Зампредседателя правительства РФ Аркадий Дворкович выдвинул предложение поднять плату за проезд по федеральным трассам для большегрузов весом больше 12 тонн. Сейчас для фур действует льготный тариф - 1,5 рубля за километр. С февраля 2017 года тариф «Платона» планируется увеличить до 2,61 рубля за километр, с июня того же года — до 3,06 рубля за километр. Окончательного решения еще не принято. Проект рассматривают в Госдуме, но обратная реакция не заставила себя ждать – многие не согласны с повышением стоимости.
История «Платона» и первая реакция тюменцев
К концу 2013 года в России было зарегистрировано более 1,7 миллиона грузовиков массой более 12 тонн. Около 400 тысяч грузовиков — транзитный транспорт. Денежных средств из действующих налогов не было достаточно для того, чтобы поддерживать дорожную инфраструктуру в надлежащем состоянии в таких условиях эксплуатации. Поэтому было принято решение о сборе дополнительного налога, с чем были не согласны многие активисты-дальнобойщики страны.
|
Сергей Мишарин,
Тюменский дальнобойщик, глава «Объединения перевозчиков России». Выступает против системы «Платон»
|
– Они говорят, что наши фуры портят дороги. Но где математические и физические обоснования этого? – рассказывает журналисту NG72.ru глава «Объединения перевозчиков России» Сергей Мишарин. – Вы даже просто посмотрите сами, визуально осмотрите дорогу. Колея на всех автодорогах – это колея легковых автомобилей! Фура туда никак не поместится. Износ дороги происходит естественным путем при эксплуатации всех видов транспорта, не только грузовых.
Система «Платон» работает уже год – ее запустили 15 ноября 2015 года. В момент старта системы тариф был 3,73 рубля за километр, но позже было принято решение о внедрении льготного тарифа - 1,53 рубля за километр. На тот момент против «Платона» взбунтовались дальнобойщики со всей страны. В Тюмени мужчины перекрывали дороги фурами, возле ЦУМа водители митинговали, а когда на сцену вышел чиновник, чтобы защитить закон, его обматерили и вернули обратно в толпу.
Все новости про протесты дальнобойщиков в Тюмени и УРФО – читайте по ссылке
Дальнобойщики не выходили на работу неделю, писали петицию президенту страны с просьбой отменить антинародный закон, тюменские водители даже гроб с надписью «Платон» делали.
Было создано профобъединение – «Союз профессиональных водителей и грузоперевозчиков». Тем не менее налог вступил в силу, а тариф 1,53 рубля работает и сейчас, по информации министра транспорта РФ, в 2016 году система «Платон» принесет в госбюджет около 20 миллиардов рублей.
Дальнобойщики требуют доказательств, что большегрузы портят дороги
– Лично я не верю в эти данные. Слов говорили уже много, однако еще в прошлом году нам так и не смогли ответить на целый ряд вопросов. Куда смотрит правительство, когда внедряет налог по предоплате, когда вся система грузоперевозок работает по схеме выполнил - заплатили? Где все данные, отталкиваясь от которых они решили, что длинномеры разрушают дорогу? Было заседание конституционного суда, в котором рассматривали вопрос правомерности внедрения такого постановления. Верховный суд решил заморозить стоимость в 1 рубль 53 копейки до 2018 года. Более того, в срок до 15 ноября 2016 года власти должны будут дать обоснование физического и математического расчета о причиняемом ущербе дорогам большегрузами. Боюсь, что об этом тоже забыли, поэтому вопрос будет вновь поднят, – рассказывает журналисту NG72.ru Сергей Мишарин.
Как «Платон» повлиял на Тюмень
Многие водители, просто прекратили свою работу, не выдержав недобросовестной конкуренции. Часть компаний установили оборудование «Платон», однако большинство водителей его попросту выключают.
