На прошлой неделе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области был зафиксирован рост цен на бензин и дизтопливо у одного из поставщиков в Тюмени, хотя июньские договорённости давали автомобилистам гарантию, что суммы в их чеках не изменятся.
— Мы ежедневно мониторим цены на автозаправках. За последнюю неделю был зафиксирован рост цен на бензин АИ-95 и дизельное топливо у автозаправочных станций «Н1». На 95-ый бензин цена повысилась на 95 копеек, а на дизтопливо — на 1 рубль. В настоящий момент мы проводим проверку, чтобы понять, что именно стало причиной, — рассказал Дмитрий Полухин, начальник отдела контроля за монополистической деятельностью УФАС по Тюменской области.
В Тюмени в поле зрения антимонопольной службы попадают цены лишь на трёх сетях АЗС — «Газпромнефть», «Лукойл» и «Н1». Именно эти компании занимают доминирующее положение в своём сегменте рынка в Тюменской области. Именно к ним в ведомстве могут применить какие-то меры антимонопольного реагирования в случае нарушений.
Между тем, под контроль в рамках соглашения с правительством попадают лишь крупные нефтяные компании (такие как «Газпром», «Лукойл», «Роснефть» и другие). Независимые АЗС могли не присоединиться к этому соглашению. Закупая бензин у крупных нефтебаз, они продают его в розницу. Это вынуждает их к увеличению цен, поскольку закупочная стоимость для них также увеличивается.
По информации УФАС, в регионе несколько раз уже был зафиксирован рост цен. На запрос анимонопольщиков АЗС предоставляют информацию о том, что для них повысились закупочные цены. Это вынуждает их на повышение цен, ради компенсации своих затрат. И нарушения в этом нет, поскольку компания объяснила повышение цен объективными причинами.
В минувший вторник, 7 ноября, Правительство и крупные нефтяные компании страны договорились о заморозке цен. До конца этого года стоимость на бензин и дизель на заправках крупных компаний в России не изменится. С 1 февраля по 31 марта следующего года рост розничных цен тоже будет ограничен, но уже на уровене среднегодовой инфляции. Несмотря на то, что соглашение между правительством и нефтяниками действует до конца марта, его могут и продлить.
Контроль за соблюдением условий соглашения будет вестись ежедневно. Если же компании нарушат условия соглашения и повысят цены, в качестве санкций им «надавят» на самое дорогое, введя заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов.
Отметим, именно экспорт нефти за рубеж, по мнению экспертов рынка, зачастую и становится причиной повышения цен на бензин в стране. Крупные нефтекомпании, продавая нефть за рубеж по высокой стоимости, не заинтересованы в реализации своего продукта по более низким ценам в России, что ведет к стремлению увеличить прибыль и на внутреннем рынке.
АЗС "Н3" июня 2018 года и ноябрь 2018 года
Официально будущее цен на топливо остаётся туманным, однако уже сейчас есть объективные намёки на отсутствие намерений компаний сохранять цены на прежнем уровне. В январе следующего года с учетом роста базовой ставки НДС с 18 до 20 процентов топливо может подорожать максимум на 1,7 процента, а не так давно в федеральных СМИ появилась информация о введении «сервисных сборов» за использование топливных карт корпоративными клиентами на АЗС крупных нефтяных компаний. Интересно, что об отмене скидок для корпоративных клиентов компании начали информировать в период заключения договоренности о заморозке цен.