История тюменского кинолога: как щенков учат находить наркотики и куда отдают собак после выхода на «пенсию»

Его единственный напарник - немецкая овчарка по кличке Кима. Его основные рабочие обязанности - вместе с напарником ловить по горячим следам преступников. О своей непростой и очень интересной работе рассказывает тюменец Александр Малышкин

Как отбирают щенков для службы в полиции, могут ли собаки найти преступника лишь по одной капли крови, каким образом четвероногих полицейских учат искать взрывчатку или наркотики, что происходит с собакой после выхода на пенсию - об этом и многом другом рассказывает тюменский кинолог Александр Малышкин. В декабре он вместе со своей служебной собакой по кличке Кима был назван лучшим полицейским-кинологом России.

— Почему вы решили стать кинологом? Это не самая популярная и распространенная профессия...

— Большую роль сыграла армия, так как я служил там кинологом. После службы я попробовал поработать в школе, но через год решил, что должен приносить пользу людям и обществу, и поехал в Тюмень (сам я из Голышмановского района). Здесь передо мной встал выбор: пойти работать либо бойцом пожарной охраны, либо сотрудником полиции. Опыт работы с собаками мне очень пригодился, и, возможно, стал решающим фактором.

— В какой момент стали работать с собаками - в армии или еще раньше?

— Так как я жил с родителями в частном доме, то к животным, в том числе собакам, привык с детства. Более того, мой папа увлекается охотой, и какое-то время я сам часто выезжал поохотиться. Поэтому собаки в моей жизни были всегда - охраняли дом, помогали на охоте. А когда я отправился служить в армию, то мой опыт позволил мне стать кинологом.

— На работе вы постоянно возитесь с собаками. Интересно, а дома у вас есть животные? Или вы так устаете от пушистых напарников, что предпочитаете не держать дома питомцев?

— Вообще, я очень люблю животных, до переезда в Тюмень занимался даже голубями. Но сейчас у меня  живет только одна кошка.

— Сколько на вашем счету натренированных собак?

— Полностью подготовленных и натренированных собак всего две. Одна была в армии, а со второй я работаю последние четыре года - это немецкая овчарка по кличке Кима. Когда только поступил на службу в полицию, то выбрал щенка, прошел вместе с ним специальный курс для подготовки кинологов и вот, с тех пор так и работаем вместе, раскрываем преступления, ловим преступников.

У такой работы есть начало и нет конца. Ты берешь щенка и на протяжении всей жизни воспитываешь и тренируешь его. Просто не существует какого-то конечного этапа и степени готовности. Всегда есть что-то, чему можно научиться, как и у людей. Какие-то приемы усовершенствуются, меняются, а что-то приходится вводить заново.

Также я помогаю другим кинологам, если им нужен совет или какая-либо другая помощь. Например, могу поухаживать и позаботиться о питомце товарища.

— Расскажите про собаку, с которой служили в армии.

— Она досталась мне от солдата-срочника, который заканчивал службу. Животное было, откровенно говоря, в очень плачевном состоянии. Видно было, что солдат собаку сильно обижал. Тяжелая работа началась, в первую очередь, с восстановления психики. Я поднял ее на ноги и те команды, которые она не выполняла раньше, стали возможны. Защитная реакция тоже была восстановлена. При нападении на меня или на нее, она давала отпор, а не зажималась и не пряталась. Но, в целом, Акура была спокойной, поэтому иногда приходилось с ней играть, чтобы она вышла из пассивного состояния.

— А как подбирают щенков для службы в полиции? Как определить: вот эта собака сможет ловить преступников, а эта - нет?

— Все решает специальная комиссия, которая изучает щенков и выносит решение о профпригодности животного. После того, как собаки пройдут медкомиссию, сотрудникам дают право выбрать себе щенка по темпераменту и личным предпочтениям. Те щенки, которые не прошли отбор, просто не покупаются и остаются у заводчиков. Кстати, иногда нам передают щенков в дар, и, если медкомиссия одобряет животное, то мы его принимаем.

