николай Брагин.

Село Мальково существует с XVII века. По крайней мере, первое упоминание о селении в архивах датируется 1623 годом. Тогда это была деревня из трех дворов и 13 жителей. Позже, в 1965 году, деревня разрослась до 30 дворов и 120 душ. В списке дьяка Тобольского, приказе в Омск за 1693 год, названы многие мальковские фамилии, которые жители села носят и по сей день.
 
Сегодня Мальково – это большое село на берегу Туры. Здесь живет более полутора тысяч человек. Практически все фермеры села – казаки.
 
На фото - мальковские казаки начало 90-х:

Кто такие казаки
«Мужчинами становятся, а казаками рождаются», –  говорит маленький Аристарх Брагин.
 
 
Образовалось казачье сообщество из военно-служивого сословия (это приписное реестровое казачество), а также «людей гулящих» (вольное казачество). 

– Мы говорим о более современном сословии казаков. Во времена Петра I император нанимал казаков, содержал регулярную армию стрельцов. Что им давали? Давали еду и льготы. Оружие у казака практически не менялось, он за ним ухаживал сам, обмундировывался сам. Своего коня казак воспитывал тоже самостоятельно, ухаживал и кормил лошадь за свой счет, не за счет казны, – рассказывает полковник СКР.

На фотографии ниже - казачий род Брагиных. Слева - полковник СКР Николай Брагин, справа - атаман Мальковской станицы Юрий Брагин, по центру - маленький казаченок по имени Аристарх Брагин (внук Николая и сын Юрия).
 
 
Пожилые казаки никогда не сидели на месте. Как рассказывает Николай Брагин, они принимали участие в жизни станицы, это было частью большого уклада:

*Пластун — пеший казак, казак специального разведывательного подразделения казачьего войска.

– Старики присматривали за молодежью и подмечали, кому и что интересно. Если мальчишка хорошо умеет прятаться и драться, его советовали в пластуны*, кто хорошо управлял лошадью, соответственно, шел в конную... Поэтому казаки и были такой хорошей и сплоченной командой. Каждый делал то, в чем он специализировался лучше всего, и что ему было любо делать.

Современные казаки и власть
Современная казачья вертикаль власти работает четко. Все тюменские станицы являются частью Союза казаков Тюменской области. Союз казаков Тюменской области входит в состав Сибирского казачьего войска, которое объединяет красноярцев, кемеровцев, новосибирцев и многих других. А войско входит в Союз Казаков России.
 
На фотографии: знамя Союза казаков Тюменской области. Хранители знамени – это казаки Мальковской станицы.
 

– В структуре есть атаман станицы, походный атаман и кашевой атаман. Атаман станицы больше занимается организаторскими делами. Походный атаман ведет войско в поход или на войну и подчиняется атаману станицы. Кашевой атаман заправляет казачьей казной, – объяснил Юрий Брагин.

Атаманов казаки выбирают на казачьих кругах. Это такое мероприятие, на котором собираются казаки и решают вопросы будущего казачества, ведут статистику семей, избирают ответственных за ту или иную структуру в сообществе.

– Советская власть упорно рушила казачество. С 1990 года мы возрождаемся своими силами. Это трудные времена для казаков, ведь очень сложно определить, кто есть кто. Ныне существует и «Союз Казаков России», и реестровые казаки, и «Союз Казаков Воинов Зарубежья». И у всех своя правда, – рассказывает Николай Брагин.

По его словам, он принадлежит к самой первой современной структуре – это «Союз Казаков России». СКР зародился в 1990-х годах, который возглавлял атаман Мартынов.

 
Как рассказывают члены СКР, реестровые казаки бывают разные: кто-то идет в казачество с искренним желанием, но есть люди, которые афишируют свою принадлежность к казачеству. Они одеваются, не соблюдая форму сибирских казаков.
 
На фото: Николай Брагин в зимней одежде казака
 

– Глядя на них, у людей потом складывается ошибочное мнение обо всем казачестве в целом, словно мы шуты какие-то. И хотя казаку не воспрещается одеваться по форме, я никогда не надеваю ее просто так. Зачем? В городе это привлекает к тебе ненужное внимание, на работе - своя форма одежды, в магазин тоже есть в чем ходить, – рассказывает Юрий Брагин.

Как объясняют казаки СКР, форму казак надевает, когда идет на службу, на круг или на праздник.

По словам члена тюменского городского казачьего общества Вадима Недоступа, люди из казачьей народной дружины выходят на службу в патруль. Они получают за это жалование. 

– Я, например, выхожу в патруль, только во времена церковных праздников или когда идет усиление патруля. Мы – государственные реестровые казаки. Естественно, мы выходим на службу по-форме, – объясняет журналисту NG72.ru Вадим Недоступ.

На фотографии: Вадим Недоступ в патруле

На фото: сибирские казаки празднуют 9 мая 2016 года

как становятся казаками
Если мужчина-казак берет в жены русскую женщину, она после венчания становится казачкой. Все рожденные в таком браке дети – казаки. Если казачка выходит замуж за русского мужчину, что, по словам полковника СКР, не приветствовалось ранее, но все равно имело место быть, то такой мужчина становился «болдырем».

