Школьный психолог о череде подростковых суицидов в Тюмени: почему дети вступают в «группы смерти» и что делать родителям

10 вопросов тюменскому психологу с многолетним стажем работы

Только за декабрь в Тюмени произошло три случая суицида среди девочек-подростков. Волна самоубийств вызвала большой общественный резонанс. Три девочки, которые не знали друг друга и учились в разных школах, погибли одной и той же смертью. Их тела нашли под окнами высоток.

Многие тюменцы связывают череду детских смертей с так называемыми «группами смерти» в соцсетях. В таких сообществах пропагандируют депрессивные и негативные настроения. Дети попадают под отрицательное влияние неизвестных людей в виртуальном мире и решаются на страшные поступки. В связи с этим в школах Тюмени стали проводить экстренные родительские собрания. На них психологи и сами родители обсуждают самое главное - как уберечь свое чадо от суицида.

Журналист портала NG72.RU поговорил со школьным психологом Натальей Харловой на тему суицидального поведения среди подростков,Как оградить ребенка от негативных мыслей о жизни и как нужно правильно общаться с подростками в кризисный период - читайте ниже.

- Только за декабрь в Тюмени зарегистрировано три случая подросткового суицида. С чем может быть связан всплеск? 

- Постоянно говорить с детьми о фактах подросткового суицида, когда поднимается ажиотаж в СМИ и социальных сетях, может быть неэффективно. Не нужно транслировать это во всевозможных источниках. Это может вызвать обратный эффект, который называется синдромом Вертера — подражательный эффект самоубийств. Дети могут заразиться этой идеей, которая подпитывается детским разумом еще больше, когда такие случаи вызывают большой интерес у СМИ. Дети могут решиться на трагедию, даже не осознавая, хочется им этого или нет. Нам нужно говорить с детьми о суицидах только тогда, когда мы уже видим у него суицидальные проявления. Он сигналит нам об этом, когда намекает на то, что он не хочет жить и уж тем более, если он говорит нам об этом открыто. Не нужно оставлять без внимания любые выпады ребенка, когда он говорит вам фразы вроде: «Я вообще повешусь», «Я вам покажу, как это жить без меня!», « Меня вообще не станет скоро...». К сожалению, мы, родители, не научили детей безопасному поведению в Интернете, а информация негативного характера активно распространяется в соцсетях.

- Многие тюменцы распространяют в социальных сетях информацию о планируемых массовых суцидах среди подростков. Это слышат и видят дети. Что делать в таком случае – запретить ребенку заходить во ВКонтакте или объяснить, почему такое случается и почему так делать нельзя?

- Об этом стоит говорить с детьми! Первое, что мы, как родители, должны сделать - высказать ребенку свою собственную позицию к суициду. Но говорить об этом следует не с точки зрения интеллекта или морали, а как я, мама или папа, к этому относимся, что мы, взрослые, чувствуем, когда слышим о таких новостях. Проговорите вслух то, что чувствуете, как вам жаль и ребенка, и его родителей, кто и как сможет помочь пережить кризис - выразите готовность принять ребенка в любой ситуации.  

Абсолютно все дети думают о том, как к этому отнесутся родители: «Как мама будет жить без меня, как она это воспримет?». Потому что дети любят своих родителей. Даже самый протестный ребенок допускает мысли о восприятии трагедии собственными родителями. Не дайте ребенку это проверить на деле, скажите о том, что вам будет очень больно, когда ему плохо. 

- Как определить, что у ребенка возникают суицидальные мысли?

- Родители всегда могут заметить, что с их ребенком что-то не то. Во-первых, меняется настроение — ребенок становится апатичным, его перестает интересовать то, что интересовало раньше. Возможно, он постоянно тревожится без повода и проявляет агрессию. Ребенок может намекать - прямо или косвенно, что ему плохо, что он не хочет таким образом жить дальше. Еще важным сигналом является то, что ребенок может наносить себе травмы: делать насечки и порезы, к примеру, на руках.

Меня удивляет то, что учителя такие вещи замечают, а некоторые родители - нет. Мы, учителя, заметив это, начинаем говорить с родителями, а они, в свою очередь, могут отнестись к первым сигналам совершенно несерьезно, говоря, мол, «ну и ладно, насечки еще не значат, что ребенок хочет уйти из жизни». Но когда ребенок наносит себе травмы, делает насечки или режет руки, то у него таким образом снимается табу на чувство сохранения собственного тела. 

Родители иногда говорят, что порезы и насечки у детей могут быть некой манипуляцией. Но вы просто на миг подумайте о том, что такая манипуляция может плохо кончиться. Во-вторых, этой самой манипуляцией ребенок кричит самым значимым людям: «Помогите мне!». Он ищет поддержки у родных, которые его примут таким, какой он есть.

Одним из признаков наличия суицидальных мыслей является то, что ребенок говорит в открытую, что хочет уйти. Встает рано утром (в 4-5 утра), заходит в социальную сеть и общается онлайн. Ребенок может предупреждать, что его скоро не будет в Сети. Еще важным моментом является его нестандартное поведение - он начинает отдавать другим людям свои самые любимые вещи. Это явные признаки, что человек готовится уйти, обратите на это внимание. 