— Какие у вас были предпочтения при выборе собаки?

— Мне ближе более спокойные, уравновешенные животные. Мои собаки - и в полиции, и в армии - во многом похожи по темпераменту. Первую собаку, как я уже говорил, звали Акура, а вторую, которая сейчас со мной, коротко — Кима, а полностью Марвел Юнион Виктория. Первая часть имени обозначает питомник, вторая — кличка отца, а третья — имя собаки.

— Как тренируете Киму?

— Тренировка начинается с того, что мы заступаем на суточное дежурство. Либо сутки через трое, либо через двое. В это время мы с собакой выезжаем на вызовы, работаем по делам. Если есть свободное время - срочных выездов нет, то можно провести ОКД (общий курс дрессировки) или выборку. Суть выборки заключается в том, чтобы собака, обнюхав предмет в руках дрессировщика, смогла найти схожий по запаху предмет, выбрав его среди других. Также два раза в неделю проводятся дни занятий с собаками, на которых каждый кинолог индивидуально работает со своим питомцем. Там мы проводим следовую работу и другие мероприятия, в такие дни можно подтянуть те моменты, которые хромают.

— Любой ли человек может стать кинологом?

— Практический опыт можно наработать, поэтому нет ничего невозможного. Но есть одно обязательное условие: человек должен любить животных. Без этого работа не пойдет. Будущий кинолог должен полностью отдаваться занятиям с собакой. А если все это имеется, то есть специальная школа, в которой преподают основные методики и ОКД. Все это - поэтапная работа, постоянно самосовершенствование себя как специалиста просто необходимо. Информация есть в интернете, в книгах, да и товарищи всегда готовы помочь советом или поделиться опытом.

— Бывает ли, что здоровая собака не справляется с работой из-за стресса или по какой-то другой причине?

— Действительно, некоторые выезды бывают бессмысленными. Например, выезды на место происшествия недельной давности. В таких случаях собака просто может не взять след. Также следует помнить, что собака, как и кинолог, работает сутки, и в течение дежурства устает, что негативно сказывается на работоспособности, бывают сбои. Иногда собаки ленятся, иногда свою роль играет физиология.

— Расскажите, как собак тренируют искать взрывчатые и наркотические вещества?

— Популярный миф, что собак подсаживают на наркотики, чтобы они их искали, всего лишь миф. Во время тренировок используются имитаторы, порошки в пакетиках, запах которых идентичен настоящей взрывчатке или наркотикам. Никакой опасности для животного здесь нет. Собака привыкает чувствовать этот запах и впоследствии, благодаря ему, учится находить нужный объект. Если правильно найден объект, то собаку поощряют игрой в мяч или едой. Это вырабатывает мотивацию и рефлекс.

Впрочем, в армии был немного другой метод тренировки, с использованием настоящей взрывчатки. Во время кормежки животного, в специальный сваренный контейнер, расположенный над миской, помещался тротил. Конечно, за этим следили специальные люди, которые приносили и уносили взрывчатое вещество в комнату хранения. И когда собака ела, то привыкала к запаху и потом искала тротил, думая, что там есть пища.

— Если опасности от наркотиков для собаки нет, то какие угрозы остаются?

— Угрозы есть всегда. Когда собака идет по следу за преступником, то нельзя быть абсолютно увереным в том, вооружен он или нет. Если в ориентировке была информация, что у подозреваемого есть с собой нож или пистолет, то сложно сказать, настоящее это оружие или нет. И, наоборот, то, что про оружие информации нет, не значит, что пистолета не окажется при задержании. У армейских собак бывают случаи, когда они не улавливают растяжку со взрывчаткой и проходят через нее. Особенную угрозу представляют клещи, которые переносят клещевой энцефалит.

— Часто ли болеют служебные собаки?

