Открытая лекция, посвященная городскому дизайну, прошла 19 декабря на площадке ТРЦ «Тюмень Сити Молл». С тюменцами пообщался Эркен Кагаров, арт-директор известной российской студии Артемия Лебедева. Москвич не только рассказал о правилах дизайна и главных элементах урбанистического вида Москвы и Санкт-Петербурга, но и отметил особенности Тюмени, которые успели его поразить. Что его удивило, а что не понравилось - читайте в нашем материале.
На фото: Эркен Кагаров (справа)
— Одна из проблем, которая сразу бросается в глаза: большое количество вывесок в ограниченном пространстве. Понятно, что каждая компания должна рассказать о себе, но если этих табличек много и они сконцентрированы в одной точке, то создается ощущение хаоса. Конечно, можно договориться о единой форме вывесок, разобраться в цвете и шрифтах. Это минимум, что можно сделать. Таким хаотичным многообразием табличек, кричащих все обо всем, славится не только Москва, они есть по всей России, в том числе и в Тюмени.
Основная задача - это не сделать вывески менее заметными, а сделать их более согласованными. Сейчас есть два типа вывесок. Либо это отдельные буквы, которые крепятся к фасаду здания, либо текст, который расположен на подложке, а вся конструкция вешается на здание. В Москве от вывесок второго типа уже отказываются, таким образом само здание становится единым фоном, а также решает проблемы с габаритами подложки. У букв есть свои правила, например, высота шрифта не должна превышать 50 сантиметров. Однако для каждого города они должны быть индивидуальны. Те решения, которые работают в Москве, могут не сработать в Тюмени.
Вот так это выглядит в Тюмени:
— Однажды в Москве за короткий период снесли почти все временные постройки: ларьки, киоски и магазины, построенные нелегально. Хотя у кого-то были даже какие-то документы и разрешающие бумаги. Недвижимостью такие объекты нельзя было назвать, но после их сноса облик города очень сильно изменился. Одной из главных проблем таких времянок является несогласованность и неопрятность. Дополнительно стоит отметить разницу между чистотой города и хорошим планированием. Возможно, большое число урн и скамеек поправит ситуацию, но городская среда — многоплановое понятие, которое надо внедрять постепенно.
— В Москве очень любят цветы, особенно тумбы и другие объекты для их хранения. Но беда в том, что цветочные тумбы устанавливаются очень неумело.
Во-первых, эти конструкции не мобильны, а учитывая то, что у нас большее время года цветов нет, то объекты становятся скорее урнами для мусора, а не клумбами. Да и просто идти по тротуару становится некомфортно.
Во-вторых, цветочные горшки красят в вызывающие цвета, которые перетягивают все внимание на себя. В итоге цветы теряются в буйстве красок. Есть проблема и в интеграции, когда цветы можно расположить на фасадах здания, столбах или окружении, а не занимать пешеходное пространство. В Тюмени интегрированных цветочных клумб не очень много, или я просто их не видел, но, полагаю, основной упор сделан именно на клумбы.
— Отдельно стоит отметить не только соотношение арт-объектов между собой, но и с районом, в котором они расположены. Это конфликт между стилем малых архитектурных форм и окружением. Примеры есть в каждом городе: скамейки, урны, фонарные столбы. Причем, разные образы влияют по своему на среду. Если стили прошлого в новом и современном районе выглядят неуместно, выбиваясь из общей картины, то в окружении старинных особняков модные автомобили смотрятся гармонично. Возможно, дело в том, что мелкие детали становятся привычны и мы на них спокойнее реагируем. А вот карета, припаркованная у небоскреба из стекла и бетона, сразу бросилась бы в глаза. В Москве довольно часто можно наблюдать картину, хотя и в Тюмени, я слышал, есть и исторические зоны, и сверхтехнологичные районы. Комбинировать стили можно, но нужно делать это аккуратно.
— Выделяют два вида вандализма: мягкий и грубый. Грубый заключается в том, что приходят люди с техникой, ломами и демонтируют объект. С этим бороться мы не можем, в конце концов, только государство может как-то повлиять на это. А более легкий вандализм - это граффити, тэги и другие рисунки на зданиях. Причем было замечено, что разукрашивают обычно незанятую площадь на домах, цветочных тумбах и всего, до чего есть доступ. А вот рекламные щиты, арт-объекты не так часто подвергаются подобным творческим атакам. Во-первых, из-за того, что на занятой рекламой стене графическая информация будет теряться, а во-вторых, срабатывает простое желание заполнить пустоту. Бороться с этим можно только грамотным украшением пространства. Хотя бывают случаи, когда творческие инициативы просто уничтожаются службами ЖКХ. Разрисовывание объектов, от рекламных тумб до фасадов домов, практика даже не общероссийская, а мировая. Возможно, если в городской среде не будет ни заброшенных зданий, ни бессмысленных, пустующих площадей, то и мягкий вандализм сойдет на нет. При условии, что это вандализм, а не искусство.
Вот так это выглядит в Тюмени:
— Впечатления, в целом, очень приятные. Отдельно отмечу отношение самих тюменцев, которые хвалят свой город, отмечают его плюсы и хотят здесь остаться, а не уехать, например, в Москву. Я не видел всего города, но заметил, что в Тюмени активно используется архитектурная подсветка зданий. На самом деле, это дает очень сильный эффект, так как из-за короткого светового дня многие города ощущаются мрачноватыми. Общее ощущение от Тюмени более радостное и дружелюбное. Более того, новому человеку в городе становится проще разглядеть названия улиц, а значит и навигация становится проще. И, конечно, много новогодних световых украшений, елок и гирлянд. Праздник действительно чувствуется, а это определенный показатель успешности городской среды.
— В России, в плане благоустройства и улучшения дизайна, перспективы очень туманные. Пока сделано очень мало, поэтому у дизайнеров есть большие возможности получить реальные результаты. Я очень надеюсь, что здравый смысл победит, а проект благоустройства городов будет воплощен толково. Ведь благоустройство - это не только большое число лавочек и урн, а гармоничное, правильное и разумное использование каждого элемента для создания гармоничной картины.
В Тюмени очень высокий уровень жизни, об этом говорит и статистика, и сами тюменцы. Люди стремятся остаться здесь или переехать сюда. Хотя, возможно, это и совсем хорошо, ведь в Москву тоже каждый год едут гости, но нельзя сказать, что все они высококультурные личности. А Тюмень может сохранить и улучшить свой внешний вид при том условии, что руководство и профессионалы серьезно подойдут к этому вопросу и выработают разумные и эффективные нормы для городской среды.