С одной стороны, казаки ничем не отличаются от других людей. Можно несколько лет проработать бок о бок с коллегой, а потом внезапно узнать, что она - жена казачьего атамана. С другой стороны, жизнь казаков - самобытна, они чтут и соблюдают традиции своих предков, пользуются нагайками и шашками, проводят выборы и голосуют за атаманов, организуют фестивали.
– В среднем, в каждой станице проживает от 12 до 45 человек, – рассказывает Юрий Брагин, казачий атаман Мальковской станицы. – Когда проходила перепись населения, мы указывали свою национальность как «русский казак». Но итоговая цифра все равно не является объективной: кто-то стесняется, кто-то не хочет афишировать, поэтому точных данных - сколько казаков живет в Тюменской области - нет ни у кого.
Как живут современные казаки, сильно ли они отличаются от своих предшественников - читайте в нашем материале.
– Деревья, которые растут по обеим сторонам дороги, это как осколок прошлого. Эти места раньше звались «Царскими аллеями». Деревня Есаулова со временем переродилась, сейчас там, в основном, живут мусульмане, от казаков только и осталось, что название деревни*. А Мальково до сих пор является казачьим селом, – рассказывает тюменский казак Юрий Брагин.
Юрий Брагин, тюменский казак, член «Союза Казаков России», атаман Мальковской станицы |
«Если Родина в опасности - значит, всем идти на фронт», – шутя и цитируя слова Владимира Высоцкого, начал разговор с журналистом NG72.ru казак Николай Брагин.
– Мои предки появились в этих краях еще в *Столыпинские времена. Они пришли из Армизонского (Казанского) района. Это была Омская губерния, там есть село, в народе его зовут «Казаково». Вот оттуда мои корни. А вообще казаки в Мальково живут очень давно, – рассказывает Николай Брагин.
– Мы говорим о более современном сословии казаков. Во времена Петра I император нанимал казаков, содержал регулярную армию стрельцов. Что им давали? Давали еду и льготы. Оружие у казака практически не менялось, он за ним ухаживал сам, обмундировывался сам. Своего коня казак воспитывал тоже самостоятельно, ухаживал и кормил лошадь за свой счет, не за счет казны, – рассказывает полковник СКР.
– Старики присматривали за молодежью и подмечали, кому и что интересно. Если мальчишка хорошо умеет прятаться и драться, его советовали в пластуны*, кто хорошо управлял лошадью, соответственно, шел в конную... Поэтому казаки и были такой хорошей и сплоченной командой. Каждый делал то, в чем он специализировался лучше всего, и что ему было любо делать.
– В структуре есть атаман станицы, походный атаман и кашевой атаман. Атаман станицы больше занимается организаторскими делами. Походный атаман ведет войско в поход или на войну и подчиняется атаману станицы. Кашевой атаман заправляет казачьей казной, – объяснил Юрий Брагин.
Атаманов казаки выбирают на казачьих кругах. Это такое мероприятие, на котором собираются казаки и решают вопросы будущего казачества, ведут статистику семей, избирают ответственных за ту или иную структуру в сообществе.
– Советская власть упорно рушила казачество. С 1990 года мы возрождаемся своими силами. Это трудные времена для казаков, ведь очень сложно определить, кто есть кто. Ныне существует и «Союз Казаков России», и реестровые казаки, и «Союз Казаков Воинов Зарубежья». И у всех своя правда, – рассказывает Николай Брагин.
По его словам, он принадлежит к самой первой современной структуре – это «Союз Казаков России». СКР зародился в 1990-х годах, который возглавлял атаман Мартынов.
– Глядя на них, у людей потом складывается ошибочное мнение обо всем казачестве в целом, словно мы шуты какие-то. И хотя казаку не воспрещается одеваться по форме, я никогда не надеваю ее просто так. Зачем? В городе это привлекает к тебе ненужное внимание, на работе - своя форма одежды, в магазин тоже есть в чем ходить, – рассказывает Юрий Брагин.
Как объясняют казаки СКР, форму казак надевает, когда идет на службу, на круг или на праздник.
По словам члена тюменского городского казачьего общества Вадима Недоступа, люди из казачьей народной дружины выходят на службу в патруль. Они получают за это жалование.
– Я, например, выхожу в патруль, только во времена церковных праздников или когда идет усиление патруля. Мы – государственные реестровые казаки. Естественно, мы выходим на службу по-форме, – объясняет журналисту NG72.ru Вадим Недоступ.
