Рассекреченные архивы ЦРУ про Тюмень: мы перевели 10 документов и узнали, о чем агенты докладывали правительству США

Что знало Центральное разведывательное управление США о Тюмени в 60-70-х годах: где располагался тюменский ракетный комплекс, сколько времени занимала прогулка до фанерного завода, что думало правительство Токио о сибирском нефтяном проекте. И это еще не все

17 января ЦРУ (центральное разведывательное управление США) обнародовало на своем официальном сайте около 12 миллионов страниц документов, касающихся деятельности ведомства с 1940 по 1990 годы и рассказывающих о деятельности американских разведчиков во время войны во Вьетнаме, в Корейском конфликте и в период холодной войны. В числе бумаг, появившихся в открытом доступе, нашлись и старые карты Тюмени.

Теперь любому желающему доступны документы 50-70-х гг. из архивов ЦРУ под грифами «совершенно секретно», «секретно» и «конфиденциально», где упоминается Тюмень. Журналист NG72.RU изучил несколько десятков документов и частично перевел с английского языка наиболее интересные бумаги.

И так, какие документы можно найти на официальном сайте ЦРУ (центрального разведывательного управления) США?

1.  Комплекс МБР (Тюмень, СССР) / Сентябрь 1964 года 

Из документа:

Тюменский комплекс МБР (межконтинентальные баллистические ракеты) расположен в лесистой местности примерно в 21-й морской миле (мм) к югу или юго-востоку от Тюмени, рядом с поселком Богандинский (иллюстрация 1). Окружающая местность, в основном, равнинная, средняя возвышенность составляет примерно 200-300 футов. Комплекс, простирающийся примерно на 14 мм в восточно-западном направлении, состоит из вспомогательного сооружения, железнодорожного пересадочного узла и места запуска. Комплекс также включает область неустановленной активности и заброшенное место запуска (область Б). Железнодорожное сообщение осуществляется по одной из веток Тюменско-ишимской железнодорожной линии. Отчетливо видны линии электросети.

2. Область военной подготовки, Тюмень, СССР. Сибирский военный округ / Август 1964 года 

Область военной подготовки расположена в 16 км к юго-востоку от Тюмени и 5 км к северо-востоку от поселка Боровский (Иллюстрация 1). Она покрывает обширное пространство близ северного берега озера Андреевское. Военная база не обладает железнодорожным сообщением, но несколько дорог с твердым покрытием соединяют базу со Свердловско-омской железнодорожной линией и Тюменью.

Область подготовки покрывает приблизительно 2700 акров и содержит по всей видимости заброшенные казармы, стрельбища, три охраняемых склада, административную/казарменную часть и предполагаемую часть технического обслуживания. В совокупности база содержит 80 строений, включая 34 административных/казарменных, 18 обслуживающих, 24 складов и четыре дополнительных зданий.

Последняя доступная фотография в [место в тексте скрыто] показывает малую активность внутри базы.

3. Фанерный завод, Тюмень, СССР / Дата засекречена

1.Тюменская фанерная фабрика, производящая фанерные листы для самолетов и особых лодок, находится на левом берегу реки Тура, проходящей через саму Тюмень. Каждый год предприятие должно принимать меры предосторожности против регулярного разлива реки. Дорога от фабрики до города через деревянный мост занимает примерно 15 минут пешком, однако имеется возможность сократить путь, воспользовавшись вагонеткой, идущей до нижнего конца предприятия.

2. [место в тексте скрыто] площадь фабричного двора составляет примерно 1,000 на 400 метров. Большинство зданий располагаются в северной половине двора, а южная часть используется преимущественно для хранения пиломатериалов (см. прикрепленную карту). Фабрика, являющаяся по общему мнению самой большим заводом в Сибири, была построена немецкими военнопленными во время Первой Мировой войны. Строения, несмотря на свою старость, высокие, просторные и полностью пригодные для производства. Главное здание и плотничная мастерская построена из камня.

4. Японский взгляд на тюменский нефтяной проект / 25 января 1974 года 

Служащий японского посольства в Москве сообщил нам, что Токио полагает тюменский нефтяной проект менее жизнеспособным, нежели проект якутского природного газа. Он утверждал, что Советы склонны к сокращению нефти и не стремятся экспортировать нефть, однако относительно газа подобных затруднений нет. Токио теряет энтузиазм к тюменскому проекту, отчасти ввиду низких оценок его возможностей и недовольства Китая.