– В такой семье дети до третьего колена будут считься болдырями. Если в последствии сын, а потом и внук, женятся на казачках, то только детей внука будут снова считать казаками, – рассказывает Николай Брагин.

Болдырей не ограничивают в казачьих привелегиях. Они также становятся частью большого общества.

– Это делается для определения человека. Таким образом, мы отмечаем друг друга. Испокон веков были носители разных фамилий. Сквозь века казаки знали, что вот, например, Сусины были хорошими бегунами, Метелевы отличными бойцами и так далее, – объясняет старший семьи Брагиных.

По его словам, это помогало и для опознания человека. Когда при встрече спрашивали: «Ты чей будешь?», то казак отвечал: «Я сын Сусиных и Метелевой, а внук Брагина», и люди сразу понимали, что это за человек и чьих кровей. Именно поэтому в казачестве предательство считается страшным грехом. Если ты однажды сбежал, когда нужно было воевать, то потом и тебя, и твой род отметят на очень долгий период.

– Потом будут говорить: «А, ты тот оболтус, сын того труса, что тогда сбежал с боя на берегу реки», – рассказывает Юрий Брагин. – Поэтому казак, предавая, делает плохой поступок не только за себя, он обесценивает все заслуги предков.

 
В казаки принимают разных людей, к ним присматриваются, со временем они становятся частью большой семьи.

– Мы принимаем в свои ряды казаков. Вносим человека в общий список, узнаем его поближе. Такой казак является «приписным». Он часть нашего казачества, но все знают о том, что он неродовой. Но со временем он станет полноценным членом команды, если не опорочит имя родных, близких и свое собственное, – рассказыват Юрий Брагин.

С 14 лет ребят посвящают в казаки. Подросток проходит определенный обряд, после чего несет посильную службу, у него появляется первая, но настоящая ответственность. 

– Ну, а служба у казака длится, «покуда сил хватит». У нас никого не списывают, – объясняет Юрий Брагин. – Моему сыну три года, он уже интересуется жизнью казаков. Когда я надеваю форму, он подходит ко мне и спрашивает: «А я когда буду носить?». Мы никого не принуждаем, мы хотим заинтересовать детей, дать им возможность продолжать наше правое дело.

Традиции, обычаи и праздники казаков
У казаков свой самобытный язык, который, в большинстве своем, состоит из русских слов, а также имеет множество своих терминов. Современные писатели составили уже три тома словарей («словник»), где собраны слова и понятия, связанные с казачьим укладом, воинской службой, православием, одеждой, вооружением и так далее.
 

«Шашку без нужды не вынимай, а без славы не вкладывай», – говорит Николай Брагин.

Одними из самых важных событий в жизни казака являются посвящение и вручение шашки.

– Наши обычаи мало отличаются от традиций православных людей, но все-таки есть свои нюансы, – рассказывает атаман Мальковской станицы Юрий Брагин. – У нас свои ансамбли, народные песни и пляски. Православные праздники мы чтим и уважаем. На моей свадьбе отец вручил мне шашку.

У каждого казака есть своя шашка (оружие ближнего боя) и нагайка (короткая ременная плеть). Шашка носится в ножнах на поясе, нагайку держат в сапоге.

На фотографиях: шашка современная (сделана по образцу 1914 года).

Как сообщает полковник Союза казаков России Николай Брагин, обычно шашку дарили на совершеннолетие, когда казак отправлялся на службу.

– Сейчас маленько видоизменили традиции, думаю, ничего такого в этом нет. Раньше и понятия были немного другие: строевой казак, не строевой. Века идут, сейчас мирное время, поэтому я сыну шашку подарил в день свадьбы, – рассказывает Николай Брагин.

На фотографии: нагайка 1990-го года.

У нагайки свинцовый наконечник, в умелых руках ременная плеть становится смертельным оружием. 

– Один удар по черепу – трещина. Удар в челюсть – вынесешь челюсть, – рассказывает Юрий Брагин.

Также нагайкой подстегивали коня. Чтобы не травмировать животное, плеть сворачивали определенным образом.

– По нагайкам можно было определить, сколько в семье мужчин. У входа в дом можно посчитать количество фуражек или нагаек, – рассказывает Светлана Анатольевна, жена Николая Брагина.

«Казак без веры – не казак», –  Юрий Брагин.

Казачий народ вольный, свободный. Большинство их обычаев связаны с православной верой, с военной службой, со спортивными мероприятиями и общими российскими праздниками (как День Победы или 23 февраля). Казаки - верующий народ. Они уважают православие, относятся к нему с любовью и без фанатизма.

Ходит миф, что казаки не снимают головного убора, когда заходят в дом, но это неправда.

– Конечно, это миф! Общую культуру никто не отменял. Важно понимать, что все зависит от человека, от его воспитания, – рассказывает  полковник Союза Казаков.

Казаки гуляют на собственных праздниках (например, отмечая День станицы), участвуют в фестивалях национальных культур, проводят собственные соревнования (например, «Турнира Ермака» - совокупность нескольких видов спортивных дисциплин, от стрельбы и метания ножа до славянской борьбы).

Фотография с фестивалях национальных культур Тюмени:

День Победы:



Не стоит забывать и о казачках, которые носят красивые народные платья, поют и танцуют, а также могут похвастать своими кулинарными способностями:

Поделиться записью
подписывайся на наши соц.сети
Наверх