На фотографии: Вадим Недоступ в патруле
На фото: сибирские казаки празднуют 9 мая 2016 года
– В такой семье дети до третьего колена будут считься болдырями. Если в последствии сын, а потом и внук, женятся на казачках, то только детей внука будут снова считать казаками, – рассказывает Николай Брагин.
Болдырей не ограничивают в казачьих привелегиях. Они также становятся частью большого общества.
– Это делается для определения человека. Таким образом, мы отмечаем друг друга. Испокон веков были носители разных фамилий. Сквозь века казаки знали, что вот, например, Сусины были хорошими бегунами, Метелевы отличными бойцами и так далее, – объясняет старший семьи Брагиных.
– Потом будут говорить: «А, ты тот оболтус, сын того труса, что тогда сбежал с боя на берегу реки», – рассказывает Юрий Брагин. – Поэтому казак, предавая, делает плохой поступок не только за себя, он обесценивает все заслуги предков.
– Мы принимаем в свои ряды казаков. Вносим человека в общий список, узнаем его поближе. Такой казак является «приписным». Он часть нашего казачества, но все знают о том, что он неродовой. Но со временем он станет полноценным членом команды, если не опорочит имя родных, близких и свое собственное, – рассказыват Юрий Брагин.
С 14 лет ребят посвящают в казаки. Подросток проходит определенный обряд, после чего несет посильную службу, у него появляется первая, но настоящая ответственность.
– Ну, а служба у казака длится, «покуда сил хватит». У нас никого не списывают, – объясняет Юрий Брагин. – Моему сыну три года, он уже интересуется жизнью казаков. Когда я надеваю форму, он подходит ко мне и спрашивает: «А я когда буду носить?». Мы никого не принуждаем, мы хотим заинтересовать детей, дать им возможность продолжать наше правое дело.
«Шашку без нужды не вынимай, а без славы не вкладывай», – говорит Николай Брагин.
– Наши обычаи мало отличаются от традиций православных людей, но все-таки есть свои нюансы, – рассказывает атаман Мальковской станицы Юрий Брагин. – У нас свои ансамбли, народные песни и пляски. Православные праздники мы чтим и уважаем. На моей свадьбе отец вручил мне шашку.
У каждого казака есть своя шашка (оружие ближнего боя) и нагайка (короткая ременная плеть). Шашка носится в ножнах на поясе, нагайку держат в сапоге.
На фотографиях: шашка современная (сделана по образцу 1914 года).
– Сейчас маленько видоизменили традиции, думаю, ничего такого в этом нет. Раньше и понятия были немного другие: строевой казак, не строевой. Века идут, сейчас мирное время, поэтому я сыну шашку подарил в день свадьбы, – рассказывает Николай Брагин.
На фотографии: нагайка 1990-го года.
У нагайки свинцовый наконечник, в умелых руках ременная плеть становится смертельным оружием.
– Один удар по черепу – трещина. Удар в челюсть – вынесешь челюсть, – рассказывает Юрий Брагин.
Также нагайкой подстегивали коня. Чтобы не травмировать животное, плеть сворачивали определенным образом.
– По нагайкам можно было определить, сколько в семье мужчин. У входа в дом можно посчитать количество фуражек или нагаек, – рассказывает Светлана Анатольевна, жена Николая Брагина.
«Казак без веры – не казак», – Юрий Брагин.
Казачий народ вольный, свободный. Большинство их обычаев связаны с православной верой, с военной службой, со спортивными мероприятиями и общими российскими праздниками (как День Победы или 23 февраля). Казаки - верующий народ. Они уважают православие, относятся к нему с любовью и без фанатизма.
– Конечно, это миф! Общую культуру никто не отменял. Важно понимать, что все зависит от человека, от его воспитания, – рассказывает полковник Союза Казаков.
Казаки гуляют на собственных праздниках (например, отмечая День станицы), участвуют в фестивалях национальных культур, проводят собственные соревнования (например, «Турнира Ермака» - совокупность нескольких видов спортивных дисциплин, от стрельбы и метания ножа до славянской борьбы).
Фотография с фестивалях национальных культур Тюмени:
День Победы:
Не стоит забывать и о казачках, которые носят красивые народные платья, поют и танцуют, а также могут похвастать своими кулинарными способностями: