Координатор поискового отряда Тюмени рассказала, помогают ли им экстрасенсы и как предотвратить пропажу человека
16.08.2017 21:00
Алена Швецова из отряда "Белая сова" о том, как работают добровольцы, правдиво ли их нарисовал в своей картине "Нелюбовь" Андрей Звягинцев и о самом пронзительном случае
Опишите типичные случаи обращения?
— Каждый поиск индивидуален. Как таковых, типичных случаев нет, можно только разделить по возрастным категориям пропавших – дети (до 16 лет), взрослые (до 55 лет), пожилые (от 55 и старше). В случае детей и пожилых, как правило, сразу начинаем работать. Когда пропадает взрослый человек, чаще всего сначала выясняем обстоятельства пропажи, узнаем информацию о его личности, потом принимаем решение, будем ли мы работать по этому случаю.
Как правильно начинать поиск? Правда ли, что важно это сделать в первые дни?
—Все зависит от обстоятельств и личности пропавшего. Допустим, человек заблудился в лесу, - в этом случае нужно оповещать все службы, волонтеров, родных, друзей. Главное — как можно больше привлечь людей. А если человек вышел из дома и не вернулся, то здесь на принятие каких-либо действий влияет много факторов. Если человек ранее не пропадал и у него нет склонности к этому, то, конечно, нужно бить тревогу.
В случае с детьми и пожилыми мы всегда советуем обращаться в полицию и к волонтерам сразу, в первые часы после пропажи. У нас нет закона о трех сутках с момента пропажи, заявление в полицию можно подать сразу же, более того, это можно сделать по телефону, и для этого не обязательно нужен родственник, заявление может подать любой близкий человек.
Расскажите самую пронзительную историю пропажи человека. Какая в сердце врезалась больше всего?
— Почтии каждая история такая. Мне больше всего запомнилась история с одной бабушкой. К сожалению, ее не успели спасти. Ценой ее жизни стали какие-то несколько часов. Заявление в полицию было подано только спустя 1,5 суток с момента пропажи.
К нам информация поступила ночью. К утру ориентировка была распространена по интернету. Утром поступали сообщения, что вчера пропавшую бабушку видели в одном и том же районе очень много людей.
Но после 10 вечера ее уже никто не видел, а к нам заявка на поиск поступила в 11 вечера этого дня. Если бы к нам обратились раньше, мы бы успели «поймать» ее до того, как она ушла в безлюдный лес, где и умерла. До слез обидно понимать, что вот чуть-чуть бы пораньше, и она бы была жива…
Как не сойти сума родным «потеряшек»?
— Сложный вопрос. Мы всегда призываем родных сохранять спокойствие, ведь от этого зависит результат поиска. Чтобы дать четкую информацию для поиска, вспомнить все детали пропажи, которые очень важны в поисковых мероприятиях, нужен «холодный» ум и четкость действий.
В панике сложно это делать. Ну и, конечно, важна поддержка родных и друзей. Бывает, нам звонят люди в панике, приходится их сначала успокоить, а потом выяснять нужную нам информацию и объяснять, что они сейчас должны сделать.
Некоторые обращаются к разным экстрасенсам. Это помогает?
— Однозначно нет. За все время, что я занимаюсь поиском, а это 6 лет, не знаю ни одной истории, когда бы помог экстрасенс. Мы общаемся с отрядами из других городов и стран, там тоже пока не было ни единого случая, где экстрасенс помог в поиске.
Зачастую бывают «мистические» истории, что человек, который потерялся, оставляет соответствующие посты в соцсетях. Вы сталкивались с этим?
— Нет, мы с этим не сталкивались. Вообще, если зайти на страницу практически любого человека, с которым что-то случилось, покопаться там, то можно обязательно найти что-то, какой-то пост, картинку, слово, знак. Это не значит, что здесь замешаны мистика, тайна или предчувствие.
Где чаще всего находят людей?
— Везде. Нет типичного места или типичной ситуации. Все индивидуально.
Есть ли какие-то инструкции — как сообщить родным, что их близкий человек найден мертвым?
— Мы этого не делаем, это обязанность сотрудников полиции.
Как предотвратить пропажу? Это вообще возможно?
— В случаях с детьми = это соблюдение простых правил безопасности: ярко заметно одевать ребенка, держать за руку, объяснить ему, чтобы он стоял на месте, если потерялся. Если вы не можете найти ребенка в течение 5-10 минут, обращайтесь в полицию, положите в карман ребенку записку с вашим телефоном, фамилией и именем.
Краткую памятку можно найти в нашей группе Поисковый отряд "Белая Сова-Тюмень". Также можно приобрести ребенку браслет с GPS-маячком.
Пожилыми людям мы всегда призываем покупать именно такие браслеты с маячками. Они позволят в случае пропажи человека оперативно его найти. Многие говорят, что мои бабушка/дедушка их ни за что не наденут, можно, например, сказать им что он помогает нормализовать давление. В случае со взрослыми сложно что-то посоветовать.
Вы смотрели фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева? Там показана работа волонтеров-поисковиков. Правдиво?
— Да, правдиво все показано. Но слишком, наверное, идеально. Показаны оперативность, слаженность действий и хорошая обеспеченность отряда техническими оборудованием и снаряжением. В реальности, как правило, все не так. Людей на поисках не хватает.
Конечно, когда на поиск приезжают ребята, которые многократно участвовали в поисках, то так проще. Со слаженность проблемы возникают, когда много новичков. Мы покупаем снаряжение, экипировку, рации за свой счет. У нас нет спонсоров, нам никто не платит. В фильме показан идеал работы, к которому, наверное, стремятся все отряды.
В фильме есть маленькие неточности. Но большая их часть - это специфика работы разных отрядов. Из мелочей меня зацепила больше всего фраза «Мертвых не ищут». Не представляю, что я смогу сказать такое в лицо родителям пропавшего ребенка.
Какой процент потерявшихся находится в Тюмени и Тюменской области? Какова статистика?
— По статистике 90% пропавших находятся в первые трое суток со дня пропажи, 10% находятся позже или вообще никогда. 97% людей, которых близкие люди посчитали пропавшими, так скажем, «не терялись» вовсе, 3% — это те, с кем действительно что-то случилось.
Есть мнение, что от полиции вообще толку в поиске пропавших нет. И если бы не поисковые отряды, то на пропавших бы «забили»? Как вы сотрудничаете с полицией?
— Вообще, полиция нам очень помогает, или мы им. Главная задача волонтеров — помочь полиции там, где это требуется, — поисками на местности, информационной поддержкой поисков: размещение ориентировок в районе поисков, распространение информации по сети.
Принцип волонтеров - НЕ НАВРЕДИТЬ! Если полиция считает, что наша помощь может навредить ходу поисков, то мы не подключаемся. Часто это касается криминальных поисков. В таких случаях работают только полиция и следствие.
По всем пропавшим мы уточняем информацию сразу у полиции. Они советуют нам, что лучше сделать: поклеить ориентировки, прочесать местность и т.д. Часто на поисковые мероприятия выезжаем вместе.
Многие говорят: полиция не работает, но это идет от того, что людям не видна их деятельность, у них другие методы работы. Мы знаем, как они работают и какую громадную работу проделывают. Возможно, в других регионах по-другому, но в Тюмени хорошие и компетентные сотрудники полиции, по крайней мере те, с которыми мы работаем.