На минувшей неделе корреспондент NG72.RU заметил, что на улице Республики в Тюмени в одном из подземных переходов ограничили доступ к пандусу. Вместо него инвалидам-колясочникам предложили воспользоваться лифтом. Спросив мнение по этому поводу у общественника, выяснилось, что эти «рельсы» никогда не пользовались популярностью у маломобильных групп населения. Более того, в городе достаточно проблем, которые не позволяют инвалидам свободно передвигаться. Наш журналист пообщался с несколькими героями и выяснил, с какими трудностями сталкиваются колясочники ежедневно.
Никита учится в шестом классе, профессионально занимается спортом и подает большие надежды. Однако, несмотря на его успехи, ему приходится нелегко. Из-за болезни он не может ходить самостоятельно. Передвигается он с помощью коляски и мамы. Отец Никиты давно ушел из семьи. Все бы ничего, но живут они на шестом этаже. Хрупкой женщине приходится носить подростка на руках, потому что коляска не входит в лифт. Еще несколько лет и она уже не сможет его выводить на улицу привычным способом. Семья Гомулиных надеется, что власти обратят внимание на их проблемы и помогут.
Мама Никиты - Юлия Гомулина
- Наша коляска не входит в лифт, потому что он старого образца. Новый обещали установить, когда дому исполнится 30 лет. А это значит, что нам придется ждать еще шесть лет. Все это время мне нужно будет носить сына на руках. Нам необходимо пройти всего три лестничных проема. По специальной программе нам установили пандусы, но пользоваться мы ими не сможем, пока не появится новый лифт. Боюсь, что через несколько лет я уже не смогу Никиту поднять одна. Но это не единственная проблема. Мы столкнулись с тем, что во дворе нашего дома совсем нет парковочных мест. Мне приходится оставлять сына на улице одного, пока сама ищу, где припарковаться. Если я подъеду близко к подъезду, высажу Никиту и поведу его домой, то остальные автомобили попросту не проедут. Я перегорожу им дорогу. С этой проблемой я уже обращалась в ЖЭУ, но там мне сказали, что у нас по плану не предусмотрены парковочные места. Поэтому помочь они ничем не могут, - рассказывает женщина
Гомулины надеются, что им удастся обменять квартиру на шестом этаже на другую жилплощадь. Идеальный для них вариант – это двухкомнатная квартира на первом этаже. Но сделать это тоже непросто. Также Юлия опасается, что им может достаться квартира хуже, чем та, в которой они живут сейчас.
Жизнь Никиты непростая, но очень насыщенная. Просыпается он в восемь утра, завтракает и ждет начала занятий. К нему домой в определенное время приходят учителя. Они обучают его разным наукам. Несмотря на то, что успеваемость Никиты в силу его особенностей зависит от настроения и усталости, преподаватели хвалят его. Например, они заметили, что школьник неплохо осваивает математику, интересуется географией и биологией.
Также три раза в неделю Никита ходит на тренировки. За пять лет занятий боччей (спортивная игра на точность, принадлежащая к семье игр с мячом, близкая к боулингу, петанку и боулзу, имеющих общие истоки в античных играх распространенных на территории Римской империи) ему удалось получить юношеский разряд, собрать множество наград и кубков. Совсем скоро, в марте, он отправится в Москву на очередные соревнования. Никита вместе со своей командой на чемпионатах представляет не только Тюмень, но и Россию. Кроме того, мама мальчика старается каждый год подкопить денег и вывезти его к морю. Два года назад Никита даже научился плавать самостоятельно. В свободное время он вместе с мамой, как и все обычные дети, гуляет в парках, ходит в кино. Правда, им приходится преодолевать для этого немало преград.
Мама Никиты - Юлия Гомулина
- Условия для колясочников в Зареке ужасные. Гуляем мы только в парке или микрорайоне «Европейский». У нас, к сожалению, дворы совсем не благоустроенные. Сходить в магазин с Никитой – это тоже проблема. Складывается ощущение, что владельцы магазинов устанавливают пандусы не для того, чтобы ими пользовались, а для печати пожарных. К счастью, в торговых центрах с этим нет проблем. Везде есть лифты. Нам с Никитой очень нравится кинотеатр в «Матрице». Тут колясочникам разрешают бесплатно посещать киносеансы. Мы с сыном сами выбираем фильм, места и покупаем мне билет, как сопровождающему. И так пересмотрели уже много кинокартин, - рассказывает женщина
На вопрос журналиста «О чем ты мечтаешь?» Никита задумался. После небольшой паузы он тихо произнес: - «Я хочу научиться ходить. Стать известным спортсменом, чтобы папа увидел меня по телевизору. Чтобы узнал меня…»
Петр Борисович живет в частном доме в заречной части города. На протяжении долгого времени, выходя на прогулку, он рисковал своим здоровьем. У него не было пандуса, с помощью которого он мог бы спокойно выйти на улицу. Вместо этого его супруга прокладывала доски. Но каждый раз она боялась, что коляска может перевернуться. Местные власти ничем не могли помочь инвалиду. Ведь это не муниципальная земля, а значит установка пандуса возлагается на собственника участка. Недавно к ним на помощь пришел друг семьи. Он сам соорудил Петру Борисовичу удобный деревянный пандус, который легко убирается и устанавливается в случае необходимости. Однако наличие этой конструкции не решает других проблем: мужчина не может прогуляться по улице потому, что там нет тротуаров. Приходится ехать прямо по проезжей части — это не только небезопасно, но и неудобно.