- Зачем дети вступают в так называемые «группы смерти» в соцсетях? Что их привлекает там?

- Если ребенок еще мал, то мы постоянно следим за тем, чтобы он не упал, не поранился, не обжегся. Но когда он начинает взрослеть, то многие родители почему-то уменьшают степень контроля. В детстве мы учим наших дочерей и сыновей безопасному маршруту, правилам дорожного движения. А вот как нужно правильно пользоваться Интернетом, к сожалению, забываем научить. Вы должны объяснить своему ребенку, зачем нужен Интернет и социальные сети, должны рассказать, что виртуальный мир нужно использовать с пользой  для ума. 

Специалисты бесплатно предлагают установить фильтры на Интернет-сайты. Таким образом, можно обезопасить ребенка от порнографических сайтов и от разных групп суицидальной направленности. Там, как правило, размещается информация, которая пропагандирует негатив и грусть. Для детей это может послужить первым этапом, с которого начнут появляться мысли о смерти. 

В последнее время дети и родители стали больше общаться во «ВКонтакте» и в других социальных сетях -  ребята передают друг другу домашнее задание, общаются, сами родители активно контактируют между собой в «Вайбере». Почему подростков привлекают именно «группы смерти»? Там детей вовлекают в «игру», которая предполагает прохождение нескольких туров. Это возбуждает большой интерес, особенно у детей 12-14 лет. Эта информация и игра является для них чем-то неизученным и недосягаемым. Поэтому если вы увидели, что ваш ребенок заинтересовался подобным, то обязательно поговорите с ним. Объясните, что в таких группах говорят о грусти, а думать об этом не стоит, лучше думать о светлых вещах.

- Почему школьники так легко доверяют незнакомым людям в «группах смерти»? 

- Потому что дети, как правило, ищут человека, который сможет оказать им моральную поддержку, принять их с теми убеждениями, с тем мировоззрением, что у школьников уже сформировался. Если они не находят этой самой поддержки у родителей или сверстников, то они могут довериться чужому человеку. 

- Что делать при первых симптомах суицидального настроя у ребенка?

- Если вы заметили, что поведение вашего ребенка изменилось, то ни в коем случае не нужно критиковать, ругаться или кричать. Это только отдалит ребенка от вас, родителей.

Если ваш ребенок совершает какие-то протесные поступки, то понимайте одно: таким способом он хочет, чтобы его услышали дорогие ему люди. Хочет, чтобы его приняли и сказали, что он нужен родителям, что они его любят. Вам нужно вытащить собственного ребенка на диалог, сказать ему: «Сынок, доченька, я тебя очень люблю, ты дороже мне всех на свете! Моя душа плачет, мне плохо, не потому что ты такой, а потому что ты самое дорогое, что у меня есть!». Когда ребенок откроется, он будет долго говорить. Не перебивайте его, слушайте сколько потребуется.

Еще в такой момент важна тактильная близость. Вы можете приобнять ребенка, но если он этого не позволяет, попробуйте взять его за руку. Можете сказать: «Я возьму тебя за ручку?». В монологе слушайте все, что говорит ребенок. Он будет упоминать события из своей жизни, людей, чувства, которыми, скорее всего, ему сложно управлять. 

- У меня есть ребенок-подросток. Как его обезопасить от подобных мыслей? 

- У каждого есть так называемые якоря, которые держат нас в этом мире. У ребенка это, в первую очередь, отношение с родителями: дружба с мамой и папой. Во вторую – общение со сверстниками и другими близкими людьми. Еще нужны цели, которых ребенок хочет достичь в будущем.

Якорем может быть еще и вера. В современном обществе, к сожалению, потеряна духовность. Во всех религиях мира самоубийство - это смертный грех. У нас же в этом случае хоронили за воротами кладбищ, поминать было нельзя и так далее. После череды суицидов, которая произошла в Тюмени, я постоянно говорю с детьми об этом. Спрашиваю ребенка: ты веришь в то, что там, наверху, что-то есть, какая-то еще жизнь, кроме этой? Абсолютно все подростки говорят, что верят. Хорошо. Если ты веришь в это, то что будет с твоей душой, если совершить такое, будет ли она себя хорошо чувствовать там? Нам нужно больше говорить о жизнелюбии, о жизнестойкости, об уверенности в себе, обязательно о безопасности нашего ребенка! 

Вы только представьте, что родители со своими детьми, согласно российской статистике, говорят всего 21 минуту в день. При этом общение в большинстве случаев - формально. «Как дела в школе?», «Кушал?», «Уроки сделал?» и все. Покажите ребенку свою любовь иначе. В течение рабочего дня позвоните ему и спросите не о том, как у него дела в школе, а о том, какое у него настроение. Можно отправить самый простой смайлик – это также будет проявлением вашей любви. Выражайте гордость за свое чадо каждую свободную минуту.

