Последний троллейбус проехал по улицам Тюмени в 2009 году. После реконструкции Мельникайте и Республики было принято решение отказаться от этого транспорта, сделав выбор в пользу более быстрых и экономичных автобусов. С тех пор прошло семь лет. Предприятие, за которым были закреплены троллейбусы, номинально работает до сих пор - зарабатывает на том, что сдает офисы и помещения в аренду. Горожане, в свою очередь, с теплотой вспоминают троллейбусы и делятся архивными фотографиями. Историю тюменских троллейбусов - от 1970 года до сегодняшних дней - читайте в нашем материале.
В 1970 году первый директор моторного завода Владимир Хуторянский предложил городской власти открыть троллейбусную линию, чтобы соединить два тюменских завода — моторный и медицинского оборудования и инструментов. Инициативу Хуторянского поддержали не только в мэрии города, но и сами жители Тюмени. Так началась история тюменского троллейбуса.
Архивный снимок тюменского троллейбуса (фото с сайта park72.ru):
В том же году, 30 апреля, состоялось торжественное открытие троллейбусной сети. В начале мая по городу пустили самый первый троллейбус. Пройти боевое крещение довелось тюменцу Сергею Пыхтееву - именно он был за рулем того троллейбуса. Следующими водителями, которые выехали из троллейбусного депо, стали Светлана Пыхтеева, Архип Мисюра и Юрий Дунаев. Первые водители троллейбусов обучались вождению в Челябинске. Через несколько месяцев после того, как по Тюмени проехался первый электротранспорт, наш город получил право заниматься кадровой подготовкой самостоятельно.
Параллельно происходило и становление тюменского троллейбусного управления. День рождения предприятия датируется первым декабря 1971 года. По архивным данным, именно в первый день зимы на Республики, 200 распахнулись двери конторы, которая заведовала всеми городскими троллейбусами.
Буквально за несколько недель была проложена асфальтированная дорога, построены два здания тяговых подстанций, установлено 450 опор, проложено 15 километров кабельных линий, протянуто 28 километров контактной сети. На протяжении еще полутора лет в Тюмени построили троллейбусного депо, в которое вмещалось 50 машин. На рубеже 71-72-73 годов троллейбусный парк крепко встал на ноги. В советские годы на предприятии работало больше сотни человек.
Троллейбусов было 55. Большинство из них - марки ЗиУ-5. Эти фирменные советские троллейбусы, которые производились в Саратовской области с 1959 по 1972 годы, не справлялись с большим пассажиропотоком. Поэтому спустя несколько лет во многих городах России отказались от их использования в пользу более усовершенствованных машин. До сегодняшних дней сохранилось немного экземпляров троллейбусов марки ЗиУ-5, большинство из них стали музейными экспонатами.
На фото: троллейбус марки ЗиУ-5
Через десять лет, в начале 80-х, в Тюмени появились троллейбусы марки ЗиУ-9. Они ездили по улицам нашего города вплоть до 2009 года. На фото: ЗиУ-9
Теперь немного о цифрах: с семидесятых годов по 2009-ый, когда было принято решение отказаться от троллейбусов, на этом виде транспорта тюменцы успели прокатиться больше 8 миллионов раз.
С 1970 вплоть до 2009 года тюменские троллейбусы курсировали по 15 городским маршрутам - возили пассажиров от музея городской думы до аэропорта «Плеханово».
На фото: троллейбус в Тюмени
В 1986 году троллейбусное сообщение соединяло центр Тюмени с новыми микрорайонами. В 2008 году, буквально перед самым закрытием, линию продлили до «Тюменского микрорайона».
15 троллейбусных маршрутов, которые функционировали в Тюмени:
1. «Музей — Моторный завод» (12 июня 1970 - 1990-е годы)
2. «Музей — завод Медоборудования» (январь 1971 - 1990-е годы)
3. «завод Медоборудования — Моторный завод» (январь 1971 - 1990-е годы)
4. «ТЭМЗ — 2-я Горбольница (Сибэлектромонтаж)» (начало 1973 - 28 апреля 2003)
5. «2-я Горбольница (Сибэлектромонтаж) — Моторный завод» (начало 1973 - 1990-е годы)
6. «2-я Горбольница (Сибэлектромонтаж) — Ж.-д. вокзал» (конец 1973 - 1 мая 2008)
7. «Ж.-д. вокзал — завод Медоборудования (Автовокзал)». С 01.05.2008 «Ж.-д. вокзал — Рабочий поселок», а с 06.09.2009 «Сквер — Рабочий поселок» (конец 1973 - 5 октября 2009)
8. «Ж.-д. вокзал — Моторный завод» (конец 1973 - 1990-е годы)
9. «аэропорт Плеханово — завод Медоборудования (Автовокзал)» (1974 год - 12 июня 2007 год)
10. «аэропорт Плеханово — Моторный завод» (1974 год - 1990-е годы)
11. «ТЭМЗ — Железнодорожный вокзал» (1976 год - 1980-е годы)
12. «Рабочий поселок — Аккумуляторный завод» до 1 февраля 2008 года «Рабочий поселок — Дом обороны» (1976 год - 9 августа 2009)
13. «3-й микрорайон (Широтная ул.) — БКУ (Рабочий посёлок) — Моторный завод (Час пик)» (1986 год - 1990-е годы)
14. «Тюменский микрорайон — Железнодорожный вокзал» до 1 января 2008 года «3-й микрорайон (улица Широтная) — Железнодорожный вокзал» (1986 год - 6 июля 2008)
15. «2-я Горбольница (Сибэлектромонтаж) — 3-й микрорайон (улица Широтная)» (1986 - 1990-е годы)
Стоимость проезда в троллейбусе была почти в два раза дешевле, чем в автобусе. Еще в советское время доехать до пункта назначения можно было всего за 5 копеек, а на автобусе - за 10. В период перестройки на троллейбусе можно было добраться за 5 рублей, на автобусе - за 8. А вот уже в 2008 году одна поездка на троллейбусе строила 7-10 рублей, тариф на автобус в это же время был уже 12 рублей.