В прошлом году на День города Петр вместе с супругой пошли погулять в центр. Он ехал на коляске, а жена шла рядом. По Зареке им удалось пройти болееменее нормально, но когда они оказались у набережной, то пришлось обращаться за помощью к полицейским. Стражи порядка подняли коляску с мужчиной и поставили на тротуар, минуя высокий бордюр. Проехав еще немного, Петр заметил, что ему на пути вновь встретилась преграда. Тогда он принимает решение ехать по краю оживленной дороги.
Петр Шевченко:
- Несмотря на то, что сейчас везде говорят о программе для инвалидов «Доступная среда», в городе не так уж и много мест, где действительно нам можно передвигаться свободно. Да, на Цветном бульваре удобно, в Цирк можно спокойно сходить. Но в основном везде слишком высокие бордюры. Колясочники, переезжая с одного тротуара на другой, могут запросто опрокинуться. Поэтому многие, как и я, решаются ехать прямо по дороге. Это, как вы сами понимаете, очень опасно. Автобусы, которые едут в нашу сторону, тоже не оснащены должным образом. Во всяком случае так было в то время, когда мы ими пользовались.
Дома Петр Борисович передвигается на старой коляске. Она вся перебинтована изолентой и скрипит. Сам Петр признается, что она у него с 2002 года. Уже несколько раз ломалась. Сейчас он стоит в очереди на новую, но опасается, что коляска будет неудобная. Основная проблема заключается в том, что дверные проемы в доме не такие уж и широкие. Его нынешняя коляска хоть и не с легкостью, но проходит в них. Будет ли так удобна новая — неизвестно. Тем более, сейчас департамент закупает коляски китайского производства (ранее привозили из Уфы-прим.). Петр пытался напрямую связаться с заводом, где когда-то сделали его старую коляску. Но там ему сообщили, что производство приостановлено, поэтому сделать заказ невозможно.
- Кроме этой проблемы существует еще одна — поставка этих же колясок. Их выдают в декабре-ноябре. Если не успеваешь подать заявку, то приходится ждать целый год. Сначала мы ждем, потом устраиваем между с собой гонку. Например, свою механическую коляску я ждал 2 года, - рассказывает Петр Борисович
Несмотря на все эти нерешенные вопросы, Петр не отчаивается. Свое свободное время он проводит с внуками или за работой. Мужчина пишет красивые стихи, статьи для городской газеты и составляет кроссворды. Из-за болезни у него не очень подвижные руки и времени на написание уходит гораздо больше, чем у здорового человека. Но тем не менее, он продолжает заниматься любимым делом.
- Я пишу все сам, хотя ноги и не действуют и руки почти не работают. Лежа пишу, опираюсь, двумя пальцами печатаю. Не так быстро, как у других, получается. Но все равно это для меня работа. Стихи я начал писать в юности. Потом это ушло. Я трудился. Работал и времени не было тогда, а сейчас время есть. Я не могу просто сидеть. Пишу обо всем: о любви, о Тюмени, о войне. И даже участвую в конкурсе «Ода Тюмени», - продолжает рассказывать мужчина
Произведение Петра Шевченко
Журналист портала NG72.RU обратился за разъяснениями к представителю тюменского регионального общественного движения молодых инвалидов «Вдохновение» Тимуру Нигматуллину.
Тимур Нигматуллин, общественник
Как оказалось, решить проблему семьи Гомулиных вполне возможно. Для того, чтобы переехать с шестого этажа на первый необходимо направить соответствующее письмо в орган местной власти: администрацию города, гордуму или областную думу. Далее этот вопрос возьмут под контроль.
А вот с вопросом об установке пандусов в частных домах сложнее. Ведь муниципальные деньги могут тратить только на муниципалитет. А вот для того, чтобы сделать бордюры более удобными (низкими) нужно обратиться в Управу своего округа.
Представитель организации согласился с тем, что в Тюмени существуют некоторые проблемы с оснащенностью города под колясочников. Но подчеркнул, что работа в этом направлении ведется. Для более эффективного результата, по его мнению, необходимо установить взаимодействие инвалидов с органами власти.