«Выгнать из-за причёски»: что делать, если ребёнка ругают в школе за его внешний вид?

Имеет ли школа право влиять на внешний вид учеников? Что делать, если вы не согласны с комментариями по поводу внешенего вида своего ребёнка? Об этом «Наша Газета» узнала у специалистов департамента образования, юриста и рядовых тюменцев

Начало учебного года — самое «горячее» время для работников школы и детей. Недавние сланцы девочкам и мальчикам приходится менять на деловую обувь, а вместо маек надевать строгие и не всегда удобные пиджаки. А тут ещё постоянная тяга к экспериментированию со своим внешним видом! Молодёжные кумиры выводят в тренды яркие волосы, необычный мейк, либерализм в одежде… Отправляясь в школу, этот стиль хочется взять с собой. Но в некоторых школах к внешнему виду детей могут относиться слишком ревностно. И определить, где же та грань, за которую нельзя переступать как учителям, там и их подопечным, порой бывает нелегко. Ведь коротка юбка может быть таковой лишь для одного конкретного учителя, а макияж сдержанным лишь для его автора.

mil.ru

В редакцию «Нашей Газеты» обратилась мама ученика тюменской школы. По словам женщины, классная руководительница её сына регулярно и очень настойчиво требует от мальчика сходить к парикмахеру:

— Классный руководитель почти каждый день ругает моего сына за причёску — ей не нравится, что волосы слишком длинные. Но ребёнок хочет так ходить, почему я должна переубеждать его только ради требования преподавателя? Боюсь, что его могут исключить из школы из-за причёски,  — пожаловалась женщина.

Не получается ли, что школа, которая вроде бы ответственна лишь за получение знаний ребёнка, влияет и на его самовыражение, его индивидуальность? Вообще есть ли у образовательного учреждения такие полномочия? Оказывается, что есть, но делается это не для ограничения ребёнка, а для равноправных условий обучения всех учеников.

— Конечно, внешний вид не определяет права на получение образования. Никто не может отправлять ребёнка домой или не пускать на уроки по этой причине, — говорит официальный представитель городского департамента образования Татьяна Пушкарёва. — Однако закон даёт право школам устанавливать нормы внешнего вида учеников. Эти нормы закрепляются в локальных актах. Принимаются такие акты, исходя из позиции учеников, преподавателей, администрации школы и родителей в каждой школе. Внешний вид школьника должен соответствовать общеустановленным нормам делового стиля, светскому характеру нашего государства, это обеспечивает соблюдение дисциплины и порядка в школах и делается, чтобы никто из учащихся не отвлекался от образовательного процесса.

Локальные нормативные акты школ не всегда конкретны в части необходимой длины волос учеников или, например, цвета лака для ногтей, уверены юристы. Именно поэтому родителям рекомендуют изучать документы школы при записи в учебное заведение.

— Вопрос о длине волос тонкий. Если правилами учебного заведения закреплены конкретные требования к внешнему виду, тогда мы можем говорить о том, что ученик не прав, — говорит юрист Майя Антуфьева. — Но мне кажется сомнительным факт регламентации причёски ученика. Полагаю, максимум, что содержится в правилах, это что-то вроде опрятного вида учащегося. А такая формулировка очень размыта. Думаю, что правильный выход из сложившейся ситуации - найти компромисс с учителем о том, как в школе должна выглядеть прическа ученика, без изменения её длины. Заставлять состригать волосы по субъективному мнению одного учителя без правового на то основания не может быть в рамках закона.

Если договориться всё-таки не получается, можно вынести обсуждения на более масштабный уровень. Правила предусматривают возможность для родителей и их ребёнка отстоять свою позицию. Как рассказали «Нашей Газете» в пресс-службе городского департамента, в случае конфликтной ситуации между учеником, родителем и школой на базе учебного заведения создаётся комиссия по разрешению проблемы. Эта комиссия состоит из учеников, родителей и представителей школы. Во время обсуждения поднимается нормативный акт, выслушивается мнение родителей, самих учеников и позиция школы. Если родители считают, что внешний вид их ребёнка соответствует правилам, и эта точка зрения поддерживается, например, другими учениками, то комиссия может принять одобрительное решение.

Истории горожан

Как бы там ни было, можно с уверенностью говорить, что конфликты из-за внешнего вида детей в школе вечны. В этом случае в ситуацию включаются сразу несколько факторов — и некий консерватизм всей системы, и природная неспособность некоторых подростков мириться с ограничениями. Мы попросили тюменцев, окончивших школу в разные годы, рассказать свои грустные, ироничные или нелепые истории, так или иначе связанные с их внешним видом в школе. 

mil.ru

Марина, шеф-редактор (выпуск 1999 года)

— Наша учительница по трудам категорически не воспринимала девочек в брюках. По её мнению, это был предмет из исключительно мужского гардероба. Если мы с одноклассницами, например, не успевали снять спортивную форму после физкультуры и приходили на технологию, она всё равно отправляла нас переодеваться. Говорят, что даже картошку эта женщина копала в юбке.

Екатерина, домохозяйка (выпуск 2002 года)

— В 9 классе все девочки в моём классе начали пользоваться косметикой. В один прекрасный день я тоже решила немного подкрасить ресницы тушью и губы блеском. Всё было хорошо, но на последнем уроке учительница по математике взяла меня за шкирку и повела к раковине, умывала меня холодной водой. В итоге я пошла домой с глазами чёрными как у панды.

Яна, инспектор таможенной службы (выпуск 2011 года)

— Помню, как-то пришла в школу в 11-ом классе, а наш завуч остановила меня и сказала «Разворачивайся и не возвращайся, пока не наденешь приличной длины юбку». Я сходила домой, переоделась, но до сих пор считаю, что ничего вульгарного в ней не было. Я же всегда в таких ходила, и никого ничего не смущало!

Лейла, дизайнер (выпуск 2012 года)

— Как-то в 8-ом классе учительница сказала мне «Да, Лейла, тебе пора похудеть». Я ничего не сказала родителям, но это было очень обидно.

Поделиться записью
Наверх