История тюменских евреев: от прошлого века, когда они шили военный френч Ленину, до современных Синагоги и Хануки

Как они оказались на территории Сибири, чем тут занимались, чем прославились и как сегодня, спустя несколько десятилетий, устроен их быт - от национальных праздников до религиозных обрядов. В истории тюменских евреев разбирался журналист NG72.ru

Тюменская область богата национальностями. Всего на территории нашего региона (включая ХМАО и ЯНАО) живет 3 миллиона 615 тысяч человек. Все они - представители более 140 народов.
 
Национальный состав одной только Тюмени поражает воображение: от привычных русских, татар и украинцев до малознакомых манси, бухарцев, коми-зырян, ненцев, сибирских казаков, хантов и многих других. Чем эти народы отличаются от других? По каким правилам они живут? Чем занимаются и каких традиций придерживаются? NG72.ru запускает цикл материалов о народах и национальностях Тюмени.
 
Сегодня мы расскажем вам про евреев в Сибири. В начале девухтысячных местная община насчитывала 613 евреев (данные переписи 2002 года). Сегодня в Тюмени проживает порядка 1500 человек еврейского происхождения, много смешанных семей.
История тюменских евреев
Самые первые евреи, по словам местного раввина Игоря Варкина, появились в Сибири еще в XVII веке. Царское правительство ограничивало пребывание и расселение евреев на этих территориях, но Сибирь казалась евреям местом свободной жизни. Исторически сложилось, что черта оседлости проходила по территории Белоруссии, Украины, Литвы, Молдовы и Польши, за ее пределы выезжать евреям запрещалось.
 
На фото: Игорь Варкин, раввин (духовный представитель еврейской общины), председатель еврейской религиозной организации «Мадрегот».
 
Игорь Евгеньевич

– Евреи рвались в Сибирь и нелегально. Например, есть история про одного мясника, законопослушного человека, купившего документы конокрада, которого вот-вот должны были сослать в Тюмень. Ради переезда этот человек пожертвовал своим добрым именем, – рассказывает Игорь Варкин.

Но большинство евреев попали в Тюмень либо во время Великой отечественной войны, либо после нее. Экскурсовод Елена Попова (проводит экскурсии «Тюмень по-еврейски») рассказывает, что многие приезжали сюда на заработки. В 1960-х годах, когда на территории региона активно копали нефть и газ, в Тюменскую область хлынул огромный поток людей со всей страны. В том числе, сюда поехали и евреи.
 

Елена Попова,

экскурсовод

                                                                                                     

– В 20 веке в Тюмени насчитывалось порядка 10 состоятельных еврейских семейств, дома которых стоят до сих пор, – рассказывает Елена Попова.

Особенно среди евреев, которые жили в Тюмени в начале XX века и в конце XIX,  выделяют семью Хацкелевич, которые ведут свой род издавна. Еврей по имени Меер Хацкелевич, закройщик с высшим портновским образованием, полученным в Санкт-Петербурге, был лучшим портным города: обшивал местную политическую элиту, да и не только. С этим даже связанная одна история: во время Великой Отечественной войны к Хацкелевичу пришли люди «при исполнении» и сделали заказ на пошив френча без подкладки. Портному сообщили размеры — и дали понять, что на примерку сам заказчик не придет. Задавать вопросы не рекомендовали. Мастер сделал работу, но только после войны узнал, что шил одежду для Ленина, тело которого всю войну тайно хранили в здании нынешней сельскохозяйственной академии.

еврейские дома и районы тюмени
Тюменский краевед Станислав Белов называет «еврейским кварталом» территорию между улицами Кирова и Дзержинского, а также улицами Володарского и Урицкого. В этом небольшом районе действительно находились дома и магазины самых крупных еврейских купцов, таких как: Шайчика, Оверштейна, Рабиновича и других.
Усадьба Янкеля ШАЙЧИКА 
Этот дом находится по адресу: улица Ленина, 47. Сегодня усадьба, построенная в 1914 году, считается памятником архитектуры. Янкель Шайчик был купцом, основное состояние он сколотил во время русско-японской войны, торгуя платьями и обмундированием.
 
На фото: Янкель Шайчик (фото из архива Елены Поповой)
 
 
Документ, в котором указана национальность и вероисповедание
 
 
В здании располагались не только комнаты, где жила семья еврея Янкеля Шайчик, но и магазины - аптекарский, фруктовый, меховой. На втором этаже здания, над торговыми площадями, помещалось 15 гостиничных «номеров с отоплением», которые сдавались желающим по 800 рублей в год и одно «широко известное в Тюмени заведение».
 
