Россияне стали меньше есть свежих овощей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы продаж свежих овощей снизились на 2.6%, что уже само по себе является настораживающим фактором. Насколько данная проблема серьезна?
По аналитической компании «Нильсен» больше всего просели продажи баклажанов (-16%), кабачков россияне стали покупать на 1,5% меньше, картофеля на 6,4%, помидоров на 18% и огурцов на 17%.
Безусловно главным фактором стала высокая инфляция и серьезный рост цен на всю перечисленную продукцию. Люди вынуждены экономить. И это неудивительно, только один картофель за год подорожал вдвое. А средний чек при покупке огурцов и помидоров в марте-июле увеличился на 10% (год к году), до 102 и 112 рублей соответственно.
Но есть и позитивные факторы. По словам зампреда правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрия Леонова, падение продаж свежих овощей связана с высокой базой и сокращением импорта. Также свою роль сыграли погодные условия. Во многих регионах России этим летом была холодная погода, что негативно сказалось на уровне урожая. Сейчас цены на овощи немного снижаются, что может стимулировать их продажу.
Но все главная проблема роста цен на продукты питания в России заключается в структурных проблемах российского сельского хозяйства. Главную роль играют высокие издержки и низкая маржинальность продукции.
Плюс ко всему в развитых экономиках основную роль в производстве овощей играют мелкие и средние фермерские хозяйства, в то время как в России доминируют крупные аграрные холдинги. Также в России недостаточное количество теплиц, для выращивания овощей в течение всего года. Именно решение этих проблем могло способствовать стабилизации цен на овощи, и, следовательно, росту их потребления населением…