На фото: счастливый билет за проезд в тюменском троллейбусе, который стоил 5 рублей.
Работники троллейбусной сети после закрытия, в основном, перешли в автобусные парки. Некоторые, чей возраст перешагнул пенсионную планку, ушли на заслуженный отдых. Журналисту NG72.ru удалось пообщаться с работником троллейбусного предприятия. Знакомьтесь - Галина Заракушева, кондуктор девятого троллейбуса.
Галина Заракушева, 58 лет Работала на троллейбусе в конце 90-х и в начале нулевых
|
- Я всю жизнь живу в Гилевке, недалеко от Тюмени. В свое время работала кондуктором в троллейбусном парке на девятом электротранспорте. Пришла в эту профессию из-за того, что денег не хватало - время тогда было сложное, работы не было... В троллейбусном парке тогда работал мой брат Олег Быков, он был водителем. Его жена, Марина, была кондуктором. Вот они меня к себе и позвали.
Сначала было тяжело — нужно было рано вставать, а потом еще целый день стоять на ногах... Но со временем я привыкла. До сих пор помню, как в полпятого утра бежала на работу в троллейбусный парк, а уже ровно в пять мы выходили на линию. И так день за днем. В восемь вечера сдавали деньги. Зарплату получали маленькую — если выполнишь план, то четыре тысячи рублей, а коли нет — три. Но на жизнь хватало.
Мне очень жаль, что в Тюмени не стало троллейбусов. Хорошее было предприятие, да и коллектив у нас был дружный.
Троллейбусная сеть в Тюмени была ликвидирована ровно семь лет назад, 5 октября 2009 года, еще при губернаторе Сергее Собянине. Чиновники объясняют такое решение низкой востребованностью данного вида транспорта и активного развития городской инфраструктуры. Но существует и еще одна версия, почему перестала функционировать троллейбусная сеть: некоторые считают, что владельцы автобусов и маршруток таким образом ликвидировали конкурентов с транспортного рынка.
Несмотря на это, тюменское троллейбусное предприятие существует до сих пор практически в том виде, в котором оно функционировало много лет назад. Это четырехэтажное серое здание, где располагается не только ОАО «Тюменское троллейбусное предприятие», но и МКУ «Тюменьгортранс».
На фото: бывшее депо. Здесь стояли троллейбусы до 2009-2010 года
По словам нового руководителя ОАО «Тюменского троллейбусного предприятия» Анатолия Старостина, который занимает этот пост чуть больше года, бывший парк сейчас сдается в аренду - таким образом компания, имеющая миллионные долги, пытается выйти в плюс.
Анатолий Старостин Руководитель тюменского троллейбусного предприятия
|
- Когда меня назначили на должность руководителя АО «Тюменское троллейбусное предприятие", предприятие несло убытки на фоне существенной величины кредиторской задолженности.
Необходимо понимать, что отказ или ликвидация вида деятельности как пассажирские перевозки городским электротранспортом не значит тоже самое, что ликвидация предприятия. На сегодняшний день на балансе предприятия имеется имущество, в частности земельный участок с расположенными на нем административным и производственными зданиями. Конечно, данный имущественный комплекс необходимо содержать с максимальной отдачей, то есть получать прибыль.
Наша главная функция сейчас - погашение огромных долгов, возникших за предыдущие годы работы. Нам нужно эффективно распоряжаться имуществом, то есть ликвидировать кредиторскую задолженность.
На фото: заброшенные авто, которые эвакуировали с тюменских улиц, на территории троллейбусного предприятия
Евгения Жижилева
|
- Помню, в конце девяностых мы ездили на троллейбусе примерно рублей за пять. В салоне троллейбусов летом было душно, а зимой холодно... Еще помню, как у них постоянно во время пути отпадывали палки! Приходилось сидеть и ждать, когда водитель троллейбуса их починит. А еще в памяти всплывает то, что сверкал ток в проводах! Троллейбусы — это часть истории Тюмени. Мне кажется, что ее не вырвать из сознания людей.
Правильно сделали, что убрали троллейбусы с городских маршрутов. Ведь наш город становится все больше и больше, численность жителей приближается к миллиону, а содержание троллейбусов - не выгодное дело.
37-летний Алексей Медведев, работающий в департаменте социального развития, тоже вспоминает о том времени, когда по улицам Тюмени колесили троллейбусы:
- Для меня не было принципиально - поехать на автобусе или же на троллейбусе. Который транспорт быстрее приходил, туда и садился. Правда, помню, что при поездках в троллейбусах частенько выключали свет, тогда приходилось пересаживаться на автобус. Это было неудобно.
Если говорить в целом, то я не жалею, что троллейбусы пропали с наших улиц - решение убрать их было правильным, но время, когда они ездили по Тюмени, я все равно вспоминаю с теплотой.
После закрытия троллейбусного движения предприятие избавилось от транспорта. В сентябре 2010 года несколько машин по договору аренды были переданы в Курган. Другая часть электротранспорта ушла туда же, только на запзапчасти.
Еще в марте 2010 года на балансе ОАО ТТП числилось 42 троллейбуса. Самому старшему тюменского троллейбусу было чуть больше 13 лет.
На фото: тюменские троллейбусы №7 и №12
В 2011 году несколько троллейбусов перевезли из Кургана обратно в Тюмень. Транспорт выгрузили на территории парка. А вот три года назад, в апреле 2013-го, два последних троллейбуса из Тюмени снова передали в Курган.