Пандемия короанвирусной инфекции, безусловно, повлияла на всех и каждого, затронула все сферы нашей жизни. Но есть такие области и направления, работа в которых не может прекратиться при любых обстоятельствах. Мы узнали, как продолжается деятельность в нашем обалсти по работе с наркозависимыми людьми. Об этом нам рассказал внештатный нарколог Тюменской области Иван Казанцев.
- Повлияла ли пандемия коронавируса на работу наркологического центра?
- Да, безусловно. В настоящее время врачи, медицинский персонал, все работники областного наркологического диспансера выполняют распоряжение губернатора, все приказы и распоряжения Роспотребнадзора. Вся работа проводится в соответствии со всеми нормативами, как и в любом другом медицинском учреждении – это и контроль температуры, и масочный режим, и обработка помещений дезинфицирующими средствами и т.д.
- А для пациентов как-то поменялся распорядок работы?
- Конечно, в настоящее время плановая помощь для пациентов у нас практически прекращена. Мы даже на определённый промежуток времени закрывали детскую подростковую службу. Сейчас в основном мы работаем по экстренным случаям. По скорой помощи в наше отделение неотложной наркологической помощи по показаниям доставляются лица, которые входят в состояние либо острого алкогольного психоза, либо интоксикозного психозов, которые возникают вследствие употребления наркотических веществ, а также люди в тяжелых состояниях, которые также подлежат госпитализации. То есть фактически сегодня мы работаем на экстренку - как в амбулаторной службе, так и в стационарной.
- Как по вашим ощущениям возросла потребность в этой самой экстренной помощи?
- В нынешней ситуации я бы сказал, что жители Тюменской области стали более дисциплинированными. У нас, к счастью, значительно сократилось количество лиц, которые перенесли белую горячку. Сократилось порядка на сто человек: если раньше их было 400, то сейчас к нам доставлено только 300 за 4 месяца текущего года. Но с другой стороны число лиц, которые перенесли наркотические психозы, увеличилось, но незначительно. 3-4 случая погоды не делает, но возрастает количество лиц, обращающихся с тяжелой наркотической абстиненцией. Здесь уже идет увеличение на десятки. А общее количество обращающихся и поступающих по экстренке конечно снизилось и достаточно существенно. Я думаю, что это конечно в первую очередь связано с карантинными мероприятиями. Примерно такая же динамика наблюдается по всей России. Мы естественно не обольщаемся, могут быть различные варианты, люби отдохнут, наскучаются по квартирам, так сказать, и возможно нас ждет резкий рост после окончания карантинных мероприятий. В связи с тем, что сейчас более латентное употребление алкоголя, также может быть всплеск тех же алкогольных психозов после окончания карантина.
- Как в целом сейчас стоит вопрос, связанный с употреблениями наркотиков, если сравнивать с 90-ыми годами, нулевыми и сегодняшним днем.
- Когда я начинал работать в конце 80-ых гг, у меня на учете в наркологической службе состояло два наркомана и два токсикомана. Сейчас их на учете более 3 тысяч человек. Статистика увеличивалась по годам вплоть до 2017 года. Три года назад ситуация более менее стабилизировалась, и сейчас количество состоящих на учете примерно находится в переделах 3 тысяч человек. Ежегодно плюс минус 100 человек. Нас больше сегодня беспокоит увеличение смертности, связанной с употреблением наркотических веществ. Эта статистика увеличивается в последние годы и это очень настораживает. Как я уже сказал, количество с алкогольными проблемами снижается, а вот с наркотической зависимостью – увеличивается. Соответственно увеличивается количество отравившихся и смертность.
Что особенно нас не радует, что растет количество смертей от отравлений опиатами, в частности, метадоном. Это очень сильно действующее токсичное вещество, которое приводит к смерти даже при первом употреблении. Если раньше люди в основном умирали от психостимуляторов, то сейчас идет возврат к употреблению веществ, которые были распространены ранее. Это и ханка, и препараты опийной группы, и героин, и даже морфин. 86% пациентов сегодня употребляют именно вещества из группы опиатов. Из этого количество половина смертельных отравлений приходится на методон. Если их было в 2019 году 8, то сегодня уже 36. Естественно в этом направлении все субъекты профилактики должны обратить на это внимание. Мы отправляем информацию во все поликлиники. Мы даже своих пациентов предупреждаем, что появился высокотоксичный наркотик. Это страшная вещь. Очень много умирает молодых работоспособных людей. Хотелось бы, чтобы наша молодежь обратила на это внимание.
- А если говорить об алкоголизме. Он тоже помолодел в последние годы?
-Я бы не говорил об алкоголизме у подростков. У нас на протяжении многих лет вообще нет на учете состоящих лиц с алкогольной зависимостью, единицы - с наркотической, цифры колеблются от 1 до 2 человек. Но у нас достаточно много потребителей – как наркотических веществ, так и алкоголя, но без признаков заболевания. Число употребляющих довольно большое, но это свидетельствует о том, что мы выявляем таких людей в ранних стадиях.
- В период самоизоляции у вас как у главного нарколога области есть какие-то советы жителям, пока они находятся в ограниченном режиме и даже какой-то стрессовой ситуации?
- Я бы однозначно сказал, что не нужно верить в мифы об алкоголе, в его чудодейственную силу, что он может служить профилактикой каких-то болезней. Алкоголь в любых дозах никогда не может быть полезным и рассматривать его как лекарство, в частности, в период пандемии, нельзя. Снаружи да, мы можем обрабатывать, например, руки спиртом. Но употребление внутрь – это сразу же сильнейший удар по всем органам и системам, в первую очередь по печени, сердцу, головному мозгу. Крайне негативно влияет алкоголь и на иммунитет, он снижает его, снижает сопротивляемость и восприимчивость организма к инфекциям. Поэтому остерегайтесь любого употребления алкоголя!