5. Приблизительная карта Тюмени / Дата засекречена

На предоставленной ниже карте цифрами обозначены следующие здания:

1. Казармы
2. Офицерская школа
3. Управление МВД
4. Управление милиции
A. Железнодорожная станция
B. Грузовая станция
C. Театр
D. Цирк
E. ул. Луначарского
F. ул. Ленина
G. ул. Республики

6. Тюменские аэропорты / 6 февраля, 1952 года 

Гидросамолетная база располагалась на северо-западном берегу озера Андреевское (57º2' C / 65°50' В), в 20 км к юго-западу от Тюмени (57°9' С / 65°30' В), в Омской области, и востоку от деревни Боровое, расположенной вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. База располагала несколькими взлетно-посадочными полосами и старым ангаром с шестью гидросамолетами.

7. Курганско-тюменская телевизионная/микроволновая линия, СССР/ Январь 1971 года

Приведенная ниже карта, покрывающая область Кургана и Тюмени, получена ЦРУ в 1969-1970 гг. На ней показана телевизионная и микроволновая линия протяженностью в 116,5 морских миль (215 км), состоящая из шести башен.

8. Информационный отчёт о порте в Тюмени, СССР / 29 февраля 1952 года

Тюменский порт (57°09' С / 65º30' В) расположен в северной части города на правом берегу реки Тура, примерно в 3 км вниз по течению от единственного моста, пересекающего реку. Порт не имеет ни причала, ни погрузочно-разгрузочных машин. Видны четыре деревянных навеса, каждый 30-40 м длиной, и нечто, напоминающее товарный склад для хранения сахара. Деревянные навесы используются для хранения строительных материалов, зерна и рыбы. Советский береговой работник утверждал, что текучесть кадров здесь еще больше, чем на железнодорожной станции. Основным видом транспорта на реке являлись парохода.

9. Предполагаемый советско-японский нефтяной проект / Апрель 1972 года

Недавно Москва предприняла шаги по повышению интереса у Японии в разработки нефтяных ресурсов Тюменской области (Западная Сибирь). Советы хотят от Японии 1/3 от предполагаемых 3 миллиардов долларов, необходимых для расширения нефтяного производства в Западной Сибири и протяжения нефтепровода от СССР до Японского моря.

Тюменская нефтяная скважина – одна из многих важных сочленений в советско-японских схемах по развитию Сибири, которая активно обсуждалась последнее десятилетие. Годами Москва пыталась привлечь японский капитал к разработке обильных, но удаленных месторождений нефти, природного газа, угля, метала и древесины, в которых остро нуждается Япония. Большинство проектов требует внушительного инвестирования не только в оборудование, но также транспортировку и иную инфраструктуру.

10. Отчет о сельскохозяйственном плане в первой четверти 1950 года в Тюменской области / 22 апреля 1950 года

К 1-му апрелю 1950 года план по хранению зерновых культур был выполнен на 100% в Армизонской районе, на 106% в Новозаимском районе, на 117% в Омутинском районе, на 111%  в Байкаловском районе, на 100% в Дубровинском районе, на 104% в Тюменском районе, на 105% ХМАО. Несколько районов, однако, отстали от плана: Нижнетавдинский район выполнил план всего на 49%, Велижанский район – на 61%, Викуловский район – на 68%.

КАК ЦРУ СЛЕДИЛО ЗА ТЮМЕНЬЮ

Александр Петрушин,

историк-краевед

                                                                                                                             

 

По словам тюменского полковника ФСБ в отставке (а ныне известного историка и краеведа) Александра Петрушина, в начале Холодной войны США практически не располагало какой-либо информацией о Тюмени, а последующий сбор данных о городе проходил в три условных этапа: первые сведения были выявлены из немецких архивов, которые после окончания Второй мировой войны достались США и где хранились так называемые опросные листы советских военнопленных; далее были опрошены уже немецкие военнопленные, которые пребывали в лагере НКВД в Тюмени (именно по их словам, скорее всего, и была составлена карта, представленная ниже под №5); а в 1955 году под видом служащих посольства США в Тюмень проникли два агента ЦРУ: Гарольд Росс и Джексон, который стал первым чернокожим иностранцем, посетившим наш город.

Поделиться записью
Наверх