Порой нам спокойно за ребенка, когда он находится дома. Казалось бы, вот он, на глазах, хотя при этом он занят чем-то своим, возможно, ведет переписку в социальных сетях. Поэтому нужно вести общую деятельность с детьми - заниматься чем-то совместным. Мы, психологи, предлагаем родителям разделить с детьми позитивные интересы. У нас даже появились первые отзывы от родителей. Они звонят или приходят к нам и говорят: «Это так здорово - готовить ужин вместе с ребенком!». Да, приходится за него многое переделывать. Но, таким образом, между родителями и детьми выстраиваются доверительные отношения. Одна мама мне сказала, что ее дочь стала чаще к ней подходить и даже не убегать в комнату после ужина. Еще одна мама запретила дочке пользоваться Интернетом, та потом подошла к ней и сказала, что ей скучно, нечем заняться.

Есть масса идей, как занять ребенка- подростка. Поиграйте с ним в настольные игры, например, в «Монополию». Ведь такие игры положительно влияют и на интеллект, и на отношение родителей, и обогащают совместную деятельность. Ведь в настольной игре, как известно, главное сам процесс, а не результат. Можно посмотреть вместе кино, а потом обсудить сюжет... Тогда вы сможете прочувствовать ценности своего ребенка. Почитайте что-то вместе. Сейчас актуально вместе с детьми готовиться к Новому году. Нужно больше говорить и показывать детям о таких вот крючках, которые помогают сильнее влюбляться в жизнь.

Мы должны показывать, за что мы благодарны этой самой жизни. Прививайте ценности ребенку: «У меня есть родители, у меня хорошее здоровье, я благодарен миру за бабушку и дедушку, благодарен природе, за животных, за свои коллекции» и так далее.

Помимо этого, у наших детей есть нереализованные планы. Спрашивайте сына или дочку: кем ты хочешь стать, что хочешь делать, может, ты хочешь куда-то съездить, научиться делать что-то новое? Ребенок не будет думать о суициде, когда у него будет ради кого и чего зачем жить.

- Что все-таки является основной причиной детских суицидов – отсутсвие взаимопонимания в семье и поддержки от родителей или «группы смерти» в соцсетях?

- Попытки суицида совершаются и «хорошими» людьми из «благополучных» семей (55% суицидов – дети из полных семей). Суицид - это крик о помощи. Дети умирают тогда, когда в последний момент рядом с ними нет человека, способного понять его.

Основная роль в формировании мировоззрения принадлежит родителям. Считаю, что нужно действовать по принципу «доверяй, но проверяй». При этом я против открытого вторжения в частную жизнь ребенка. Если мы видим, что ребенок изменился, то нужно обратиться за помощью к специалистам. По статистике, чаще всего накладывают на себя руки дети из полных благополучных семей. Возможно, родители уделяют иммало внимания. То есть, когда ребенок кричит о помощи, проговаривает вслух страшные мысли, мы закрываем на это глаза.

Дети – отражение своих родителей. Если мамы и папы несут в семью негатив, говоря о том, что все плохо на работе, коллеги не нравятся, то о какой любви к жизни может идти речь, когда ребенок впитывает все, словно губка?

Помимо этого, нужно следить за ребенком. Если вам не нравится окружение своего сына или дочери, то не навязывайте ему свое мнение. В таком случае я советую поступать мудрее – давайте информацию об этом человеке или о его повадках по чуть–чуть. Говорите так: «Мне так обидно за тебя стало, когда Сережа вот так сказал», «Я бы с тобой так никогда не поступила!». Таким образом, вы формируете способность детей самим принимать решение, анализировать и формировать собственное мировоззрение. 

- Что делать, если ребенок все-таки говорит о суициде? Или даже предпринимал попытки уйти из жизни?

- Не стоит надеяться, что это рассосется само по себе. Обязательно поговорите тет-а-тет, обратиться к школьному психологу, в центр суицидальной превенции. 

- Какие дети и семьи находятся в зоне риска? 

- Чаще всего, это происходит в семьях, где родители формально относятся к своему ребенку. Еще подобные случаи были зарегистрированы в семьях, где росли гиперопекаемые дети:  родители даже в начальных классах одевали своего ребенка в верхнюю одежду, мыли за ними посуду, убирали и так далее. Не самостоятельный ребенок не умеет преодолевать препятствия.

В зону риска также попадают дети, с которыми жестоко обращаются дома. Также в этой категории находятся «одиночки», с которыми никто не дружит. У таких детей уровень жизнестойкости очень низкий. 

Получить профессиональную психологическую помощь по телефону могут дети и взрослые. 

  • Всероссийский «Детский телефон доверия»: 8-800-200-122 (бесплатно, круглосуточно). 
  • Центр суицидальной превенции: 8-3452-50-66-39 (бесплатно, круглосуточно). Улица Герцена, 74. 
  • Горячая линия Уполномоченного по правам ребенка: 8-3452-55-67-07.
Поделиться записью
Наверх