Участники IT-отрасли уверены, что компания несправедливо относится к сторонним сервисам.
Компания «Яндекс» предоставила сторонним компаниям доступ к обогащенным ответам («колдунщикам») – специальным блокам в поисковой выдаче, на которых стал возможным публиковать дополнительную информацию. IT-гигант пообещал, что предоставит настройку ответов любой организации. Презентация состоялась 28 мая 2021 г.
Остальные представители IT-сектора сообщили, что заявление «Яндекса» сделано преждевременно. Как заявил Игорь Наймушин – исполнительный директор IT-коалиции –, оно не соответствует принципам ведения честного поиска. Согласно его словам, предыдущие попытки IT-гиганта позволяли ему сохранить эксклюзивные условия выдачи для своих собственных сервисов в «колдунщиках». Участники коалиции утверждают, что действия «Яндекса» привели к тому, что компании потеряли около 35% процентов трафика, который генерировался пользователями.
«Яндекс» также опубликовал 6 принципов по которым должны работать обогащенные ответы. Например, партнеры обязаны передавать компании все требуемые данные или инструменты корпорации, вроде ее платежной системы и метрики. Александр Нефедов, технический директор
В марте 2021 г. некоторые российские компании выступили за установление равных возможностей в сетевом поиске. Среди пострадавших – владельцы таких сайтов и сервисов как Avito.ru, Cian.ru, Ivi.ru, Tutu.ru и другие. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) потребовала от «Яндекс» прекратить давать преимущество своим собственным сервисам в отношении выдачи информации в поисковых запросах. Компания была обязана предоставить равные права для продвижения всем участникам рынка. За неисполнение требований ФАС возбудила дело против IT-гиганта 13 апреля 2021 г. Компании будет обязана выплатить оборотный штраф за нарушение закона о конкуренции. Дело будет рассматриваться до 9 июня 2021 г.
В ответ на указания ФАС «Яндекс» ответила, что специальные ответы в поисковых системах являются практикой, распространенной по всему миру. Также IT-гигант считает предписание службы несправедливым из-за того, что оно направленно только против него.
«Яндекс» утверждает, что ни один из его сервисов или другой компании обладает какими-то преимуществами перед другими. Основой показа сайтов и сервисов является прозрачная метрика полезности для пользователя.