Пожить в этом доме еврейскому семейству удалось недолго: при советской власти их бизнес был национализирован, впоследствии Шайчикам пришлось эмигрировать. Кто-то уехал в Шанхай, кто-то в Канаду.
 
Дом шлемы Оверштейна 
Этот дом находится на углу улиц Республики и Кирова. Откуда в Тюмень приехали Оверштейны - достоверно неизвестно даже краеведам. Но принято считать, что первые Оверштейны оказались на территории Сибири по собственному желанию. Сам Шлема Оверштейн занимался швейным делом. В доме, который находится на пересечении Республики-Кирова, размещался магазин готового платья.
 
Дом вульфа Рабиновича
Здание находится по адресу: улица Первомайская, 39. На первом этаже каменного дома размещался магазин, принадлежащий Рабиновичу. Там продавалась женская и мужская одежда, шапки, меха и дорожные вещи. Особняк был главным зданием усадьбы, в которую также входили склады и два деревянных двухэтажных дома. Кроме самого Рабиновича, в доме жили и квартиранты.
 
Судьбу особняка Рабиновича, как и многих других домов именитых горожан, круто изменила Октябрьская революция 1917 года. Через несколько месяцев после нее собственность еврейского купца была оценена в 1647 рублей и национализирована. Несмотря на это, Вульф Рабинович прожил в этом доме до конца своих дней.
 
Торговый дом иоселя Брандта
Одним из самых высоких зданий в дореволюционной Тюмени был дом купца Иоселя Хаймовича (по-русски Иосифа Михайловича) Брандта. Его построили в 1908 году, когда в Тюмени только начали возводить трехэтажные здания. Располагался дом на главной городской улице – Царской, 34. Смотрите, каким дом купца Брандта был в 1900-х и как он выглядит сейчас:
 
 
Кстати, о купце Брандте есть комедийный фильм, снятый тюменской «Дровален-студия» совместно с командой «Мадрегот», он называется: «Корова Брандта». Основой для сюжета картины послужила заметка, опубликованная в газете «Тобольский край» в 1907 году. В заметке речь шла о корове, которую украли у купца Брандта и зарезали. Но купец опознал пропажу по предъявленным ушам и рогу.
 
 
Фильм завоевал дипломы Минского фестиваля Еврейского короткометражного кино (номинация «Лучшая режиссерская работа») и Всероссийского фестиваля телерадиопрограмм и фильмов «Человек и вера» (за авторскую самобытность). Автор сценария: раввин тюменской синагоги Игорь Варкин. Режиссер: Владимир Дровален.
 
Выставка тобольско-тюменских фотографов конца XIX — начала XX веков, основой экспозиции стали тюменские евреи и их быт:
 
 
На выставке были представлены портреты жителей, городские пейзажи, события Тобольской губернии — работы талантливых фотографов Якова Фидлермана, Исайа Кадыш, Иосифа и Семена Шустеров, Соломона Кардонского.
 
 
Евреи: традиции и обычаи
Достаточно старый вопрос: еврей – это национальность или принадлежность к религии? И ответить на него не сложно, ведь, согласно еврейским законам, понятие «еврей» можно определить и как национальность, и как религию. Правда, многие современные евреи не являются религиозными людьми.
 
Евреями принято считать людей, которые получили эту национальность от матери. Данное правило прописано в Торе (главный религиозный закон иудеев). Там сказано:
  • Любой человек, мать которого еврейка, считается евреем.
  • Человек, рожденный от матери-еврейки, не может перестать быть евреем.
Таким образом, если ваш отец - еврей, а мать - другой национальности, то вы не считаетесь евреем.

На фото: раввин Игорь Варкин показывает старинную Тору
 
Раввин Тюмени Игорь Варкин показывает старинную Тору
 
У еврейской общины в Тюмени есть своя синагога, которая находится по улице Кирова. Она была построена еще в 1911-1912 годах. Сегодня здание находится во владении еврейской религиозной организации: «Мадрегот» («Ступени»).
 
Синагога Тюмени
 
У здания тюменской синагоги, как и у представителей местной еврейской общины, непростая судьба. После революции 1917 года, религиозный объект стали использовать как общежитие. После, в разные годы, там размещались библиотека, склад, музыкальная школа, филиал филармонии и даже филиал «Союзаттракциона».
 