— Также, как и люди. Многое завит от ухода за животным. Если о ней заботиться, ухаживать и следить, то она будет здоровой и счастливой, а если забросить ее, то и болеть она будет гораздо чаще. Нарушение обмена веществ, отказ лап, разложение печени — это далеко не все опасности, которые грозят собаке. И все зависит от иммунитета, если он сильный, то собака справится.

— Как обычно отдыхаете? Видитесь ли своим напарником в выходные дни?

— По-разному, бывает, что вместе со своей собакой, бывает, что отдельно. Обычно после суточного дежурства беру собаку и еду с ней в лес. Общаюсь, играю или просто гуляю. Каждые сутки приношу что-то из дома и подкармливаю Киму. Особенно это актуально в морозы. Да и просто, если есть возможность, заскочил, погладил, порадовал друга и уехал. Много времени не займет, а собаке приятно и самому хорошо. А пока меня нет на работе, собака находится в вольере.

— Существуют ли награды для отличившихся собак, ведь они также несут службу и совершают подвиги?

— Для кинологов есть награды, а вот для собак, к сожалению, я еще не встречал. Раньше, в 90-е, были какие-то знаки отличия и поощрения, а сейчас уже нет. Например, за три раскрытых дела я получил награду и диплом, а Кима получила только лакомство от меня. Мне очень жаль, что ее работу не отметили и никак не поощрили. Это неправильно, так как мы работаем одной командой, и собака точно также работает и старается. Надеюсь, в будущем, ситуация изменится.

— Вспомните какой-нибудь самый яркий случай за время вашей работы с Кимой.

— Зимой 2014 года я вернулся из уфимской школы кинологов и приступил к делу о краже из магазина в поселке Антипино. Неизвестные похитили сигареты, джин-тоник и две палки колбасы. Почти никаких зацепок, которые помогли бы выйти на след преступников, не было. Кима сумела найти воров всего лишь по одной капли крови. Как выяснилось позже, один из преступников порезался прямо в магазине. Кима сначала довела нас до подъезда, а потом указала на дверь, ручка которой была в капельках крови. Когда мы вместе с участковым начали допрашивать жильцов квартиры, то выяснилось, что к ним заходили какие-то люди. Уже потом, где-то через год, я узнал, что двух молодых людей, обворовавших магазин, задержали и посадили. То, что моя собака вышла на след и сразу добилась такого результата, стало для меня самым ярким моментом.

— Получается, собака может выйти на след по любой зацепке?

— Нужен, конечно, минимальный элемент, например, капля крови или след. Собака очень хорошо улавливает запах человека, при условии, что он свежий. Но немаловажна и работа кинолога, который видит визуальные следы, например, рисунок протектора обуви. В ряде случаев кинологу приходится выбирать, куда именно направить собаку. Хотя бывают и обратные ситуации, когда работаешь ночью и следы видно очень плохо. В этом случае приходится полагаться только на своего четвероногого товарища. Иными словами, работа кинолога с собакой состоит из 60% работы кинолога и 40% работы собаки.

— Существует ли у собак пенсия? Что происходит с собакой, которая отработала положенный срок?

—  Обычно собака служит до 8 лет. Когда наступает собачья пенсия, то есть два варианта дальнейшего развития событий. Кинолог может забрать питомца к себе домой, либо отдать его другим людям. При этом первому встречному животное не передадут, человек должен доказать, что у него есть все условия для содержания собаки. Этот факт, как и то, что собака уже непригодна для службы, устанавливает специальная комиссия.

— Заберете Киму себе, когда она выйдет на пенсию?

— Да, конечно. Я уже привязался к ней, да и моя семья тоже. Кима выручает нас варежками и носками: я вычесываю собаку, а шерсть привожу домой и передаю теще. А она уже вяжет из шерсти полезную одежду, которую потом носят мои дети. 

Поделиться записью
Наверх