– А как иначе? Даже те, кто установил спутниковое оборудование – попросту выключают его. А включают только в Московской области, – рассказывает тюменский дальнобойщик, пожелавший не называть своего имени. – Некоторые дороги не федеральные, а муниципальные. На них «Платон» не распространяется. Опять же включать и выключать аппарат из-за этого? Ну посмотрим, как будут отслеживать.
В прошлом году крупные предприятия жаловались Дмитрию Медведеву, что неизбежен рост цен на продукты из-за введения системы «Платон». Транспортные компании в то время уже отказывались принимать заказы на перевозки. В кризисное время заметить или оценить, как на стоимость продуктов повлиял «Платон» – трудно, сейчас и так все постоянно дорожает.
– По большому счету многие «Платон» не платят, однако большинство грузовладельцев уже внедрили стоимость налога в стоимость товаров. Подорожали яблоки, груши, молочные продукты, хлеб... На 2-3% выросла цена на 92-ой бензин, а дизельное топливо и вовсе на 5%. Дальше думайте сами, чем все обернется, – объясняет тюменец Сергей Мишарин.
Как рассказывают водители грузовых автомобилей, интерфейс «Платона» рассчитан на все виды транспорта, как на грузовые, так и на легковые. Поэтому те, кто просто пересел на транспорт полегче – временно отложил неизбежное.
– Как только правительство расправится с дальнобойщиками, следом налог коснется всех. Все водители любых транспортов начнут платить, – рассказывает журналисту NG72.ru руководитель ассоциаци дальнобойщиков Ардашов Владимир. – А потом всей страной подсчитаем, на какой процент взлетят цены.
Кто не согласен с увеличением тарифа
Вот и сейчас с предложением поднять цену на тариф многие не согласны. Минтранс РФ, например, предложил отложить индексацию по инфляции тарифа до 2018 года. А замглавы Комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов предлагает подождать с повышением – до того момента, пока не восстановится экономика. Однако систему «Платон» в целом он поддерживает.
Российские продовольственные союзы также просят отложить повышение тарифов в «Платоне». По их мнению, в этой системе взимания платы с грузовиков до сих пор зарегистрировано недостаточно автомобилей, а часть дальнобойщиков избегают оплаты, что создает условия недобросовестной конкуренции. Изменение тарифа может также привести к росту цен на продукты на 3–10%.
Крупнейшие российские продовольственные объединения: «Русбренд», «Руспродсоюз», Национальный союз производителей молока, Национальная мясная ассоциация, обратились к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой отложить отмену льготного коэффициента, применяемого к тарифу в системе «Платон». В письме объяснили, что мера видится необоснованной и несвоевременной из-за ряда нерешенных вопросов. Так, из заявленных при внедрении «Платона» более 1,5 млн грузовых автомобилей в системе зарегистрировано не более 650 тысяч машин, а часть грузоперевозчиков «продолжает саботировать оплату из-за отсутствия налаженной системы контроля».
«Опять этот налог, давайте начнем платить за то, что дышим вообще!» – пишут в социальных сетях недовольные пользователи. Дальнобойщики собираются и дальше протестовать, но есть среди них и более-менее успокоившиеся.
Как рассказал тюменский водитель со стажем 30 лет – Заболотских Андрей, на его работу эта тарификация никак не повлияет, но он уверен, что нововведения коснутся всех.
|
Заболотских Андрей,
тюменский водитель грузового автомобиля, стаж около 30 лет
|
– Проблемы возникнут у начальника, моя работа от этого сильно не изменится, но в целом хорошего не так много. Налоги, стоимость солярки, обслуживание автомобиля, а теперь еще и федеральная дорога платная – каждые 100 километров по 300 рублей отдавать. Дальнобойщики, как правило, за рейс проходят 1000 километров, а то и больше, – объясняет журналисту NG72.ru Заболотских Андрей. – Как работать малому бизнесу? Давят частников, вот и все.
Примут ли нововведение – станет известно после рассмотрения проекта в Госдуме.