Во владения еврейской общины синагога вернулась только после развала Советского союза, в 1993 году. Тогда, вспоминают тюменские евреи, здание было в удручающем состоянии - без окон, без крыши, оно требовало капитального ремонта. Только в 2001 году синагогу признали памятником архитектуры.
 
 
Как рассказал журналисту NG72.ru тюменский преподаватель, исследователь еврейской культуры и руководитель центра иудаики Дмитрий Иванов, с самого начала формирования этноса литературное творчество «преследовало» евреев. В итоге — классика мировой литературы: Библия, Талмуд, всевозможные мидраши. «Базовые тексты, конечно, — тексты религиозные, и роль иудаизма в еврейской культуре велика. Поэтому до сих пор большая часть праздников связана с религией, что, например, не отменяет наличия светских праздников в израильском календаре».
 
Дмитрий Иванов

Дмитрий Иванов

преподаватель, исследователь еврейской культуры и руководитель центра иудаики 

– Конечно, евреи отмечают 9 мая! Они в Великой отечественной войне заняли прочное 3–4-е место по числу награжденных всеми боевыми наградам (учитывая соотношение численности), – говорит Дмитрий Иванов.

Отношение евреев к праздникам самое разное. Как пошутил один из посетителей синагоги: «Сколько евреев, столько и мнений». Некоторые стараются придерживаться всех правил и традиций, другие же давно перестали следить за событиями еврейского календаря.

Праздник Ханука в Тюмени

Ханука - это еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Этот праздник принято отмечать с 25 декабря.

Тюменские евреи отмечают Хануку каждый год. В дни Хануки они обычно устраивают трапезы, сопровождая их традиционными песнями и рассказами о чудесах, которые Творец совершил для наших предков.

Архивное фото: празднование Хануки в Тюмени

На этот праздник поют песни, выступают народные ансамбли, проходят театральные выступления, дети поют песенки и демонстрируют свое творчество.

 

Как рассказывает раввин Игорь Варкин, у нас нет ни одного ортодоксального еврея - соблюдать все 613 заповедей Торы в Тюмени невозможно, более того, все, что связано с землей обетованной, привозят из Израиля. 

Его слова поддержала и руководитель еврейской национально-культурной автономии города Тюмени «Авив» Ольга Межецкая.

– В Тюмени даже негде купить кошерные продукты. Если есть только кошерную пищу, то надо либо привозить продукты из Москвы или Екатеринбурга, либо ограничиться фруктами и водкой, – рассказывает Ольга Межецкая.

Современные евреи в Тюмени
Потомок еврея Меера Хацкелевича (про него мы писали выше) живет сейчас в Тюмени. Его зовут Михаил Михайлович Хацкелевич, он сын Михаила Мееровича Хацкелевича и Галины Яковлевны Давидсон. Мужчина работает в неврологическом отделении больницы и признается, что в обширных родственных связях разбирается с трудом, многих дальних родственников не знает, однако сохраняет и ведет семейное древо: с 1833 года — от Хаема Хацкелевича — и до наших дней.

– Составляла родословную моя двоюродная сестра. Вышла на пенсию в 55 лет — появилось время, вот и решила заняться семейной историей, — рассказывает Михаил Хацкелевич.

Михаил Хацкелевич

Михаил Михайлович Хацкелевич

Врач в неврологическом отделении ОКБ №2, человек с известной фамилией и богатой семейной историей

Не все еврейские семьи проживают в Тюмени давно. Валерий Екимочев переехал сюда из Германии совсем недавно. 

– Меня зовут Валерий Екимочев, мне 32 года. Мой отец Александр - русский, а мама Анна - еврейка. Сам я переехал в Тюмень, когда познакомился с женой, в 2013 году. До этого 20 лет прожил в Германии и никогда не сталкивался с какими-либо инцидентами, связанными с моей национальной принадлежностью, – рассказывает Валерий Екимочев.

Валерий Екимочев,

работает менеджером в компании ООО «Немецкие насосы»

                                                                                               

Магендовид (или звезда Давида) – древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды. С XIX века «Звезда Давида» считается еврейским символом.

– Немцы очень педантичны в форме общения. Проблемы если и возникают, то это обычно с отдельными личностями. По жизни нам помогают (или мешают) люди, а не религия. Сам я не религиозный человек и каких-то традиций особо не соблюдаю, однако ношу Магендовид.

Поделиться записью
Наверх