Его наставница, заслуженная артистка России Елена Федотова рассказала о чуткости своего трехтонного любимца и о собственном характере, твердом как рог носорога.
Очевидно: Мафуньян – самая большая знаменитость программы. Во всех смыслах. Во-первых, он действительно гигант, как и подобает белому африканскому носорогу. Во-вторых, в российском цирке лишь два дрессированных носорога, но лишь наш герой исполняет команду «сидеть», вальсирует, кладет ногу на ногу, подражая своей наставнице. Он такой один не только в России — во всем мире.
«Когда на манеж выходит Маф, в зале слышится гул, охи-ахи... Носорог прекрасно чувствует атмосферу в зале. Если ему нравится публика, идет здороваться со зрителями, нюхает, смотрит. Если же ему что-то не по нраву, работает быстро, четко, старается не задерживаться на арене».
О Елене Борисовне Федотовой стоит сказать особо — и подробно. Удивительная и обаятельная женщина, она работает в цирке уже десятки лет. Заслуженная артистка России, представительница известной династии во втором поколении воплощает на манеже лучшие традиции цирковой дрессуры. Её родители — известные дрессировщики экзотических животных, заслуженные артисты России Любовь и Борис Федотовы. В 1980 году они выпустили уникальный аттракцион «Здравствуй, мир!», в котором участвовало восемнадцать видов животных, в то числе очень редкие — зебры, ламы, верблюды, страусы нанду и эму, орлы, антилопы и даже лошадь Пржевальского.
Сама Елена впервые выступила на цирковой арене в девять лет: играла Снегурочку в новогодних представлениях. После окончания пятого класса стала ездить с родителями на гастроли, а после школы окончила цирковое училище в жанре воздушной гимнастики. В общем, дочь знаменитых дрессировщиков, которая все свободное время проводила на цирковой конюшне, и работой с животными интересовалась с самых юных лет. Заняться дрессурой решила после того, как её родители ушли на пенсию. С супругом, Сергеем Нестеровым, они планировали собрать свою группу животных и попытаться восстановить хотя бы часть из аттракциона «Здравствуй, мир!».
В 1998 году «Африканское сафари» Сергея Нестерова и Елены Федотовой увидело свет. В нем участвовали леопарды, верблюды, страусы, зебра, кенгуру, лама... После успешной премьеры артисты с аттракционом отправились на гастроли по странам ближнего и дальнего зарубежья. Постепенно аттракцион обрастал новыми артистами и номерами. Вместе с родителями на арене начали выступать их дочери Анастасия и Алиса. Анастасия работала акробатический номер со своей мамой, пластический этюд с тигровыми питонами и несколько номеров с лошадьми. А 11-летней Алисе купили собак для дрессировки, и она стала самой юной дрессировщицей в России. Небольшой спойлер: и Алису, и Анастасию, и их питомцев вы увидите в тюменском «Белом шоу».
Как же в большой семье появился носорог? Сначала появилась мечта, за ней последовали тщательные размышления — нужно было всё взвесить, и вот, наконец, решение принято, и из заповедника Южно-Африканской Республики в Россию в сопровождении ветеринара летит двухлетний носорожек: знакомиться с новым домом, с людьми. И вот, по прошествии нескольких лет специалисты из Европы уже рекомендуют зафиксировать его достижения в Книге рекордов Гиннеса: он единственный в мире исполняет команды, а в европейских цирках носорогов выводят на манеж лишь для того, чтобы продемонстрировать публике их силу, мощь и необычную природную красоту.
«Рог у Мафуши длиной примерно полметра, длинный и острый, он постоянно его шлифует: трется обо все возможные предметы, будь то стена, перекладина вольера или поилка. Наша задача — никаких острых предметов рядом с ним. Кожа носорога достаточно чувствительная и моментально реагирует на резкое прикосновение».
Сейчас Мафуньяну десять лет, он любимец всего коллектива. Есть у него и лучший друг, он же верный охранник и преданный защитник — Ерофей Палыч. Пса породы «средне-азиатская дворняга» принесли в цирк в Сочи из аула и продали артистам как алабая. Он рос вместе с Мафом — и сейчас друзья почти всегда находятся в одном помещении. Любят играть: сначала носорог понарошку нападает на пса, потом меняются ролями. Как правило, большие животные сильно привязываются к людям и другим животным, потому Мафа стараются не оставлять без присмотра и внимания ни на минуту.
У носорога — свои ритуалы. В сутки он съедает больше 30 килограммов сена, в которое добавляют люцерну — одно из его любимых лакомств. Кроме этого, в ежедневный рацион носорога входит килограммов шесть фруктов и овощей — яблоки, морковь, обожаемый им киви. Из Европы для Мафуши привозят гранулы из листьев деревьев и плодов, растущих на его родине.
«Мое требование — чисто как в аптеке. Раз в неделю Мафуша при помощи шланга со специальной насадкой принимает душ. Аккуратно моем его щеточками с особым конским шампунем. Нынешний — с ароматами мелиссы и лаванды. За ногами носорога ухаживаем при помощи специальных мазей».
Маф — добряк, ему не свойственна агрессия. Когда носорогу что-то не нравится, он… пыхтит. Как-то в Симферополе униформист решил снять Мафа на видео.
Носорогу это отчего-то пришлось не по душе, и он так фыркнул в сторону «папарацци», что тот за секунду исчез с того места, где стоял.
«Игривый, любопытный, наш толстячок везде сует свой большой рог. Вот уж кто всегда готов к подковыркам! Меня приучает к порядку: стоит забыть рядом с вольером инвентарь или метелку, тут же дотянется — и пиши пропало. Носороги в природе не очень активны, главное для них — поесть и поспать, так что Маф тоже большую часть времени проводит в сладкой дреме».
Спросите у Елены Борисовны, какой главный метод она применяет в дрессуре, и вы услышите — «нежность». Во главе угла — зоопсихология и выработка условных рефлексов. Не ругать за плохое, но хвалить за хорошее. Не принуждать, но договариваться. Не предъявлять непонятных требований, не давить, не срываться, не требовать «стоять на голове» (и в прямом, и в переносном смысле). Наблюдать и снова наблюдать. Быть чуткими, терпеливыми, выдержанными, общаться на равных. Получать взамен от животных любовь, жить с ними в согласии.
«Мы хотим доказать, что в дрессуре существуют другие способы помимо силы и принуждения. У африканских шаманов есть интересные сведения о носорогах: они ими управляют, но опытом не делятся. Мы изучали Мафушу с нуля, проводили палочкой по разным частям тела, наблюдали, где ему нравится, а где нет... Таким путем и находили взаимопонимание».
Все это работает и в истории с мохнатыми подопечными Елены Федотовой — белыми бенгальскими тиграми. В Тюмень приехала труппа из шести молодых хищников. Тигры, как и сама дрессировщица, — династийные цирковые артисты: второе поколение. Сейчас им по два-три года. Про своих «детей-тигров», от Марты до Еремея, как и про дочерей, Елена Борисовна готова говорить долго — и в каждом слове сквозит любовь. Все они выкормлены из соски. Родившаяся первой Анфиса росла у дрессировщиков дома, спала с ними в одной постели. Воспоминания не из легких: родилась очень маленькой, слабой, мама-тигрица отказалась ее кормить, десять дней малышка провела в реанимации. Её еле удалось спасти. При этом у нее очень сложный характер: тигр тигром! Как говорит Федотова, «иногда смотрю и думаю: неужели это вредное создание, рычащее, сопящее и постоянно недовольное, спало со мной и обнимало меня лапой?.. И во время представлений она нередко пытается показать, что особенная. Но все равно я ее обожаю».
«Самое сложное, что «красной нитью» проходит через всю мою жизнь — стремление ломать традиции. Речь о цирке, о дрессуре… Многие не принимают этого, пока не осознают, насколько это круто. Делать наперекор устоям — та трудность, с которой иду по жизни. С Анастасией мы освоили новый подход к лошадям, продолжаем это и с тиграми. Они — мои дети, которые не могут и не должны знать, что такое дубина. Они видят во мне не «укротительницу тигров», а равную, с которой можно вступать в отношения. Они не рычат. Они могут выйти на манеж и валяться-кататься. Мне говорят: «Нельзя! Они вырастут и будут драться». Я каждый день доказываю: можно. С тиграми никто не позволяет себе подобных вольностей. Это эксперимент, это время, нарабатываемый опыт… Идет процесс, тигры растут, мы должны пройти этот путь и остаться живыми, доказать, что наш результат — не случайность.
…Львы и тигры — разные ребята. Львам нужна любовь, а тигры — одиночки, у них более жесткий характер. Несмотря на то, что я принимала роды, нянчила, кормила малышей из бутылочки, — они были и остаются хищниками. И меня это радует: кому интересно общаться с «тряпками»? Есть моменты, когда у тигров играют гормоны, меняется поведение, характер. Тигры нам доверяют, стирают грань «человек — животное», а мы при всем желании не можем себе этого позволить. Должны максимально доверять и в то же время быть начеку. Постоянное движение и постоянный баланс…»
Самая большая гордость Елены Федотовой — «золото» на престижнейшем фестивале в Монте-Карло, которое её старшая дочь Анастасия получила за номер с лошадьми «Эльфория». Самое большое удивление в свое время подарила младшая, Алиса, ее сила духа и воля к преодолению трудностей: девочка хотела быть воздушной гимнасткой при сильном страхе высоты, и добилась своего.
…Самое счастливое время?... «Оно еще не настало, — говорит знаменитая дрессировщица. — Оно где-то рядом, ведь жизнь — интересная штука, каждый день приносит познание, радости, новизну, эмоции».
И всем этим Елена Федотова щедро готова делиться и с нами.
Автор: Елена Ярмизина
Фото: Сергея Барсукова и с сайтов Культура.РФ, konovod.com
Билеты на «Белое шоу» в продаже — в кассе цирка,